Аттестационный тест по учебному предмету «Музыкальная литература» программы ФГТ

Аттестационный тест по учебному предмету «Музыкальная литература»
I полугодие (дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области хореографического искусства)

Ф.И. класс____________________________________________________________
Раздел I. Музыка как вид искусства.
Музыкальная культура Древней Греции образует первый исторический этап в развитии музыкальной культуры Европы, представляя таким образом как бы ее детство. К стариннейшим временам уходят и истоки древнегреческих мифов о великих музыкантах - Орфее, Олимпе, Марсии. Эти мифы прославляют еще чудодейственную, магическую силу музыки. Считается, что именно в Древней Греции музыка достигла наивысшего выражения в культуре [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Само слово «музыка» имеет [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] происхождение.
Оно переводится __________________________________________________________________
Выбери ответ: нотная грамота, искусство муз.
Древнеримская музыка в виде [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] не сохранилась. Возникли музыкальные жанры, связанные с бытом.  В обиходе были напевы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» (прыгуны, плясуны). Салии устраивали танцы-игры, а «арвальские братья» устраивали празднества, посвящённые урожаю. Члены богатых семей обучались пению или игре на каком-нибудь инструменте. Ни одно празднество не проходило без музыкальных инструментов. 
Какая профессия в Древнем Риме считалась популярной?

__________________________________________________________________
Выбери ответ: учитель музыки, римский воин, жрец.

3. Византийская музыка. После падения Западной Римской империи традиции античной образованности уцелели только на Востоке - в Византийской империи. 
Византия дала средневековому миру высокие образы литературы, архитектуры и искусства песнопения, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы.
Византийская музыка была в основном песенной  и неразрывно связана с молитвенным текстом. Наиболее популярными жанрами церковной музыки стали канон и тропарь. Тропари сочинялись ко всем праздникам, всем торжественным событиям и памятным датам. Мелодии песен для богослужений записывались знаками и особыми пометками. Таким образом Византийская музыкальная культура дала удивительный мир НОТАЦИИ.
Как ты понимаешь это слово НОТАЦИЯ?_________________________________________________________
Выбери ответ: система нотных знаков, стихи, правила богослужения.
4.Музыкальная культура Древней Руси  развивалась в двух направлениях:  народное творчество, фольклор,  и церковная музыка. Древние славяне поклонялись идолам,  были язычниками. Они совершали в их честь обряды, сопровождающиеся плясками, песнями, игрой на различных музыкальных инструментах (гуслях, свирели, трещотках). Странствующие актеры, которые потешали народ песнями и танцами, владели безупречным скоморошим мастерством затейников организаторов праздников, народных потешников, выступали в роли актеров или музыкантов.
Как звали в Древней Руси музыкантов профессионалов?______________________
Выбери ответ: скоморох, арлекин, баян.
5. В целом музыка древнего мира, как и все искусство данного периода развития человечества, была проникнута глубоким религиозным смыслом. Песни и гимны воспевали силу богов и их власть над человеком. Музыка считалась способом приобщения к чему-то возвышенному, священному. Жрецы и другие служители храмов – это основные «музыканты» того периода: они умели играть на музыкальных инструментах, петь и сочинять гимны.

Попробуй продолжить список мировых музыкальных культур музыка Древней Греции, музыка Древнего Рима,музыка Византии, музыка Древней Руси,______________________________________________________________________________________________________________________________________
Попробуй вспомнить народы мира и ответить по принципу- Музыка древней Индии.
Раздел II. История развития оркестра.
1.Ещё в Древнем Египте небольшие группы музыкантов вместе играли на различных праздниках и похоронах. В течение XVII века ансамбли складывались, как правило, из родственных инструментов, и лишь в исключительных случаях практиковалось объединение разнородных инструментов. К началу XVIII века сложился_______________________ на основе струнных инструментов: первые и вторые скрипки, альты, виолончели и контрабасы.  В дальнейшем в ________________________________вошли гобои, флейты и фаготы, причём зачастую на флейтах и гобоях играли одни и те же исполнители, и эти инструменты не могли звучать одновременно. Во второй половине XVIII века к ___________________________________присоединились кларнеты, трубы и ударные инструменты (барабаны или литавры).
Вставь пропущенное слово.

2.Симфоническим называется оркестр, составленный из нескольких разнородных групп инструментов  семейства струнных, духовых и ударных.
Какие виды оркестра ты знаешь?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Впиши названия четырёх инструментов в каждую указанную группу. 

Струнно-смычковые 
Деревянно - духовые 
Медно-духовые 
Ударные 


Составь кроссворд, используя названия различных инструментов. 

4.Подпиши изображённые инструменты.

Т. В. Т.

Г .. К . Ф ..

Т .. Ф ..

П .. Л .. С



5. Вставь пропущенные буквы в слова:
С _ КС _ ФОН К _ НТР _ БАС  А _ _ _ МП _ Н _ МЕНТ _ Р _ НЖ _ РОВКА
Д _ Р _ Ж _ Р П _ РТИТУРА

Раздел III. Музыкальные термины и знаки.
Нотный стан это-_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мелодия это-_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Длительности нот и пауз______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Темп в музыке это_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лад в музыке ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздел IV. Музыкальная викторина.
Поставь номера прослушанных фрагментов.
Танец рыцарей из балета «Ромео и Джульетта» м.Прокофьев
Сцена с часами из балета «Золушка» м.Прокофьев
Адажио из балета «Спящая красавица» м.Чайковский
Вальс цветов из балета «Щелкунчик» м.Чайковский
«К Элизе» м.Бетховен

Раздел V. Практическое задание по нотной грамоте.

Рисунок 4Рисунок 6Рисунок 715