Некоторые особенности подготовки к концертному выступлению детей младшего школьного возраста на уроках баяна в ДШИ

Биянова Алина Эдиевна

Некоторые особенности подготовки к концертному выступлению детей младшего школьного возраста на уроках баяна в ДШИ

Концертное выступление учащегося является одним из сложных видов деятельности и предполагает владение определенным комплексом знаний и навыков. Во время выступления реализуется творческий потенциал исполнителя. Перед ним стоит огромная задача: нужно раскрыть художественную сущность музыкального произведения, проникнуть в глубину замысла композитора. В тоже время, исполнитель испытывает на экзамене, концерте сильнейшее волнение, во многом связанное со сложностью и ответственностью выполнения художественных и исполнительских задач. Ему нужно преодолеть свои страхи, сомнения, неуверенность.
Задача каждого педагога состоит в том, чтобы найти подход к ученику, раскрыть эмоциональные стороны его характера и умело подвести ребенка к решению поставленных задач.
От многих детей приходится слышать, что они любят сцену, любят то особое внутреннее состояние, которое возникает у музыканта-исполнителя, остающегося один на один с публикой. Любовь к сцене, к публичному выступлению, к эстрадному самочувствию, следует всячески культивировать у молодых музыкантов. Это мнение высказывают практически все преподаватели. Именно любовь к сцене, эстетическое наслаждение, получаемое исполнителем от пребывания на ней, и помогает, в конечном счете, преодолеть разрушительную силу эстрадного волнения, научиться его контролировать.
Для того чтобы удачно выступить в концерте или сыграть на экзамене или на зачете, учащемуся необходимо быть в состоянии оптимальной концертной готовности.
Чтобы исключить сценические срывы и снизить порог тревожности, необходимо начинать сценическое воспитание будущего музыканта-исполнителя с самых первых дней обучения в школе искусств.
Универсальных рецептов для преодоления негативных  форм сценического волнения не существует. Выбирая те или иные приемы психологической подготовки, необходимо учитывать индивидуальные особенности психики учащегося.
Сценическое волнение проявляется у детей младшего школьного возраста в различных видах и формах. Оно может обнаруживаться в виде страха, панического состояния; может трансформироваться в подавленное расположение духа, апатию, безволие, неверие в свои силы и т.д. В других случаях, напротив, волнение вызывает у них празднично – приподнятые, возбужденно-радостные чувства. Нередки также резкие смены-перепады душевных состояний, сложные сочетания и контрасты эмоциональных красок.
Изучение теоретической литературы и практического опыта педагогов, психологов, педагогов-музыкантов, исполнителей-музыкантов показывает, что нет однозначных определений понятия концерта, не выявлено точного определения подготовки к концертному выступлению баяниста. Выявлено также, что универсальными являются только периоды подготовки, однако каждый этап должен быть проведен строго с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Работа на каждом этапе должна способствовать совершенствованию мастерства и уверенности детей при выступлениях.
При подготовке к выступлению должны учитываться психофизические особенности детей младшего школьного возраста, такие как чувствительность, активность, внимание, память, особенности моторики, темперамент. Из практики опытных педагогов-психологов можно применить в работе различные методы развития внимания, памяти.
Исследовав возрастные особенности младшего школьного возраста можно составить план индивидуальной подготовки ребенка к выступлению в каждом конкретном случае.
Концертные выступления учащегося являются своеобразными ступенями в его развитии. Они являются необходимой профессиональной и социальной проверкой возможностей ученика. Путь к хорошему выступлению положительно сказывается на протекании умственных процессов, связанных с концентрацией внимания, глубиной мышления, интенсивности памяти.
«Волнение – психологическое состояние человека, обусловленное повышенной возбужденностью нервной системы, перегрузкой ее позитивными или негативными переживаниями. Вторгаясь в исполнительский процесс, оно может перечеркнуть результаты огромного труда» [2; 201].
«Нередко одна мысль о предстоящем выступлении вызывает бессонницу, мучительное состояние тревоги, навязчивые мысли о провале или успехе» [1; 131].
Концерт – музыкальный праздник, пришедший на смену репетиционным будням. Он должен приносить ощущение радости от общения с музыкой, от общения со слушателями, от самого процесса игры, от сознания того, что во всей программе нет мест, которые беспокоили бы: все тщательно проработано и выучено, притом выучено с запасом прочности. Значит можно раскрепоститься, избавиться от напряжения, обрести необходимую свободу – только при таком условии исполнитель способен творить на сцену. Поэтому очень важно, чтобы он уже перед концертом находился в состоянии психологической готовности к выступлению [2; 184].
ЛИТЕРАТУРА
1. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М.: МИП “NB Магистр”, 1993. – 193 с.
2. Ризоль Н. Очерки о работе в ансамбле баянистов (На основе опыта квартета баянистов Киевской филармонии). – М., Издательство «Советский композитор», 1986. – 224с. С ил.














13PAGE \* MERGEFORMAT14315