Открытый урок Работа над ансамблем в старшем хоре


МБОУ ДОД «Петровская ДМШ»

Открытый урок
по дисциплине «Хоровой класс»

Тема: «Формирование навыков хорового ансамбля в старшем хоре».
Преподаватель вокально-хорового отдела:
Бекир Уста Г.С.
Концертмейстер: Касьяненко Т.С.
20.04. 2015г.
.
С.Петровка

План – конспект урока.
Тема урок: : «Формирование навыков хорового ансамбля в старшем хоре».
Цель урока: Улучшение качества звука путем работы над слаженным звучанием коллектива. Познакомить учащихся с разными видами ансамбля в музыке.
Задачи урока:
Обучающие
- обеспечить формирование у учеников знаний об особенностях работы хорового ансамбля.
- обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме .
2. Развивающие – создать условия для развития у ученика
- определение хорового ансамбля: частный, полный.
- элементы хорового ансамбля: ритмический, интонационный, динамический, интонационный, гармонический.
- эмоционально - образной сферы психологических процессов (воображения, мышления, памяти) при пении упражнений и в процессе работы над вокальными произведениями;
3. Воспитательные - создать условия для- воспитания сознательного подхода к обучению;
- повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации;
- стимулирования творческого поиска ученика в создании интерпретации произведений.
Тип урока: комбинированный.
Методы работы:
по источнику знаний:
словесные – показ, комментарии, объяснения (пояснения практического действия), беседа;
практические – упражнения, практические задания;
по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, элементы исследовательского метода.
Методы вокальной педагогики:
- вокальные упражнения, методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.
- формирования певческой культуры, становления ассоциативно-образного мышления.
Межпредметные связи: сольфеджио, теория музыки, анализ музыкальных произведений, аккомпанемент.
Оборудование: фортепиано, ноутбук, презентация по теме урока, зеркало.
Используемая нотная литература:
1.Мурадели «Девчонка везла на возу».
2.Морозов А. «В горнице».
3. Бах И.С. «Рождественская песня»
Ход урока.
1.Организационный момент
2. Правила пения стоя и сидя:
-При пении поза должна быть неподвижной
-правую ногу лучше слегка выдвинуть вперед (3 позиция)
-тяжесть тела можно время от времени переносить попеременно слева направо и с права на лево
-вредным является излишнее поднимание плеч
-нужно представить себе, что все мускулы шеи вплоть домускулов спины расслаблены
-свободная нижняя челюсть, без напряжения.
Вам всем нравиться петь песни, поэтому давайте улыбнемся и с настроением поработаем на уроке!
3.Подготовка голосового аппарата к работе- распевка хора (пение распевок, скороговорок).
4.Хоровой ансамбль -это художественное единство совместного исполнения. Уравновешенность, согласованность всех технических и художественных выразительных средств в хоровом исполнении.
Частный- это ансамбль одной хоровой партии.
Полный- всех хоровых партий.
Элементы ансамбля включают в себя понятия: ритмический, динамический, вокальный, унисонный, гармонический, полифонический, хора и солистов. Ритмический ансамбль включает в себя все моменты связанные с темпом, метром и ритмом хорового исполнения. Умение петь вместе. Ритмически четко, вступать и прекращать петь, четко выявляя метрическую структуру произведения. Ритмическое воспитание хора является главной задачей, ибо исполнительский ритм всегда имеет музыкально-выразительное значение и работа над ним является также над музыкальной фразой, интонационным строем и главное над содержанием произведения.
Динамический-(с греческого «сила») уравновешенность по силе голосов внутри партии и согласованной громкости звучания хоровой партии в общем ансамбле.
5.Применим эти знания в работе над произведением Мурадели В. И. «Девчонка везла на возу».
Мурадели Вано Ильич- грузинский и российский композитор, дирижер . Литературный текст-это шуточная зарисовка.Действие происходит в дороге, где героиня девчонка везет на возу- козленка, козла и козу. Характер произведения- веселый, живой, легкий, подвижный, игровой. Размер 4/4.Тональность ля-минор, с отклонением в си-мажор. Темп-аллегро .Форма: простая трехчастная.
Жанр- хоровая миниатюра а капелла. Тип письма- смешанный(гармонический с элементами имитации).Ансамблевые трудности заключаются в правильном исполнении хоровых партий в имитационном изложении. Необходимо добиваться легкости в исполнении ,отразить игровой настроение, гибкость динамического развития, а так же особенности темпового движения. Штрих нон легато и фермата в конце произведения.
6.Работа над произведением А.Морозов, Н.Дубцов «В горнице».
Это произведение известного композитора песенника в репертуаре многих певцов: Хор Турецкого, Пелагея, М.Капуро, Т.Буланова.
Показ произведения. «В горнице» в репертуаре хора уже четверть, партии выучены и сейчас идет работа над слаженным ансамблевым звучанием.
7. Работа над произведением И.С Бах «Рождественская песня».
-работа над интонацией в партиях,
-работа над общим ансамблем в двухголосии.
Гармонический ансамбль- полное равновесие хоровых партий. Мелодия должна звучать отчетливо, но сохранено двухголосное равновесие.
8 В заключении: Творческая спаянность, дружеские отношения между участниками хора оказывают огромное влияние на всю работу хора в целом и в частности на достижения хорошего ансамбля.