Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Инструментальное исполнение (ансамбль ложкарей, г. Троицк Челябинская область, МБОУ СОШ № 10)


Раздел 1 Результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Инструментальное исполнение» (ансамбль ложкарей)
1 год обучения
Личностные результаты: воспитывать чувство гордости за свою Родину, осознавать свою национальную принадлежность на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов. Уметь ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участвовать в музыкальной жизни школы. Воспитывать уважительное отношение к культуре других народов. Овладевать навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.
Метапредметные результаты: осваивать способами решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности; уметь продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач. Учиться реально и позитивно оценивать свои музыкально-творческие способности.
Предметные результаты: обучающиеся должны знать основы музыкальной грамоты, средства выразительного исполнения, элементарные приемы дирижерской техники, итальянские термины; должны уметь ориентироваться в нотных записях, определять длительности нот, правильно следовать дирижерским жестам.
Раздел II Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Инструментальное исполнение»
(ансамбль ложкарей)
1 год обучения
№ п/пНазвание раздела и его содержание Форма организации Характеристика видов деятельности
1 Вводное занятие
Включение, выключение света.
Правила поведения на занятиях. Беседа Включать и выключать свет в кабинете.
Запись в тетрадь правил поведения.
2 Основы музыкальной грамоты
Высота звука. Семь основных знаков. Нотная запись.
Длительность нот. Такт. Счет.
Понятие мажора и минора Комбинированный урок Писать в нотной тетради семь основных нот (первая и вторая октавы). Определять высоту звука на нотном стане. Определять и писать длительности нот, отстукивать различные ритмы. Определять по музыкальным фрагментам окраску произведения (мажор/ минор).
3 Знакомство с инструментом
Посадка, постановка рук.
Приемы игры.
Темп в музыке. Беседа
Презентация Правильно сидеть, держать инструмент. Применять различные приемы игры, соблюдая темп произведения.
4 Работа над репертуаром
Разбор партитуры.
Знакомство со своей партией. Урок введения в тему
Урок чтения с листа
Комбинированный урок
Урок музицированияУрок творчества
Викторина Вычленять из партитуры партию своего инструмента. Самостоятельно разбирать свою партию на инструменте. Играть в «ансамбле». Работать над музыкой (фразировка, динамика).
5 Знакомство со средствами выразительного исполнения Форте и пиано.
Крещендо, диминуэндо. Фразировка.
Презентация
Викторина Записывать динамические оттенки в нотную тетрадь, применять их при игре на инструменте.
Видеть в произведении фразы, правильно их исполнять.
6 Освоение основных элементов дирижерской техники
Начальный ауфтакт.
Темп в дирижировании. Презентация Показывать начальный ауфтакт и темп произведения.
7 Концертная деятельность
Культура поведения в общественных местах. Беседа Рассказывать о правилах поведения в общественных местах и на сцене. Отрабатывать правильный выход на сцену, поклон.
8 Контрольные занятия
Терминологический диктант
Проверка исполняемого репертуара. Диктант
Концерт Записать в нотную тетрадь семь основных знаков. Исполнить на инструменте весь репертуар, проговаривая его вслух.
Раздел III Календарно-тематическое планирование
1 год обучения
№ п/пДата Тема Количество часов Представление результата Причина корректи-
ровкиПлан Факт План Факт Раздел 1: Вводное занятие
1. Вводное занятие: техника безопасности на занятии
1 Включение и выключение света.
Запись в тетрадь правил поведения на занятиях. Раздел 2: Основы музыкальной грамоты
2 Высота звука 1
1 Нотная запись семи нот.
Нотная запись длительностей.
Игра упражнений различными длительностями. Запись различных темпов в тетради.
Запись в тетрадь определений мажора и минора
3 Длительности нот 1
1 4 Темп в музыке 1
1 5 Понятие мажора и минора 1 Раздел 3: Знакомство с инструментом
6 Посадка, постановка рук 1
1
1
1 Упражнения для правильной постановки рук.
Упражнения для правильного закрепления приемов игры.
Упражнения для правильной передачи темпа.
7 Приемы игры: переменные удары, одиночные удары, хлопок, тремоло, ножницы, мячик. 1
1
1
1
1
1 8 Темп в музыке 1
1
1
1
1
1 Раздел 4: Работа над репертуаром
10 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента,
Разбор произведения «Коробейники» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра произведения «с листа».
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. 11 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «Коробейники» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 12 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «Коробейники» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 13 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «Коробейники» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть. Игра произведения «с листа».
Игра в ансамбле. 14 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Разбор произведения «Шуточная» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 15 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «Шуточная» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 16 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «Шуточная» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 17 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «Шуточная» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 18 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Разбор произведения «На Ивана, на Купала» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 19 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «На Ивана, на Купала» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 20 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «На Ивана, на Купала» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 21 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «На ивана, на Купала» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 22 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Разбор произведения «На Ивана, на Купала» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 23 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «Я с комариком плясала» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 24 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «Я с комариком плясала» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 25 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «Я с комариком плясала» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 26 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Разбор произведения «Я с комариком плясала» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 27 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «Я с комариком плясала» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 28 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «Я с комариком плясала» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». Раздел 5: Знакомство со средствами выразительного исполнения
29 Знакомство со средствами выразительного исполнения 1 Упражнения для закрепления динамики: p, pp, f, mf, mp. Игра произведений определенной динамикой, упражнения на эффективность динамики.
Игра фраз: крещендо, диминуэндо. 30 Знакомство со средствами выразительного исполнения 1 Упражнения для закрепления динамики: p, pp, f, mf, mp. Игра произведений определенной динамикой, упражнения на эффективность динамики.
Игра фраз: крещендо, диминуэндо. Раздел 6: Освоение основных элементов дирижерской техники
31 Освоение основных элементов дирижерской техники 1 Начальный ауфтакт – упражнения на постановку рук.
Упражнения на передачу темпа.
Раздел 7: Концертная деятельность
32 Концертная деятельность 1 Игра концертного произведения целиком.
Выход и уход со сцены, поклон. 33 Концертная деятельность 1 Игра концертного произведения целиком.
Выход и уход со сцены, поклон. 34 Концертная деятельность 1 Игра концертного произведения целиком.
Выход и уход со сцены, поклон. Раздел 8: Контрольные занятия
35 Контрольные занятия 1 Запись в нотную тетрадь музыкальных терминов.
Игра упражнений и музыкальных произведений. 36 Контрольные занятия 1 Запись в нотную тетрадь музыкальных терминов.
Игра упражнений и музыкальных произведений. Раздел 1 Результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Инструментальное исполнение»
2 год обучения
Личностные результаты: воспитывать чувство гордости за свою Родину, осознавать свою национальную принадлежность на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов. Уметь ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участвовать в музыкальной жизни школы. Воспитывать уважительное отношение к культуре других народов. Овладевать навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.
Метапредметные результаты: осваивать способами решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности; уметь продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач. Учиться реально и позитивно оценивать свои музыкально-творческие способности.
Предметные результаты: обучающиеся должны знать основы музыкальной грамоты, средства выразительного исполнения, элементарные приемы дирижерской техники; должны уметь ориентироваться в нотных записях, определять длительности нот, правильно следовать дирижерским жестам. Должны уметь играть в ансамбле, аккомпанируя солисту.
Раздел II Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Инструментальное исполнение»
(ансамбль ложкарей)
2 год обучения
№ п/пНазвание раздела и его содержание Форма организации Характеристика видов деятельности
1 Вводное занятие
Включение, выключение света.
Правила поведения на занятиях. Беседа Включать и выключать свет в кабинете.
Запись в тетрадь правил поведения.
2 Повтор основ музыкальной грамоты
Высота звука. Семь основных знаков. Нотная запись.
Длительность нот. Такт. Счет.
Понятие мажора и минора Комбинированный урок Писать в нотной тетради семь основных нот (первая и вторая октавы). Определять высоту звука на нотном стане. Определять и писать длительности нот, отстукивать различные ритмы. Определять по музыкальным фрагментам окраску произведения (мажор/ минор).
3 Знакомство с инструментом
Посадка, постановка рук.
Приемы игры.
Темп в музыке. Беседа
Презентация Правильно сидеть и держать инструмент. Применять различные приемы игры, соблюдая темп произведения.
4 Работа над репертуаром
Разбор партитуры.
Знакомство со своей партией. Урок введения в тему
Урок чтения с листа
Комбинированный урок
Урок музицированияУрок творчества
Викторина Вычленять из партитуры партию своего инструмента. Самостоятельно разбирать свою партию на инструменте. Играть в «ансамбле». Работать над музыкой (фразировка, динамика).
5 Средства выразительного исполнения
Форте и пиано.
Крещендо, диминуэндо. Фразировка.
Презентация
Викторина Записывать динамические оттенки в нотную тетрадь, применять их при игре на инструменте.
Видеть в произведении фразы, правильно их исполнять.
6 Основные элементы дирижерской техники
Начальный ауфтакт.
Темп в дирижировании. Презентация Показывать начальный ауфтакт и темп произведения.
7 Концертная деятельность
Культура поведения в общественных местах. Беседа Рассказывать о правилах поведения в общественных местах и на сцене. Отрабатывать правильный выход на сцену, поклон.
8 Контрольные занятия
Терминологический диктант
Проверка исполняемого репертуара. Диктант
Концерт Записать в нотную тетрадь семь основных знаков. Исполнить на инструменте весь репертуар, проговаривая его вслух.
Раздел III Календарно-тематическое планирование
2 год обучения
№ п/пДата Тема Количество часов Представление результата Причина корректи-
ровкиПлан Факт План Факт Раздел 1: Вводное занятие
1. Вводное занятие: техника безопасности на занятии
1 Включение и выключение света.
Запись в тетрадь правил поведения на занятиях. Раздел 2: Повтор основ музыкальной грамоты
2 Высота звука 1
1 Нотная запись семи нот.
Нотная запись длительностей.
Игра упражнений различными длительностями. Запись различных темпов в тетради.
Запись в тетрадь определений мажора и минора
3 Длительности нот 1
1 4 Темп в музыке 1
1 5 Понятие мажора и минора 1 Раздел 3: Знакомство с инструментом
6 Посадка, постановка рук 1
1
1
1 Упражнения для правильной постановки рук.
Упражнения для правильного закрепления приемов игры.
Упражнения для правильной передачи темпа.
7 Приемы игры: переменные удары, одиночные удары, хлопок, тремоло, ножницы, мячик. 1
1
1
1
1
1 8 Темп в музыке 1
1
1
1
1
1 Раздел 4: Работа над репертуаром
10 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента,
Разбор произведения «Барыня» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра произведения «с листа».
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. 11 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «Барыня» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 12 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «Барыня» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 13 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «Барыня» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть. Игра произведения «с листа».
Игра в ансамбле. 14 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Разбор произведения «Барыня» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 15 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «Барыня» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 16 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «Сельская кадриль» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 17 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «Сельская кадриль» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 18 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Разбор произведения «Сельская кадриль» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 19 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «Сельская кадриль» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 20 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «Сельская кадриль» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 21 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «Субботея» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 22 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Разбор произведения «Субботея» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 23 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «Субботея» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 24 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «Субботея» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 25 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «Цыганочка» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 26 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Разбор произведения «Цыганочка» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 27 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «Цыганочка» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». 28 Работа над репертуаром: понятие партитуры, ее виды, вычленение партии своего инструмента
Работа над произведением «Цыганочка» 1
1 Нотная запись своей партии в нотную тетрадь, соблюдение всех правил записи.
Игра музыкального произведения наизусть.
Игра в ансамбле. Игра произведения «с листа». Раздел 5: Средства выразительного исполнения
29 Повторение средств выразительного исполнения 1 Упражнения для закрепления динамики: p, pp, f, mf, mp. Игра произведений определенной динамикой, упражнения на эффективность динамики.
Игра фраз: крещендо, диминуэндо. 30 Повторение средств выразительного исполнения 1 Упражнения для закрепления динамики: p, pp, f, mf, mp. Игра произведений определенной динамикой, упражнения на эффективность динамики.
Игра фраз: крещендо, диминуэндо. Раздел 6: Основные элементы дирижерской техники
31 Основные элементы дирижерской техники 1 Начальный ауфтакт – упражнения на постановку рук.
Упражнения на передачу темпа.
Раздел 7: Концертная деятельность
32 Концертная деятельность 1 Игра концертного произведения целиком.
Выход и уход со сцены, поклон. 33 Концертная деятельность 1 Игра концертного произведения целиком.
Выход и уход со сцены, поклон. 34 Концертная деятельность 1 Игра концертного произведения целиком.
Выход и уход со сцены, поклон. Раздел 8: Контрольные занятия
35 Контрольные занятия 1 Запись в нотную тетрадь музыкальных терминов.
Игра упражнений и музыкальных произведений. 36 Контрольные занятия 1 Запись в нотную тетрадь музыкальных терминов.
Игра упражнений и музыкальных произведений.