Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства Чтение нот с листа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Струнные инструменты» учебного предмета "Чтение нот с листа" составлена в соответствии с Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств по видам искусств (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21 ноября 2013 года №191-01-39/06-ru) и устанавливает требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации данной программы.
Цель программы – умелое и беглое чтение нот с листа несложных пьес.
Задачи:
Обучающие:
- формирование навыков грамотного анализа музыкальных произведений и воплощение их средствами выразительности;
-формирование навыков беглости в сочетании с ритмо-динамической точностью;
- формирование штриховых и аппликатурных навыков;
-сформировать понятия о музыкальной форме, фразировке, динамике.
Развивающие:
- обогащение музыкальной памяти;
- развитие музыкальных способностей обучающихся;
-развитие моторики;
- развитие мышления и памяти;
- развитие навыка самостоятельно ориентации в тексте произведения;
-развитие исполнительских и технических навыков.
Воспитательные:
-воспитывать расширение музыкального кругозора;
-воспитывать любовь и интерес к музыке;
-обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями;
- воспитывать образно-эмоциональное и логически-смысловое восприятие;
- воспитание самоконтроля в работе.
Данная программа направлена на:
- развитие художественного вкуса детей,
- воспитание любви к искусству,
- формирование нравственных качеств личности и эстетическое отношение к окружающему.
Чтение нот с листа является важным аспектом в образовательном процессе, так как способствует развитию у ученика беглого и грамотного чтения нот, развивает образное мышление, память, слух и многие исполнительские качества.
Программа педагогически целесообразна, составлена на основе достижений классической и современной педагогики, построена с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся.
Минимум содержания по чтению нот с листа должен быть сформирован в соответствии с возрастными особенностями ребенка.
Образовательная программа актуальна, так как она ориентирована на воспитание ребенка в классических традициях, способствующих развитию музыкальной личности.
Новизна данной образовательной программы опирается на понимание приоритетности учебно-воспитательной работы, направленной на развитие музыкальных способностей обучающегося, его музыкального кругозора и нравственных качеств перед работой направленной на освоение предметного содержания.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы – 6 - 17 лет.
Режим занятий: урок проводится раз в неделю по одному академическому часу.
Форма обучения – индивидуальная.
Срок реализации – три года.
Объем учебного времени, предусмотренного учебным планом на реализацию учебного предмета, составляет 99 часов.
Сведения о затратах учебного времени
Классы
1-3

Максимальная учебная нагрузка
(в часах)
66

Количество
часов на аудиторные занятия
33

Количество
часов на внеаудиторные занятия
33


На уроках чтения нот с листа должна прослеживаться межпредметная связь с дисциплинами обучаемого цикла. Практические навыки неотрывно должны быть связаны с теоретическими знаниями, которые ребенок получает в процессе обучения.
Отличительной особенностью программы является то, что она составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся от 6 до 17 лет.
В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий:
Урок объяснения нового материала:
На этом уроке дети получают различные сведения по теме. Педагог, излагая теоретические материал, иллюстрирует свой рассказ, используя как наглядные пособия, так и аудио- и видеозаписи, презентации. Обучающиеся совместно с преподавателем анализируют материал, отвечают на поставленные вопросы.
Урок общения и систематизации знаний:
Закрепление умений, знаний, навыков.
Контрольно-проверочные занятия:
Подведение итогов знаний, умений, навыков по теме.
Занятие – игра
В игровой форме обучающиеся закрепляют приобретенные навыки.
Самостоятельная деятельность детей:
На уроке обучающиеся самостоятельно выполняют творческие задания.
Занятие – зачет:
Подведение итогов, выявление осознанности знаний, умений и навыков чтения с листа.
Методы, применяемые в работе:
Метод демонстрации: прослушивание лучших образцов исполнения, использование наглядных пособий, личный пример.
Словесный метод: беседа; рассказ; обсуждение; сообщение задач.
Метод разучивания: по элементам; по частям; в целом виде.
Метод анализа: при работе можно использовать звукозапись отдельных моментов игры ребенка, после чего необходимо дать прослушать материал и проанализировать его.
Обучающие методики (рассказ, беседа, непосредственное подражание взрослому, выступающему как образец, и другие) дополняют игровой метод там, где необходимы полезные знания и навыки, расширяющие возможности детей в окружающем мире.
Обоснование структуры программы учебного предмета
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Занимательное сольфеджио»;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки учащихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Ожидаемые результаты: после окончания курса чтения нот с листа ученик должен уметь читать с листа небольшое по объему музыкальное произведение расширенного диапазона с ритмическими и аппликатурными трудностями.
Критерии оценки качества знаний и умений подводятся на контрольных уроках и зачетах.
Формы подведения итогов реализации программы - участие обучающихся в контрольных срезах в форме дифференцированных и недифференцированных зачетах, викторинах, уроках-соревнованиях.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
На каждом уроке должно прочитываться 4-7 пьес. Игре пьесы должен предшествовать обязательный устный анализ (тональность, особенность движение мелодии, ритмического рисунка, скачки, интервалы, ступени, выбор аппликатурной позиции, ритмослоговая поддекстовка, форма музыкального построения, функциональное развитие и др.).
На уроках чтения нот с листа обучение ведется по нарастающей шкале от простых мелодий к более сложным, усложняется не только мелодическая и ритмическая линия рисунка пьесы, но и технические приемы исполнения, штрихов и аппликатуры.
1. Анализ музыкального текста и навыки чтения.
Анализ небольших по объему музыкальных пьес.
2.Роль метроритма в музыкальных произведениях.
Синтез мелодики и метроритма. Взаимосвязь. Навыки воспроизведения в едином целом.
3.Динамический рисунок музыкальных произведений (штрихи, аппликатура, динамические оттенки).
Анализ нотных записей, условных обозначений, музыкальных фраз. Динамическое развитие музыкального произведения.
4.Аппликатура и штрихи при чтении нот с листа.
Формирование навыков владения правильной аппликатуры, приемов игры на инструменте.
5. Группировка нот разных длительностей в простых размерах.
Освоение и осмысление каждой длительности в отдельности, а затем постепенное их перемешивание. Элементарная группировка нот при читке пьес с листа в простых размерах.
6.Знаки альтерации в нотном тексте.
Ориентация в тональном плане пьесы, т. е. определение тональности. Навыки прочтения нот с листа со знаками альтерации.
7.Репертуар и его разнообразие.
Знакомство с разнообразными по содержанию и форме, стилю, фактуре пьесами русской и зарубежной классической музыки, творчеством советских композиторов и произведениями современных зарубежных композиторов. Формирование художественного и эстетического вкуса.
Примерный репертуарный перечень музыкальных пьес:


1 класс
1. Е. Тиличева "Часы"
2. Русская народная песня "Во саду ли в огороде"
3. Русская народная песня "Скок поскок"
4. Д. Кабалевский "Вежливый вальс"
5. В. Моцарт "Пастушья песня"
6. Е. Тиличева "Цирковые собачки"
7. А. Карасева "Горошина"
2 класс
1. С. Полонский "Перепелочка"
2. Л. Бекман "Елочка"
3. Д. Кабалевский "Маленькая полька"
4. М. Карасев Веселые гуси"
5. Русская народная песня "Во поле береза стояла"
6. В. Моцарт "Аллегрето"
3 класс
1. Латышская народная песня "Ай - я, жу-жу"
2. В. Калинников "Киска"
3. В. Моцарт "Майская песня"
4. Н. Потоловский "Метель"
5. М. Глинка "Песня"
6. С. Халаимов "Я иду и напеваю"

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИОБУЧАЮЩИХСЯ

По окончании 1 класса обучающиеся должны:
Знать:
- названия октав;
- скрипичный ключ;
- запись нот первой октавы;
- деление нот и пауз (целая, половинная, четвертная, восьмая длительности);
- такт, размер 2/4;
- знаки увеличения длительностей;
- штрихи ( легато, нон легато, стаккато);
- динамические оттенки;
- понятия «темп», «лад».
Уметь:
- воспроизводить ритмические рисунки в простых размерах (сочетание целой, половинной, четвертных и восьмых длительностей);
- проанализировать музыкальное построение;
- устанавливать границы фраз;
- читать с слита несложные пьесы в объеме 8 тактов.
Владеть:
- элементарными навыками чтения нот с листа несложных пьес;
- навыком анализа прочитанного произведения.

По окончании 2 класса обучающиеся должны:
Знать:
- знаки альтерации (бемоль, диез, бекар);
- размер 4/4;
- динамические оттенки;
-графические контуры секунды, терции, трезвучий;
-элементы мелодической фигурации.
Уметь:
-правильно извлекать звук во время игры;
- правильно распределять смычок во время исполнения пьесы;
- точно воспроизводить ритмический и мелодический рисунок в пьесе.
Владеть:
- навыками чтения нот с листа не сложных пьес;
- навыками анализа музыкального построения.

По окончании 3 класса обучающиеся должны:
Знать:
- музыкальную терминологию;
- о композиторах исполняемых произведений;
- понятие стиля исполняемых произведений;
- характерные черты важных жанров;
- представления о музыкальных формах;
Уметь:
- самостоятельно разучивать музыкальные произведения;
- слушать и контролировать себя;
- применять теоретические знания на практике;
- убедительно доносить смысл и характер исполняемого произведения.
Владеть:
- навыками транспонирования произведения;
- навыками художественного исполнения читаемого несложного читаемого произведения;
- навыками анализа исполняемого произведения.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Оценка качества реализации учебной программы «Чтение с листа» включает в себя основные виды контроля успеваемости:
текущий контроль успеваемости обучающегося,
промежуточная аттестация
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:
- отношение ребенка к занятиям, его старание и прилежность,
- качество выполнения предложенных заданий,
- инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы,
- темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные отметки.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.
Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки и проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях:
Каждая форма проверки может быть как с оценкой, так и без оценки.
Обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика.
Система оценки качества программы обучающихся:
В соответствии с указанными критериями выделены три уровня освоения обучающимися образовательной программы: высокий, средний, низкий.
Оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» соответствуют уровням освоения программы.
Оценка 5 («отлично») ставится обучающемуся в том случае, если в процессе обучения и на зачетном занятии он продемонстрировал исполнение музыкальных произведений без ошибок с учетом всех пожеланий и рекомендаций педагога; ритмичное исполнение; осмысленное, и эмоциональное исполнение с уверенным использованием разнообразных исполнительских средств (динамических, артикуляционных, штриховых) и технических возможностей инструмента, соответствующих характеру, содержанию и стилю произведения, темповых обозначений.
Оценку 4 («хорошо») обучающийся получает, если на зачетном занятии он продемонстрировал недостаточно свободное звукоизвлечение, некоторые неточности в исполнении отдельных ритмических фигур; воспроизведение музыкального материала с небольшими текстовыми погрешностями; эмоциональное исполнение произведения, не совсем точное и уверенное использование различных исполнительских выразительных приемов и технических возможностей инструмента.
Оценка 3 («удовлетворительно»: ставится обучающемуся, если он исполнил программу неуверенно, неритмично, допуская в тексте произведений большое количество ошибок и неточностей.
Оценка «2»(неудовлетворительно): знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала.
Оценка «1»(неудовлетворительно):
Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Процесс чтения нот с листа является довольно сложным. Поэтому, прежде чем говорить о нем, давайте разберемся, что лежит в основе этого процесса и зачем он нужен.
В основе чтения с листа лежит слуховое представление, возникающее непосредственно в процессе зрительного восприятия нотного текста, то есть в процессе превращения нот видимых в слышимые.
Когда ученик способен понятно и грамотно сыграть  «с листа» легкую пьеску,  это результат того, что уже сформировался целый комплекс, куда входят не только узко инструментальные навыки, но и развитое музыкальное мышление, внутреннее представление, умение «окинуть общим взглядом» небольшую фразу, ощущение внутреннего чувства движения – пульсации, двигательная ловкость, быстрота реакции, схватывание характера пьесы, способность к волевому усилию, личная активность и заинтересованность, умение довести до логического завершения, осознание результата.
Воспитание навыков чтения с листа настолько востребовано, необходимо, что следует систематически работать в этом направлении с самого начала обучения. Важным здесь является личностно-эмоциональное отношение самого преподавателя, его ясное представление о том, какие направления входят в многогранный навык «чтение с листа» и способность на каждом этапе развития ученика планомерно ставить конкретные задачи и осуществлять их.
Музыкальный материал, предлагаемый для чтения нот с листа, должен быть тщательно отобран педагогом в соответствии с возрастными особенностями ребенка.
По содержанию он должен быть интересным и доступным, а по степени трудности ниже, чем произведения по специальности. Педагог должен разбирать с учеником на уроке небольшие отрывки из музыкальных произведений, значительно более доступных по изложению и фактуре.
Прежде чем приступить к чтению нот с листа ученик анализирует музыкальный текст произведения без инструмента, определяет тональность, размер, темп исполнения, выявляет особенности ритма, знакомится с динамическими оттенками, аппликатурными и штриховыми особенностями.
Следует обращать внимание ученика на наиболее важные и характерные текстовые указания, касающиеся ладатональности, метроритмической схеме, повторности тех или иных построений, изменений текстового размера и т.д.
Для чтения нот с листа рекомендуется давать обучающимся произведения, преимущественно в умеренном темпе, в несложных тональностях.
Как правило, для чтения нот с листа следует выбирать такие произведения. которые по своему содержанию, фактуре, выразительности были бы доступны ученику, вызывая у него интерес к работе и стремление активно и самостоятельно ознакомиться с музыкальной литературой.
Длительно задерживаться на каком-либо не рекомендуется, так как количество и разнообразие изучаемых музыкальных произведений имеет огромное значение для развитие навыков чтения с листа и расширения музыкального кругозора обучающихся.




















13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT141315