Некоторые аспекты организации метапредметного подхода


НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА В МАОУ ГИМНАЗИИ № 6 ГОРОДА ТОМСКА
Согласно требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования метапредметная деятельность включена в список требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Полагаем, что в скором времени метапредметы будут включены и в ФГОС основного общего образования.
Отличие метапредметных программ от учебных заключается в том, что метапредметы способствуют преодолению фрагментарности знаний у обучающихся и формированию общеучебных умений и навыков. Нередко знания и умения обучающихся, получаемые на одном предмете, не используются или не получают развития на другом предмете, иногда более сложные межпредметные понятия изучаются ранее элементарных. Кроме того, существуют разночтения в некоторых понятиях на различных предметах. Поэтому у гимназистов в большинстве случаев не складываются представления о надпредметном характере многих понятий и законов.
Метапредметы – это предметы, внедрение в образовательный процесс которых позволит воплотить идею рефлексивности по отношению к предметам учебного плана. Если на обычных учебных предметах ценится знание «пройденного» материала, то на метапредметах особую значимость приобретают спонтанно высказанные мысли.
С этой целью в МАОУ гимназии № 6 возникла необходимость введения метапредметного подхода как обязательного условия перехода на ФГОС. Задачи, которые ставит перед собой педагогический коллектив:
- подготовка педагогов к использованию метапредметов в образовательном процессе;
- изучение литературы и других источников по данной проблематике;
- внедрение в учебный процесс метапредметов с целью их интеграции с предметами учебного плана;
- изменение в управлении образовательным процессом (планирование, мониторинг, анализ и т. д.).
Реализация данных задач должна пройти 3 этапа:
Первый этап – поиск. В течение определённого периода педагоги работают с литературой, материалами и составляют собственное представление о метапредметной деятельности, занимаются проектно-исследовательской работой с учащимися для того, чтобы научить их думать, рефлексировать. Кроме этого, педагоги должны посещать различные конференции, семинары, курсы, на которых знакомятся с уже апробированными методиками и технологиями метапредметных дисциплин, изучение собственного опыта. Далее учителя делятся опытом результатов такого поиска в форме отрытых уроков, круглых столов, презентаций, конференций и методических объединений.
Второй этап – апробация. На этом этапе предполагается рассмотрение проблемы на научно-методическом совете, внедрение разработанных уже группой учителей метапредметов.
Третий этап – модернизация. Данный этап характеризуется активным использованием метапредметных дисциплин, выявление возникших и возможных ошибок, пути их преодоления, подборка методического, дидактического материала и технологий. Педагоги продолжают проводить семинары и сдавать подробные отчёты и анализ.
Опираясь на идеи выдающегося психолога В. В. Давыдова, исследователи Института инновационных стратегий развития общего образования при Департаменте образования г. Москвы Н. В. Громыко, М. В. Половкова и другие, предлагают преподавать метапредметы наряду с обычными предметами. Так, они выделяют следующие метапредметные дисциплины: метапредмет «Знание», метапредмет «Проблема», метапредмет «Задача», метапредмет «Знак» и т. д.
- Метапредмет «Знак», по их мнению, формирует у обучающихся способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить и промыслить, то, что хотят сделать, поскольку мышление, как известно, осуществляется на схемах.
- Метапредмет «Знание»: у обучающихся формируется способность работать с системами знаний. Существуют специальные техники, которые обеспечивают порождение нового знания, и в рамках данного метапредмета учащиеся их также осваивают. Одна из них – техника «знающего незнания». Осваивая её, школьники учатся выделять зону незнаемого в том, что они уже знают. Освоение такой техники предполагает развитие также таких универсальных способностей, как понимание, воображение, рефлексия.
- Метапредмет «Проблема»: обучающиеся учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем. Н. В. Громыко и М. В. Половкова считают, что именно в этих бездонных проблемах-воронках лежит тот импульс философско-методологического развития, которых учащиеся могут получить на всю жизнь: они осваивают техники анализа, умение организовывать и вести полипозиционный диалог, у них развиваются способности проблематизации, целеполагания, самоопределения и т. д.
- Метапредмет «Задача»: обучающиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения, у них формируются способности пониманияи схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.
Нам представляется очень важным выстроить структуру метапредметного урока, который кратко сведём в таблицу:
Урок обычный Урок метапредметныйТема урока Проблема
Цель Основные идеи
План урока Сценарии урока (разные варианты)
Закрепление, выводы учителя Мозговой штурм
Домашнее задание Анализ урока: выявление критериев эффективности, прогноз
Таким образом, даже при сохранении урока как основной формы подачи знаний, содержание метапредметов, технологические приёмы его ведения иные. В перспективе и сама форма урока может превратиться в некий симбиоз классического урока и метапредметного.