Конспект «Двухчастная форма в музыке: Л.В.Бетховен, «Весело. Грустно», 3 класс

119
Учитель музыки
Орлова Ю. В.



Конспект урока по музыке в 3 классе.
2 Четверть. Тема урока №3: «Двухчастная форма в музыке: Л.В.Бетховен, «Весело. Грустно»
Тип урока: Введение в тему.
Форма урока: Урок-игра.
Цель урока: Расширить музыкально-эстетический кругозор детей, продолжая знакомство с образцами шедевров классической музыки.
Задачи урока
Образовательные: Формирование знаний о музыке с помощью изучения произведений различных жанров;
Познакомить с понятиями «форма в музыке», «двухчастная форма»;
Воспитательные: Помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью;
Коррекционно-развивающие: Развитие умения дифференцировать части музыкального произведения.
Оборудование: CD-DVD проигрыватель, фортепиано, жетоны «волшебные ключи», карточки «Музыкальное настроение» и «Музыкальная форма», альбом «Композиторы» с портретом Л.В.Бетховена, песенник школьника.
Музыкальный материал:
Пьеса композитора Л.В.Бетховена «Весело. Грустно»;
Песня «Новогодний хоровод», музыка А.Филиппенко
Прогнозируемые результаты:
Учащиеся должны самостоятельно определить по характеру музыки начало и конец части музыкального произведения.
Учащиеся должны знать:
Двухчастная музыкальная форма.
Учащиеся должны уметь:
Сохранять правильное формирование гласных при пении двух звуков на один слог.
Изменять характер движений под музыку разного характера.
Ход урока:
(Перед началом урока разложить на парты ученикам комплекты карточек «Музыкальное настроение» и «Музыкальная форма», альбом «Композиторы», песенник школьника)
Вводная часть урока. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Подготовительная часть урока. Мотивация.
Послушайте отрывок из стихотворения «Музыка».
Без музыки не проживу и дня!
Она во мне. Она вокруг меня!
И в пенье птиц, и в шуме городов,
В молчанье трав и в радуге цветов,
И в зареве рассвета над землёй

Она везде и вечно спутник мой.
Ей всё подвластно: радость и тоска,
В ней – просто миг и долгие века.
И воскресить умеет и убить,
Заставит полюбить и разлюбить
Автор Онегин Гаджикасимов Музыке подвластно многое. Музыка может передать чувства, настроение человека. Музыка может меняться по характеру. Сначала может быть весёлой, а потом грустной. А может быть, и наоборот. Об этом, мы и поговорим сегодня на уроке.

Основная часть урока. Введение в тему.
Тема нашего урока: «Двухчастная форма в музыке».
Сейчас, мы с вами послушаем музыку композитора Л.В.Бетховена. Посмотрите на портрет композитора. Вспомните, как он выглядит, и найдите его портрет в альбоме. (Дети рассматривают портрет композитора из альбома)
У.: Хорошо. А теперь, ребята, представьте, что у меня сегодня День Рождения. Скажите, какую музыку я, скорее всего, захочу послушать?
Д.: Весёлую, праздничную.
У.: Да, ту, которая поднимает настроение. А если я чем-то опечалена? Какую музыку я включу?
Д.: Грустную, тихую, спокойную.
У.: Правильно, ребята.
Сейчас, внимательно послушайте пьесу композитора Л.В.Бетховена. И определите, какой характер звучания у музыки был вначале, а какой в конце? Для ответа нам понадобятся карточки «Музыкальное настроение». Во время звучания музыки, поднимите карточку «Весёлую нотку» или «Грустную нотку».
Слушание музыки.
У.: Кто внимательно слушал музыку? Ответьте на мои вопросы. За каждый правильный ответ, я вам дам жетон «Волшебные нотки».
На каком музыкальном инструменте исполнялась эта пьеса?
Д.: На фортепиано.
У.: Кто автор этой музыки? Как фамилия композитора, который её сочинил?
Д.: Л.В.Бетховен
У.: Какой характер звучания у музыки был вначале, а какой в конце?
Д.: Сначала весёлая, потом грустная.
У.: Композитор Л.В.Бетховен дал простое название этой пьесе - «Весело. Грустно» Закрепление учебного материала.
У.: Давайте определим, сколько же частей в этой музыке?
Ребята, у вас на партах лежат карточки с изображением предметов разной формы. Кто их назовёт?
Д.: квадрат, круг, треугольник.
У.: Правильно, ребята. Это простые формы. Есть ещё сложные формы, геометрические фигуры: куб, шар, конус. У музыки тоже есть формы.
Посмотрите на картинку, что на ней изображено?
Д.: Яблоко, поделённое на две половинки.
У.: А теперь, посмотрите на шар. Я и его разделила на 2 половинки. Получилось 2 части. Музыкальные формы тоже можно поделить на части. В зависимости от того с каким характером и настроением звучит музыка, столько в ней будет и частей.
Сколько настроений было в музыке «Весело. Грустно»?
Д.: Два. Весёлое и грустное.
У.: Значит, эта музыка состоит из двух частей.
Чтобы разделить музыку и показать, что она состоит из 2-х частей, мы под неё станцуем. Для каждой части будут свои движения. «Весёлая» часть повторим дважды. С неё мы начнём танец. Потом станцуем под «Грустную» часть и закончим наш танец опять «Весёлой» частью.
Физминутка.
(повторное слушание пьесы Л.В.Бетховена «Весело. Грустно» с включением танцевально-ритмических движений.)
Выходите, ребята к доске, вставайте в круг. Повторяйте за мной движения.
Исходное положение: Стоя, руки на поясе.
1 часть. Весело.
Первое движение – руки на поясе. Наклоны туловищем вправо – влево. 4 раза
Второе движение – руки согнуты в локтях. Хлопки вправо - влево двумя руками о руки соседа. 4 раза
Третье движение – Чередование первых двух:
Руки на поясе. Наклоны туловищем вправо – влево. 2 раза
Руки согнуты в локтях. Хлопки вправо - влево двумя руками о руки соседа. 2 раза
2 часть. Грустно.
Первое движение – руки вдоль туловища. Плавное, поочерёдное поднятие рук вверх-вправо, вверх-влево. Одновременно потянуться за руками, ноги на носочках. 2 раза
Второе движение – руки вдоль туловища. Плавно поднимаем руки вперёд-вверх, и опускаем вперёд-вниз. 2 раза
Повтор 1 части. Весело.

Молодцы ребята, садитесь на свои места.

Домашнее задание.
Послушайте домашнее задание. Придумайте свои движения для пьесы Л.В.Бетховена «Весело. Грустно». На следующем уроке мы их обязательно исполним.

Заключительная часть урока.
Исполнение песни.
У.: Ребята, мы на уроке с вами и станцевали, и музыку послушали. Осталось только песню спеть. А какой скоро будет праздник?
Правильно, Новый год! Откройте наши песенники. Разучим песню «Новогодний хоровод»
(Исполнение песни «Новогодний хоровод», музыка А.Филиппенко)
Подведение итогов.
Спасибо. Молодцы!
Ребята, мне понравилось, как вы занимались на уроке. Самым активным ребятам, получившим не меньше 2-х жетонов «Весёлые нотки» - я ставлю «5».
Свой урок я хочу закончить отрывком стихотворения «Музыка»
Но разве может жить музыка* без нас
Хотя бы день, полдня? Хотя бы час!
Без наших дум и радостей земных,
Без мелочей смешных и не смешных?..
Мы ей за всё «спасибо» говорим
И, веря в торжество её – творим!
Онегин Гаджикасимов.
(*в оригинале слово «она»)
Наш урок окончен, ребята. До новых встреч с музыкой.

Чередовать
2 раза