Доклад по теме: РСВ и ФП на общеобразовательных уроках некоторые аспекты реализации коррекционно-развивающей образовательной среды на уроке.


РСВ и ФП на общеобразовательных уроках.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА УРОКЕ
Дефектологический семинар для учителей нач. школы
Лукашовой А.А., учителя-дефектолога
Основная цель нашего семинара: активизация знаний по методике организации и проведения коррекционно-развивающей работы на общеобразовательных уроках .Основная форма: анализ урока и практические рекомендации по использованию некоторых приёмов работы по слухоречевой реабилитации школьников.
Выбор направлений определялся рекомендациями по итогам анализа уроков и выявленными проблемами - ДИАЛОГ, МОНОЛОГ, СЛОВАРНАЯ РАБОТА, РСВ, РАЗВИТИЕ ПСИХ. ФУНКЦИЙ, ВНЯТНОСТЬ РЕЧИ., т.е. то, что составляет суть слухоречевого режима.
Слухоречевой режим – это система единых организационных и методических требований и мероприятий, обязательных для всех участников процесса воспитания, обучения и развития.
Основная цель:
Создание условий для непрерывного функционирования коррекционно-развивающей образовательной среды.
Что входит в понятие среды?
Три раздела и три главных задачи:
1. Максимальное использование и развитие у обучающихся нарушенной слуховой функции.
2. Формирование мотивации к активной речевой деятельности в условиях специальной (коррекционной) школы.
Совершенствование произносительной стороны речи: внятности, слитности, плавности, выразительности.
3. Развитие психических функций.
Комментарий:
Максимальное использование и развитие слухового восприятия происходит в течение всего урока. РСВ – это основа овладения речью, в свою очередь речь является средством развития слуха.

Условия эффективности работы по РСВ
1. У ребенка есть правильно настроенные индивидуальные аппараты: КИ или правильно подобранные слуховые аппараты. Постоянное их использование.
2. Степень сформированности средств общения.
3. Созданы условия для развития речевых коммуникативных навыков в разных ситуациях.
4. Наличие положительного опыта в развитии слушания, говорения, общения.
5. Создание благоприятных условий для восприятия речи и звуков, низкий уровень окружающих шумов.
6. Наличие мотивации к овладению навыков слушания, говорения.
Речевая реабилитация слабослышащих детей включает в себя:
Развитие навыков общения (способности взаимодействовать с окружающими людьми, используя разные формы общения);
Развитие устной речи (умение порождать и развивать замысел высказывания);
Развитие языковой системы (лексика, фонетика, морфология, синтаксис);
Культура общения.
Развитие просодической стороны речи (выразительности).

Я предлагаю рассмотреть содержание коррекционной работы на примере традиционной структуры урока.
Тема, цель, задачи предлагаю следующие, исходящие из школьных и министерских нормативных документов.
Система коррекционно-развивающей работы
Развитие слухового восприятия

Развитие речи

Развитие произносительных навыков
звуки речи
дыхание, слитность и плавность фразы
Развитие коммуникативных навыков
Развитие выразительности речи
словарь
монолог
диалог
ударение, орфоэпия
темп, ритм
интонация

культура общения

Развитие психических функций

Орг. момент. Очень краткий этап, но не стоит упускать возможности для организации коррекционной работы. (Далее - по схеме урока)
1. Развитие слухового восприятия
Предполагает использование остаточного слуха и совершенствование навыков восприятия речевого и неречевого материала разной сложности в разных условиях с использование звукоусиливающей аппаратуры и без неё. Самые комфортные условия для слушания - это сидя рядом на расстоянии 1 метра. Положение спиной уменьшает восприятие в 2 раза и нарушает восприятие согласных звуков, что ведёт к непониманию речи. Следите за положением говорящих, если хотите, чтобы его понимали. Необходимо владеть знаниями о состоянии слуха каждого ребенка в классе.
Развитие культуры общения и речевого этикета. Начало, конец урока для этого уместны.
2. Фонетическая зарядка
Состояние речи учащихся отражается в Профили произношения класса. В зависимости от состояния речевого аппарата в 5 классе все звуки должны быть поставлены и автоматизированы в речи, а значит, у детей сформированы навыки самоконтроля, что мы чаще всего не наблюдаем.
Порядок работы над звуком следующий: постановка, коррекция, автоматизация, дифференциация, последнее является задачей фонетической зарядки у учителей.
Оформление: Дифференциация звуков по мягкости С – СЬ
Исправление слова с дефектным произношением производится после ответа ученика. Особое внимание следует обратить на произношение терминов.
Что делать, если нет речевого материала на данный звук?
Кроме звуков речи, на фонетической зарядке возможно совершенствование просодической стороны речи – выразительных средств (темпа, логического ударения, орфоэпии, интонации, тона. Это уместно, когда трудно подобрать речевой материал из программы на фонетическую зарядку. Тогда возможна любая фраза и задания на выразительность.
3. Повторение. На этом этапе актуализируются знания, значит, есть место беседе (диалогу), рассказу (монологу), закреплению словаря в различных речевых ситуациях.
Прежде, чем говорить о монологе и диалоге, давайте поговорим о словаре.
Качество диалога и монолога зависит от уровня словарного запаса учащихся.
Словарная работа. Терминология.
Весь словарь заложен в рабочей программе, но чаще всего – это существительные. Мы с вами говорили о механизме восприятия и воспроизведения речи, где отмечали, что каждое новое слово включает в себя три блока:
- восприятие слова;
- его произнесение (воспроизведение);
- смыслообразующий блок (его понятие, впечатление, восприятие и правильное употребление) В центре Вернике слово откладывается в определенном языковом поле (ячейке большой решетки). Слово вулкан будет связано со словами горы, опасность, дым, извержение, извергаться, но никогда со словами конфета, сладко, приятно.
А если оно не усвоено на всех вышеуказанных уровнях, то оно вообще улетит из головы. Неправильно произнесённое слово совсем не воспринимается в дальнейшем и ведёт у слышащих к переспросам, а у неслышащих - к непониманию чайка-чайник. Значит, мы должны его правильно произнести ( орфоэпия, ударение) написать, продактилировать,, заключить во фразу (текст), мотивировать учащихся к неоднократному произнесению (чтобы налип на язык) и сформировать смысл, понятие, а затем его употребить в различных коммуникативных ситуациях. Посмотрите на картине изображение вулкана. По схеме расскажите о строении вулкана. Вулкан опасен для людей. Учёные занимаются изучением вулканов – вулканология. Какое впечатление на вас произвело извержение вулкана?
В связи со словарной работой необходимо ввести понятия пассивный словарь, активный словарь.
1) Слова общеупотребительные, касающиеся разных сфер деятельности составляет активный запас русской лексики. В активный словарный запас входят и слова, имеющие ограниченную сферу употребления (термины, профессиональная лексика): гамма-лучи, молекула, экология и др. Активный словарь – это все те слова и выражения, которые вы активно и свободно используете в речи.
2) Слова, не имеющие широкого употребления, для наших учащихся это все слова и выражения, которые они узнают в тексте, но не используют в речи. Эта группа слов составляет пассивный запас русской лексики.
Пассивный словарь, как правило, довольно объемный (намного больше активного) – за счет пассивного словаря человек узнает слово в тексте, но не использует его в речи. Чтобы перевести пассивный в активный нужно два действия – письмо и говорение. Так вы изучаете иностранный язык – языковая практика. Для усвоения слова необходимо опираться на как можно большее количество анализаторов –зрительный, слуховой, тактильный. Вот поэтому учащиеся должны увидеть слово, услышать, проговорить, написать и ещё много раз в разных контекстах употребить.
Есть нормы нового словаря на урок, для начальной школы –это не более 5 слов.
Есть и у вас активные термины: найдите на карте, отметьте на карте, найдите корень квадрата, сделайте морфологический разбор глагола. Слова магма, кратер, лава едва ли станут в активном словаре. Но их значение они должны знать, либо родовые и видовые понятия (это строение вулкана).
Шесть способов объяснения слов:
1. Словотолкование (описание, логическое определение)
2. Опора на словообразование: водоплавающие животные.
3. Подбор синонимов, антонимов: вулканы - горы, гейзер - водный источник, извилистый путь
4. Использование наглядных средств.
5. Использование контекста.
3. Развитие коммуникативных навыков включает в себя два важных раздела: развитие диалогической и монологической речи. Качества монолога и диалога зависят от уровня словарного запаса.
Монолог в старших классах – это рассказ на уроке, пересказ текста, объяснение, описание, составление связного рассказа (по плану, по схеме, по опорным словам). Развивать монологическую речь можно с опорой на речь учителя, с опорой на наглядные средства.
Монолог должен быть выстроен в строгой логической последовательности выражать главную мысль. Он является часть диалога – это часть реплики. Именно в монологе и диалоге мы употребляем новые слова.
В связи с работой над монологом нельзя умолчать об одном поразительном явлении, которое каждый легко может наблюдать в школе. На перемене учащиеся живо, весело и очень выразительно рассказывают друг другу о том или другом событии из их жизни. Но как только тот же учащийся отвечает на уроке, его речь оказывается скованной, монотонной, мало последовательной, прерывающейся, неразвёрнутой. Это результат того, что подлежащий пересказу текст учебника при его изучении не был понят расчлененно и не был переработан по простым веховым словесным заменам (т.е адаптирован в словесном плане). Вследствие этого учащийся не может сформулировать в одном кратком тезисе некоторый кусок текста. Самостоятельное составление текста (рассказ-монолог) является обратным процессом по сравнению с процессом понимания текста.
Перед началом работы у составляющего текст нет полных слов, которые в конце концов должны быть в него включены. Он должен отобрать из большого лексикона определенную часть известных ему слов.
Чаще всего вижу работу с учебником. Важно понимание написанного текста, вместе с тем, мы совсем не занимаемся тем, чтобы сразу закрепить и выяснить степень усвоение материала: задание должно звучать: расскажи, а не прочитай. Всё, что ученик прочитал, работая с книгой, он должен повторить в устной речи – так вы узнаете, понял ли он прочитанное, и в то же время запомнил ли он прочитанное. Один говорит, другие слушают.
На этом этапе гораздо больше важна работа над речью на слухозрительной основе.
Как же работать над пониманием текста (параграфа)? Как отобрать и объяснить все непонятные слова с тем, чтобы на следующий урок ученик мог пересказать этот текст.?Для этого вы должны уметь отобрать самые главные для понимания явления, закона, предмета слова. Чаще всего они у вас выделены в тексте учебника.
1. Сядьте и напишите краткий рассказ (монолог), который вы хотели бы услышать.
& 19, стр 49.Что такое вулкан? Это гора правильной формы, внутри которой находятся горячий пар и магма (расплавленные горные породы), которые выходят наружу через кратер. (замечание: в уроке этот материал может быть преподнесён как угодно: работа с учебником, выбор наиболее точного определения, работа со словарем, работа с иллюстрацией.)
2. Рассказ по опорным словам. Отберите слова и составьте с ними предложения. Очаг, магмы, лава, плавится, извергается, вулканический пепел.
3. Рассказ по предложенному плану.
4. Рассказ дополнение. Вулкан –это…… .Он имеет следующее строение …….. Вулканы находятся …..
5. Монолог по схеме (Вулкан имеет следующее строение…).
6. Рассказ по иллюстрация (Я думаю, что……)
Монолог лучше произносить у доски, повернувшись лицом к классу: есть возможность воспринять программный материал с голоса другого аудитора, дополнить его и просто сменить позу - дети совсем перестали вставать На слух: Повернись лицом к классу. Сделай два шага в сторону. Саша, задай вопрос Даше: Магма- часть вулкан?. Даша повторяет сл/зр. Какую ошибку допустил Саша в рассказе?
Диалог для всех наших учащихся не менее трудная проблема, чем монолог, так как здесь требуется большая вариативность подбора речевого материала, владение выразительными средствами.
Требования к вопросам: они должны быть конкретными, точным, кратким, выразительными.Требования к ответу: они могут быть полными (развёрнутыми), краткими.Сделайте установку: дайте полный ответ. Скажите по-другому. Диалог может быть с краткими и полными вопросами и ответами; затруднение вызывает правильное построение вопросов. А на неправильный вопрос – неправильный и ответ.
Вариативность вопросов при закреплении. Вариативность речи при закреплении.
Вопросы бывают разного типа:
Полные: Какая сегодня погода?
Краткие: Какая погода? Сегодня холодно? Что там с погодой?
С вопросным словом: Какие вулканы на Сахалине?
Без вопросного слова: Есть действующие вулканы в России?
Чаще всего, на уроке учитель требует полный ответ, особенно при повторении и закреплении. При этом следует помнить, при опросе вопрос должен звучать одинаково: Какая погода? Сразу же перефразировать его не стоит, так как это уже другой вопрос для восприятия.
Но при повторении, когда нужно выяснить понимания термина и материала в целом вариативность вопроса актуальна: Какая погода сегодня? Сегодня холодно? Назовите температуру за окном.
При этом необходимо стимулировать и вариативность ответов:
Сегодня солнечная морозная погода. Сегодня ясно (солнечно, морозно). Сегодня не холодно, а тепло.
Приёмы работы над диалогом:
- Есть хороший вид диалога на повторение с краткими вопросами: ДА НЕТ
- Диалог учителя с сильным учеником может закончится монологом остальных учащихся. О чём мы говорили? Что вы узнали о вулкане?
- Не стоит забывать о других видах диалога: «побуждение к действию – ответ» покажи на карте (схеме, таблице)….. – ответ развёрнутый.
«сообщение –вопрос (ответ)» Саша показал на карте вулканы России. А вы отметьте вулканы на карте. Где вы нашли вулканы?
«сообщение-сообщение» Слушайте и дополняйте по цепочке.
Практическая работа на материале географии.
Есть требование и к вопросам учителя: вопрос должен быть конкретным, точным и, по возможности, кратким.
Какие геометрические фигуры вы видите на доске? – Какие это геометрические фигуры?
Не стоит перефразировать вопрос при повторении, если только вопрос не понятен учащимся.
Это геометрические фигуры? Какие?- Назовите геометрические фигуры.
Чаще всего, на уроке требуются полные ответы. Следует уделять внимание вариативности ответов разными учащимися.
Требования к речи учителя.
Оптимальное восприятие речи для человека на расстоянии 1 метр, положение спиной говорящего восприятие уменьшается в 2 раза, при этом согласные звучат неразборчиво.
Если хотите выразить главную мысль – необязательно давать табличку.
Можно: более медленно и более чёткой артикуляцией произнести важную фразу; повторить ключевые слова, выразить интонационной выразительностью, подчёркивая и выделяя ключевые слова. Мой миленький, хороший, будем есть кашку, кашка вкусненькая, бабушка кашку сварила Алёшеньке.
Речь учителя по тембру, силе голоса, у всех разная, но помните, что она должна быть выразительной, модулированной, нормального темпа, средней громкости.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Обязательно ещё раз закрепить термины – конкретные вопросы с конкретным ответом, в который входит новое слово.
Рефлексия позволит выявить степень неусвоения материала и ваши ошибки в планировании урока.
I 26-40 дб6-3 м 2м – у /уII 41-55 дб3- 0,5 м 1м – у/у
III 56-70 дбу/у у/у
IV 71-90 дбкрик нет
глухота более 90 дбнет нет