Доклад по сольфеджо на тему: ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЛАДОВОГО ИНТОНИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ДМШ И ДШИ


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЛАДОВОГО ИНТОНИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ДМШ И ДШИ
Меметова Венера Руждеевна
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Муниципального казённого образовательного учреждения дополнительного образования детей «Массандровская детская школа искусств», городской округ Ялта Республики Крым
Аннотация. В докладе рассматривается проблема формирования навыков ладового интонирования у учащихся младших классов на уроках сольфеджио ДМШ и ДШИ

Одной из основных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства является развитие слуха, основной же задачей предмета «Сольфеджио» – это развитие ладового слуха и ладового интонирования.
Не останавливаясь подробно на длительном историческом пути развития лада, отмечу, на базе элементарных попевок и ладовых примитивов формировались более сложные звуковые структуры. К процессам усложнения и обогащения мелодических ладов в истории европейской музыки добавилось формирование многоголосия и гармонических ладов. В ладах мелодического типа основной функциональной единицей выступал, как известно, отдельный звук; в гармонических ладах эту роль брал на себя аккорд. Развитие мелодического ладового слуха связано с освоением ладов обоих типов, поскольку мелодические процессы могут опираться как на лады монодии, в которых не обнаруживаются гармонические отношения, так и на лады гармонического типа (прежде всего на систему мажора и минора). Курсы сольфеджио в определенной степени воспроизводят исторический путь развития лада, хотя и не следуют ему буквально, будучи ограниченными определенными учебными задачами.
Ладовое воспитание, как известно, основано на главном законе дидактики – от простого к сложному. Оно начинается с усвоения элементарных узкообъемных ладов, переходит к относительно развитым мелодическим образованиям, к освоению классической тональной системы, к развитию слуха на ее основе, а затем – к современной ладогармонической системе. Таким образом, в курсе сольфеджио (в частности, в процессе развития мелодического ладового слуха) имеет место частичное совпадение структурно-логического усложнения изучаемого материала с прослеживанием исторических путей развития лада.
Исходя из этого, прослеживаются основные направления в освоении ладовой структуры. Начинать необходимо с изучения таких элементов лада как ступени, звукоряды, интервалы на ступенях лада (последние нужно рассматривать как определенный вид мелодической интонации). Далее следует усвоение аккордовых построений, поскольку они могут иногда возникнуть в мелодическом процессе, особенно в музыке классического стиля. И наконец, требуют проработки разного рода мелодические попевки, выделенные из целостных мелодий и изъятые из контекста.
Передовая музыкально-педагогическая мысль склоняется к тому, что основа работы по развитию музыкального слуха связана с воспитанием ладового чувства. «Музыкальный слух и музыкальная память обладают способностью настроиться на определенный ладовый звукоряд и создать устойчивый слуховой образ движения мелодии по ступеням звукоряда, независимо от абсолютной высоты звуков» [3, с. 45].
Отсюда следует что, если необходимо быстро и точно осознать и запомнить мелодию, то нужно обладать надёжными слуховыми представлениями ладовых ступеней. Для этого он предлагает наделить ладовые ступени одними и теми же слоговыми названиями – относительная сольмизация. (В поддержку этой системы выступала Е. В. Эпимахова, которая восторженно отзывалась о системе относительной сольмизации, разработанной П. Ф. Вейсом, и несомненной пользе применения данной системы на ранней стадии обучения. Я присоединяюсь к данному мнению и могу с полной ответственностью заявить, что используя её, обучение проходит более осознанно и интересно). Названия этих ступеней и помогут в создании надёжных слуховых представлений этих ступеней.
Для создания таких представлений необходимо осознание звукоряда в целом. Так как представление многоступенного звукоряда невозможно создать сразу, то его нужно строить постепенно.
В солидной практике относительной сольмизации отработан пошаговый путь освоения ладовых ступеней: двухступенный звукоряд, трихорд, тетрахорд и т.д., расширяя звукоряд интонаций каждый раз одной новой ступенью. Каждой ладовой ступени присваивается особое название, одинаковое в любой тональности. В русских, белорусских и украинских школах были придуманы свои названия ступеней:
V VI VII I II III IV VVI VII I
Зо Ра Ти Ё Ле Ви На Зо Ра Ти Ё в мажоре
VVIVIIIIIIIIIVVVIVIII
Зо Ра Ти Ё Ле Ви На Зо Ра Ти Ё в миноре
Тоника мажорного лада – Ё, а тоника минорного лада – Ра
Название ступеней необходимо для лучшего понимания и запоминания мелодий, а параллельное изучение названий клавиш и нотной записи – для игры на инструменте и записи мелодий. В изучении мелодических оборотов и мелодий применяются оба способа.
Показ ступеней ручными знаками позволяет наглядно изображать звуковысотное движение мелодии с точной передачей ритма и выразительного характера движения (плавного или чёткого, изящного или энергичного). Ученики т.о., расшифровывают лишь звуковысотную линию мелодии, а ритм и оттенки воспроизводятся рефлекторно.
Использовать ручные знаки можно во многих случаях: «зашифровывать» задуманные или звучащие мелодии (вид устного диктанта) или «расшифровывать» ручные знаки (пение по руке), показывать ручными знаками песни, изученные ранее или исполнять незнакомые мелодии по ручным знакам. Обучающиеся могут показывать ручные знаки синхронно с педагогом или после исполненной педагогом фразы или мотива. Постепенно нужно научиться петь по ручным знакам мелодию на нейтральном слоге («ля») или с текстом. Все эти приёмы крайне полезны, но желательно не менять их часто, а дать освоиться с каждым из них. Нельзя диктовать или показывать случайный набор звуков. Всегда должна звучать музыка. Любая импровизация приветствуется и должна быть яркой и продуманной. Например, игра «Вопрос-ответ».
Одним из дидактических приёмов, применяемым для развития мелодического слуха, является наглядное изображение диатонического звукоряда в виде «лесенки». Глядя на неё, дети осознают, почему звуки называют ступенями. Преимущество «лесенки» в том, что учащиеся видят звукоряд во всём объёме и представляют, на какой ступени звукоряда они находятся в момент пения. В «лесенке», изображенной на таблице, могут быть выделены необходимые ступени другим цветом или другими опознавательными знаками (цветочек, колокольчик и т.д.). Все приёмы, используемые при интонировании ручными знаками, могут быть применены и в работе с «лесенкой». Исполнение изучаемых мелодий выше и ниже прививает навык транспонирования и осознания тождественности мелодий в разных тональностях.
Освоение ступеней звукоряда должно происходить постепенно по отработанной последовательности. Подобранные для освоения изучаемой интонации песенки, содержащие ряд ритмических вариантов попевки, позволяют достигать устойчивого результата.
Исследователь относительной нотации предлагает следующий порядок освоения ладовых ступеней:
1 2 3 4 5
- Ра Ра Ра Ра
Зо Зо Зо Зо Зо
На
Ви Ви Ви Ви Ви
Ле Ле
Ё ЁЁ
Например, интонация Зо-Ви изучается в первой четверти при помощи песенки «Зоя, Витя в лес ходили» и ряд её ритмических вариантов на примере «Кап-кап», «Та-та, два кота», «Кумо, кумо, що варила», «Верблюд», «Мокрые дорожки» и т.д.
Обратное движение – это Ви-Зо – осваивается сложнее, т.к. эта интонация «немого вопроса», как бы без окончания, а изученные мелодические мотивы включали только нисходящую интонацию. Поэтому используя её в распевках с ручными знаками, закрепляют на примерепесенки «Куда летишь кукушка?».
Ступень «Ра» в различных последовательностях с изученными ступенями, осваивается во второй четверти. В начале она играет роль вспомогательного звука к ступени «Зо» на примере песенки «Маленькая Юлька», а затем интонационные мотивы со скачками («Петушок», «Три брата» и т.д.). Со ступенью «Ра» связана и ладовая переменность, поэтому ей будет уделено немало времени во втором классе, но ладовую окраску со ступенью «Ра» ученики могут определять уже на данном этапе.
Со ступенью «Ё» связано понятие тоники и тонического трезвучия. Песенки с вниманием на главном устое («Ехали медведи», «Барабанщик», «Песня» Кальюсте) и на звуках тонического трезвучия изучаются как ручными знаками, так и с абсолютным названием звуков. Прививая навыки анализа музыкальных произведений, параллельно рассматривается фразировка, особые виды движения в мелодии, определение Т и звуков Т5/3 и т.д.
Приступая к ступеням «Ле» и «На» вводится понятие неустойчивости. Обращается внимание на особенности показа устойчивых и неустойчивых ступеней ручными знаками. Можно пользоваться показом неустойчивости движения корпусом, ногами. Они изучаются на примерах песен с различными видами движения в мелодии: вспомогательное, проходящее восходящее и нисходящее движение, скачки.
Изучение ступени «Ти» позволяет выстроить полный звукоряд мажора и разделить его на верхний и нижний тетрахорды. Для закрепления этих понятий, производится анализ изучаемых мелодий, где определяются, выписываются и исполняются мотивы по звукам тетрахордов.
Особое внимание уделяется показу ручными знаками ступеней «На» и «Ти», так как положение пальца указывает на полутон в этом направлении.
Работа над воспитанием музыкального слуха основывается на следующих основных принципах:
1. Насыщение занятий практическим музицированием: слушание и исполнение полноценных и разнообразных, планомерно подобранных музыкальных произведений. Ученики разучат на уроках большое количество
песен. Для качественного исполнения необходимо, чтобы они прослушивали каждую песню многократно или в механической записи или в живом исполнении педагога. Слушание и исполнение должны постоянно переплетаться, дополняя и помогая друг другу.
Например: «Музыкальное эхо».
2. Развитие творческой активности учеников. Подражательное пение редко бывает точным (к примеру, исполненная самостоятельно колыбельная). В связи с этим ребенок создает свои песенки и может научиться запоминать их. Если помочь детям осознать, что они сами могут сочинять упражнения, попевки, применяя изученные интонации и ритмы, связывая их с определенными образными представлениями, то можно получить очень эффективный результат. (С изученной интонацией сочиняем песенку в сказке).
3. Систематичное обучение. Раскрытию темы должны быть подчинены множество форм работы. Традиционный урок, состоящий из вступительной, основной и заключительной части, должен руководствоваться перспективным планом обучения.
Вступление. По совету П. Ф. Вейса, «интродукция» может слагаться из нескольких компонентов: вход детей под звуки марша, музыкально-ритмические упражнения в четком «унисоне», попевки, исполняемые не только хором, но и в одиночку [2]. Одним из завершающих приветствие этапов – это исполнение одной из понравившихся песен. «Интродукция» не может оставаться неизменной, её нужно обогащать, усложнять, использовать характерные мелодические и ритмические обороты текущей темы.
Основная часть урока зависит от его содержания и от поставленных конкретных задач. Музыкальное произведение незыблемо остается в центре внимания педагога. Его изучение подразумевает три этапа:
а) ознакомление;
б) повторное прослушивание, сопровождаемое более подробным разбором;
в) рабочая часть, связанная с вниманием на детали, объяснением, тренировкой и всевозможными импровизациями.
Заключение. Повторение ранее изученных песен, прослушанных пьес, любимых упражнений.
Формирование навыков ладового интонирования не может обходиться без упражнений, основанных на коротких народных попевках, обобщающих изучаемые интонационные и ритмические обороты. Эти попевки должны: а) обладать выразительным смыслом, б) быть системны и непродолжительны.
Учитывая особенности детского восприятия рекомендуется:
1) знакомить с вокальными образцами и попевками, не прибегая к помощи инструмента. Это позволяет детям облегчить восприятие и научит их петь без музыкальной поддержки;
2) прослушивать новые мелодии, интонационные и ритмические попевки дети должны молча, внимательно;
3) каждый образец должен звучать многократно, но не одинаково, а с различными вариациями (смена тональности, темпа, исполнение хора и солиста);
4) повторение музыкального образца возможно с музыкальным сопровождением или поддержкой педагогом или без неё. Практика показывает, что самостоятельность интонирования развивает слух и музыкальную память надёжнее лишь в случае интонирования без поддержки. Поэтому, по мнению ряда методистов, детей нужно приучать к повторению музыкальных образцов без музыкальной поддержки или исполнять дуэтом (слабые ученики совместно с более сильными учениками).
5) Систематически рекомендуется пользоваться приёмом «беззвучного пения», при этом, можно тихо проигрывать мелодию на инструменте.
Таким образом, совпадение беззвучной имитации пения с исполняемой мелодией воспринимается яснее и способствует развитию внутреннего слуха.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вейс П. Ф. Абсолютная и относительная сольмизация: автореф. дис. канд. искусствоведения / П. Ф. Вейс. – Ухта, 1967.
2. Вейс П. Ф. Абсолютная и относительная сольмизация / П. Ф. Вейс // Вопросы методики воспитания слуха. – Л., 1967. – С. 67-107.
3. Вейс П. Ф. Ступеньки в музыку: пособие по сольфеджио / П. Ф. Вейс / ред. Ройтерштейна. – М. : Советский композитор, 1980. – 200 с.
4. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – M.-Л. : Музыка, 1947. – 356 с.