Интегрированный урок ОБЖ-биология. Тема. Основные источники радиации, их воздействие на Биосферу.


Тема занятия:   « Основные источники радиации, их воздействие на Биосферу
и здоровье человека».
Тип занятия:           актуализация ранее полученных знаний, с применением современных компьютерных                 технологий.
Форма занятия:        интегрированный урок-практикум
Технология:         личностно-ориентированная, проблемно-исследовательская.
Цели и задачи урока:        
Образовательные:         
Проверить уровень усвоения материала «Экстремальные воздействия на биосферу».
Актуализировать и углубить знания о техногенной экологической катастрофе на примере аварии на Чернобыльской АЭС и мероприятиях по защите человека от радиации.
Сформировать понятия «мутация», «мутагены».
Рассмотреть типы мутаций и влиянии радиации на здоровье человека.
Обобщить и повторить изученный материал, включить его в систему уже имеющихся знаний.
Стимулировать познавательный интерес учащихся к предметам  экология, биология, основы безопасности жизнедеятельности.
Развивающие:
Способствовать развитию логического мышления, умения выражать речью результаты мыслительной деятельности.
Способствовать овладению учащимися умениями и навыками самостоятельной работы, в том числе, исследовательскими.
Продолжить развитие познавательного интереса и творческой активности учащихся при индивидуальной и групповой работе, в том числе, подготовке домашних заданий посредством информационных технологий, литературных источников.
Воспитательные:
Воспитание культуры взаимоотношений при работе в группе, развитие способности понимать друг - друга.
Воспитывать ответственное отношение к учебному труду, культуре мышления  и речи.
Методическая:  Показать технологию проведения интегрированного урока.
Обеспечение урока:
- компьютер;
- проектор;
- кроссворд с заданиями по изученной теме;
- комплект карточек для проведения релаксации на уроке;
Методы и приёмы обучения:
- методы словесной передачи и слухового восприятия информации  (приемы:  беседа, дискуссия);
- методы наглядной передачи зрительного восприятия информации (приемы: наблюдение, демонстрация);
- метод стимулирования и мотивации (приемы: сочетание двух учебных дисциплин на одном уроке, индивидуальная практическая деятельность );
- методы контроля (приемы: фронтальный и индивидуальный опрос самостоятельная работа);
Принципы обучения: научность, системность, логичность, наглядность.
Рефлексия. Организационный момент.
Сообщение темы, целей урока, постановка проблемного вопроса.
Слайды.
Учитель биологии: Тема нашего интегрированного урока биологии и ОБЖ «Основные источники радиации, их воздействие на биосферу и здоровье человека ».
Цели нашего занятия
актуализировать и углубить знания о техногенной экологической катастрофе на примере аварии на Чернобыльской АЭС и мероприятиях по защите человека от радиации.
Рассмотреть источники радиации, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни и изучить влияние радиоактивных веществ на здоровье человека на генетическом уровне;
Учитель биологии: Наше занятие мне бы хотелось начать с высказывания французского писателя Ромена Роллана «Первая обязанность того, кто хочет быть здоровым, — очистить вокруг себя воздух».
Скажите, как вы понимаете данное высказывание?
Ответы учащихся.
Вступительное слово учителя. Блок ОБЖ.
Человек в течение всей своей жизни подвергается действию радиоактивного излучения.
Вопрос: Ребята, назовите источники радиоактивного излучения?
Ответы учащихся: космические тела, недра Земли; содержащие РВ здания, в которых мы живем, кирпичи, железобетон; рентгеновские аппараты, телевизоры, современные гаджеты.
Перподаватель ОБЖ:
- История изучения радиации.
В 1896 году французский ученый Анри Беккерель случайно обнаружил,что после продолжительного соприкосновения с куском минерала, содержащего уран, на фотографических пластинках после проявки появились следы излучения.Позже этим явлением заинтересовались Мария Кюри (автор термина “радиоактивность”) и ее муж Пьер Кюри. В 1898 году они обнаружили, что в результате излучения уран превращается в другие элементы, которые молодые ученые назвали полонием и радием. К сожалению люди, профессионально занимающиеся радиацией, подвергали свое здоровье, и даже жизнь опасности из-за частого контакта с радиоактивными веществами. Несмотря на это исследования продолжались, и в результате человечество располагает весьма достоверными сведениями о процессе протекания реакций в радиоактивных массах, в значительной мере обусловленных особенностями строения и свойствами атома.
В честь ученых, которые занимались изучением радиоактивных веществ сегодня названы единицы измерения радиоактивности и их воздействие на человека.
Беккерель.
Кюри
Рентген
Бэр
Грэй
Зиверт
Для обнаружения ионизирующих излучений, измерения их энергии и других свойств применяются дозиметрические приборы (ДП-5В, ДП-5А)

Преподаватель ОБЖ: в течение года человек в среднем получает 170-200 Р.
Задание: пользуясь таблицей на экране посчитайте, какую дозу облучения вы ежегодно получаете. (обучающиеся считают).Преподаватель ОБЖ: Ребята, можно ли уменьшить получение дозы радиации в поседневной жизни?
Ответы учащихся.
Преподаватель ОБЖ: Совершенно иная ситуация возникает при ядерных взрывах и авариях на атомных реакторах, когда образуются обширные зоны радиоактивного заражения с высоким уровнем радиации.
Вопрос: Кто впервые в мире использовал атомную бомбу. Назовите год и страну.
Вопрос: Случались ли аварии на АЭС? Когда и где?
Ответы обучающихся.
Сообщение об аварии на Чернобыльской АЭС (5 минут) +электронная презентация
II блок – биология. Объяснения нового материала
Преподаватель биологии. Последствия Чернобыльской катастрофы дали знать о себе в первые же месяцы после взрыва. Люди, проживавшие на территориях, прилежащих к месту трагедии, умирали от кровоизлияний и апоплексических ударов. Однако самым страшным является то, что последствия Чернобыльской катастрофы коснулись не только людей, живущих в то время. Т.к. вещества, которые поступили в атмосферу в результате взрыва являются сильнейшими МУТАГЕНАМИ.
Мутагены - факторы, вызывающие изменения в структуре гена, т.е. мутации. Обучающиеся записывают определение в тетрадь)Мутация - наследственные изменения генетического характера (структуры гена)
Классификация мутагенов
Физические Химические Биологические
ионизирующее излучение, радиоактивный распад, ультрафиолетовое излучение алкалоиды, растворители, пестициды, продукты переработки нефти некоторые вирусы – кори, краснухи, гриппа, антигены некоторых микроорганизмов
Мутации
Полулетальные – снижают жизнеспособность живых организмов;
Летальные – несовместимые с жизнью (пр. гемофилия)
- Генеративные – передаются по наследству;
- Соматические – возникают в соматических клетках, не передаются по наследству.
Мутагены вызывают изменения в генетических структурах. В зависимости от того, какие изменения произошли выделяют следующие виды мутаций:
Генные.
Хромосомные.
Изменение кариотипа.
Задание: пользуясь текстом учебника на стр. 304, выпишите в тетрадь определения мутаций, в зависимости от места их возникновения. (5 минут)
Ответы учащихся:
Генные мутации – изменения, вызванные заменой одного или нескольких нуклеотидов в пределах одного гена. (пр. Серповидноклеточная анемия)Хромосомные мутации – изменения структуры хромосом. Эти мутации могут возникать вследствие утраты части хромосом. Если в утраченный участок входят жизненно важные гены, то такая мутация может привести к гибели. Потеря небольшой части 21-й хромосомы у человека служит причиной развития у детей острого лейкоза.
Изменение кариотипа – изменение числа хромосом. Пример, болезнь Дауна.
У растений, полиплоидия – увеличение числа хромосом кратное гаплоидному набору.
От Чернобыльской катастрофы пострадали не только люди – все живое на Земле почувствовало на себе смертельную силу радиации. В результате Чернобыльской катастрофы появились мутанты – рожденные с различными деформациями потомки людей и животных. Жеребенок с пятью ногами, теленок с двумя головами, рыбы и птицы неестественно огромных размеров, гигантские грибы, новорожденные с деформациями головы и конечностей – фото последствий Чернобыльской катастрофы являются ужасающими свидетельствами человеческой халатности.
III блок. ОБЖ и биология
Вопрос: мы надеемся, что та страшная катастрофа не повторится никогда, но каждый из нас должен знать действия при радиоактивном заражении.
Преподаватель ОБЖ.
Преподаватель биологии: в современной жизни мы также подвергаемся воздействию радиации. Рекомендации: стараться меньше пользоваться мобильными телефонами, компьютер с защитой, в комнате, где вы спите не должно быть бытовых приборов.
IV блок. Закрепление.
Биология. 1. Мутация и мутагены - в чем отличие?
Какие изменения происходят в генетических структурах при возникновении генных мутаций?
Всегда изменение кариотипа приводит к отрицательным последствиям?
ОБЖ. Разгадывание кроссворда. (4 - 5 минут).
V блок. Подведение итогов, домашнее задание
Д/з биология. Повторить записи в тетради, подготовить сообщение «Влияние современных «гаджетов» на здоровье человека».