Семинар-практикум Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника


Семинар-практикум
«Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника»
Дата: 02.03.16г.
Цель семинара:
- повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми,
- знакомство с игровыми развивающими технологиями В.В. Воскобовича, Блоками Дьенеша и их применением в разных формах работы в детском саду.
План
1. Вступительное слово и презентация «Инновационные технологии развития интеллекта дошкольников» (старший воспитатель Цыренова М.Н.).
2. Деловая игра с элементами мастер-класса (старший воспитатель Цыренова М.Н., воспитатель Татарова О.С.).
1.Вступительное слово и презентация «Инновационные технологии развития интеллекта дошкольников».    
-Здравствуйте, уважаемые коллеги.
-Тема нашей встречи: «Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника».
Презентация «Инновационные технологии развития интеллекта дошкольников».    
1. Деловая игра с элементами мастер-класса (старший воспитатель).
«Путешествие по развивающим играм»
Ход:
«Дерево ожидания»
- Сегодня мы с вами совершим путешествие по развивающим играм, познакомимся с некоторыми из игр В.В. Воскобовича, блоками Дьенеша, палочками Кюизенера и составим рекомендации-памятки по работе с ними.
-Поскольку говорить сегодня мы будем об играх, то предлагаю вам тоже включиться в игру.
-Прежде чем начать вместе работать, давайте поделимся друг с другом, с каким настроением, мыслями вы пришли в игру? Какую цель вы поставили, что хотите получить в конце игры? Расскажите о ваших личных ожиданиях.
-Подойдите, пожалуйста, к дереву и на листочках напишите в двух словах то, что вы ожидаете получить от нашей вами встречи.
«Купите билетик»
(Вхождение в игру.)
- Сейчас небольшая интеллектуальная разминка. Для того, что бы отправиться в путешествие по развивающим играм, вам необходимо «купить билеты». Воспитателям предлагается вытянуть из мешочка бочонок с номером, в соответствии с которым будет задан вопрос:
1.В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:
а) с игрушками и предметами;
б) настольно-печатные;
в) словесные.2. Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия
3. Играть в этот вид игр дети начинают еще в раннем возрасте, а расцвет их приходится уже на младший школьный возраст, когда сюжетно-ролевая игра уже «сходит со сцены» (режиссерская игра)
4. Сюжетно - дидактическая игра отличается от сюжетно - ролевой тем, что в ней (присутствует счет и измерение).5. Одно из важнейших условий развития полноценной игры - (расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений)
6. Сфера деятельности, которую ребенок воспроизводит в игре (сюжет)
7.Явление жизни, которое отображается в игре.(тема)
8. Какие игры строятся на основе литературного произведения (игры-драматизации).
После ответов на вопросы педагоги делятся на две команды.
Теоретическая часть:
«Педагогическая кухня»
- На столе перед вами лежат вопросы по теме игровая деятельность дошкольников. Предлагаю вам ответить на вопросы по очереди. Каждая команда проверяет, поправляет соперников.
После того как воспитатели ответили на вопросы:
- Как вы думаете – а всякая ли игра может быть развивающей? (ответы воспитателей)
- Настоящая женщина из ничего может сделать прическу, салатик и скандал.
- А настоящий педагог умеет организовать развивающую деятельность детей, используя различные предметы, находящиеся «под рукой», поставить задачу и решить ее.
- Предлагаю перейти к практической части нашего путешествия…
 Практическая часть
1. «Каша из топора»
Задание: из предложенных предметов придумать развивающие игры, поставить цель и презентовать.
В сундучке следующие предметы:
- Картон, ножницы, цветная бумага, клей
- Прищепки и лист А-4, веревка, крышки от бутылок
- Спички
После презентаций игр обобщаю:
Развивающие игры до года
По сути, любая игра является для малыша развивающей: потешки, связанные с массированием, щекотанием, поглаживанием, стимулируют чувствительность и реакции младенца, демонстрация контрастных рисунков помогает ему научиться концентрироваться, вкладывание в ручки различных по фактуре и плотности предметов дарит тактильные ощущения и подготавливает мелкую моторику.
В период с года до трех лет ребенок переживает настоящий интеллектуальный взрыв — он осваивает основы речи, углубляет и расширяет свои знания о мире, учится самостоятельности. Все это должны учитывать развивающие игры для этого возраста. Особое внимание при их планировании следует уделить творческой деятельности — рисованию пальчиковыми красками и карандашами, лепке, конструированию, а также групповым, парным и ролевым играм.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.
 Цель воспитателя - обогащать игровой опыт каждого ребенка, повышая тем самым влияние игры на его развитие.
2. «Мастер-класс»
Цель: знакомство и практическая работа педагогов с играми В.Воскобовича, блоками Дьенеша, палочками Кюизенера.
Сейчас я предоставляю слово воспитателю старшей группы Татаровой О.С.
Показ презентации о творчестве В.Воскобовича и развивающие игры, придуманные им:
"Геоконт", "Игровой квадрат" (сейчас это "Квадрат Воскобовича"), "Складушки", "Цветовые часы" сразу привлекли к себе внимание. "Прозрачный квадрат", "Прозрачная цифра", "Домино", "Планета умножения", серия "Чудо-головоломки", "Математические корзинки". Затем появились и методические сказки.
-Все эти игры можно сделать своими руками. 
- Также во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешом для развития логического мышления у детей.
-Я хочу вас познакомить с набором «Давайте вместе поиграем», который использую в работе. В наборе 9 комплектов логических фигур. В каждом комплекте 24 фигуры (6 квадратов, 6 прямоугольников, 6 треугольников, 6 кругов), отличающихся цветом (красный, синий, желтый) и размером (большой, маленький). Логические фигуры представляют собой плоский вариант блоков Дьенеша.
Комплекты «Логические фигуры» могут быть широко использованы воспитателем в педагогическом процессе при:
-ознакомлении детей с эталонами форм
-обучении действиям с эталонами
-развитии восприятия, памяти, внимания, воображения
-развитии способности к логическим операциям и т.д.
Например, игра «Сколько?», «Найди пару», «Логические кубики», «Угощение для медвежат», «Художники», «Магазин», «Украсим елку бусами», «Архитекторы», «Логический поезд». (воспитателям раздаются карточки для игры)
-Также в комплекте с блоками Дьенеша используются 22 знака-символа. Использование знаков символов способствует развитию у детей способности к моделированию свойств, из замещению, освоению операции кодирования и декодирования информации о свойствах блоков.
Комплект цифр можно использовать в играх с блоками и с палочками Кюизенера.
-Давайте выполним упражнение на освоение знаков-символов: «Кондитерская фабрика», «Шерлок Холмс ищет преступника», «Числовая лесенка» 
-Для выявления достижений ребенком в освоении им анализировать, читать схему, считать, сравнивать, пересчитывать, группировать предметы по определенным признакам-свойствам предлагается диагностический материал «Три сна кота Тихона». Рассмотрим сон первый: Заходит будто бы, он в погреб, где наполках всегда аккуратно были расставлены большие и маленькие горшки разного цвета: красного, синего, желтого. Все помечены: буквой «М» - с молоком, «Т» - с творогом и конечно же, «С» - со сметаной. И что же он видит? На нижней полке вместо должного быть горшка-большой вопросительный знак! И будто бы, ему совершенно необходимо выяснить, а он не может, какой именно горшок исчез, какого цвета и что в нем было. От страха Тихон проснулся, а задача и наяву покоя не дает. Помогите коту! (Пропавший горшок-маленький, желтый, с буквой «С») Воспитатели выполняют задание.
3. «Педагогическая вертушка»
- А сейчас, вам необходимо будет собраться с мыслями, вспомнить все, что вы знаете, что узнали нового и использовать эти знания для составления памятки-рекомендации, которая пригодится вам в дальнейшей   работе с детьми по применению развивающих игр. Перед вами лист А4, передавая его по кругу вам необходимо написать свою рекомендацию и передать соседу, который ее дополнит и передать дальше всем участникам.
(Педагоги работают, затем кто-то один зачитывает)
- А я, в свою очередь. Предлагаю вам памятки, которые вы можете использовать в работе с родителями «Как играть в развивающие игры дома»и для родителей «Советы родителям по выбору игрушек для детей».
 
4. «Дерево ожидания»
-Сейчас мы посмотрим соответствует ли ваша цель вашим ожиданиям к концу игры.
Закончить нашу встречу мне хотелось бы следующими словами:
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».
В.А. Сухомлинский