План открытого урока «Сольфеджио» преп. Липилиной Е.В. с учащимися 3 класса фортепианного, хорового отделений.

МБУ ДО «Нижнеудинская детская музыкальная школа»



Конспект Открытого урока сольфеджио



План открытого урока «Сольфеджио» преп. Липилиной Е.В. с учащимися 3 класса фортепианного, хорового отделений.














(г.Нижнеудинск, Иркутской области)

Темаурока: «Применение инновационных форм обучения в образовательном в процессе на уроках сольфеджио в ДМШ»

Цели урока:
1.Показ творческих форм и способов работы на сольфеджио с применением ИКТ.
2. Распространение инновационного педагогического опыта, методов и форм работы преподавателей Шайхутдиновой Д.И., Кушниренко С.В, среди педагогов теоретических дисциплин ДШИ Нижнеудинского района.


Задачи урока:
1. Повторение и закрепление теоретических сведений при помощи ИКТ.
2.Формирование слуховых, интонационных и ритмических навыков учащихся при помощи образных ассоциаций, наглядных пособий и современных технических средств обучения
3. Развитие творческих способностей учащихся.


Характеристика группы:

Группа учащихся фортепианного и хорового отделений, занимающаяся по 7-летнему циклу обучения. Возраст учащихся 9-10 лет. Большая часть детей имеет подготовку (подготовительный класс). Учащиеся хорового отделения имеют не полный комплекс музыкальных данных (недостаточная ритмическая координация, достаточно средние возможности развития слуховых и интонационных навыков). Но в целом, группа учащихся обладает хорошими музыкальными данными, занимается сольфеджио старательно и заинтересованно.















Ход урока
Цели и задачи
Методы

1. Музыкальная грамота:
а) просмотр презентации;






б)тестовый опрос учащихся по пройденному теоретическому материалу;

в) изучение темы «Квинтовый круг тональностей»






Повторение теоретического материала.
Закрепление пройденных тем с помощью презентации (в программе Microsoft Power Point).

Использованием ИКТ- программы «Генератор тестов»

Повторить стихотворение на порядок появления ключевых знаков.
Показ модульного упражнения по методу Д. Шайхутдиновой -
«диезный ряд тональностей»
Изучение нового материала «бемольный ряд тональностей»



Обобщающий метод. Метод эмоционального воздействия



Репродуктивный
Проблемный


Наглядное пособие «клавиатура» -
метод тактильного воздействия
метод комплексного воздействия





2.Слуховой анализ
- ступеней в ладу;








-интервалов в мелодическом звучании.
-работа в программе «Musical Examiner»;
-пение попевок на ступени мажорного лада;
-определение ступеней способом «допевания» до тоники;
-определение ступеней в заданной последовательности;

Определение простых интервалов в программе репетитора «Ear Master»

Иллюстративный
Слуховой









Игровой

3.Ритмическое упражнение - ритмическая читалочка «Муравьишка»
-ритмослогами
с дирижированием

-ритмизация стихотворения
Развитие ритмических навыков с помощью стихотворного текста.
Закрепление ритмической фигуры «четверть с точкой восьмая».
Репродуктивный
Метод заданного
педагогом ритмического пульса.

Использование синтезатора (функции – «метроном»)


4.Интонационная работа: пение в тональности D-dur
а) упражнение «Дружно встали звуки в ряд»
б)гаммы, разрешения ступеней;
в) отдельные ступени;
г) главных трезвучий лада.




Настройка в мажорном ладу, как подготовка слуха к интонированию ступеней.
Закрепление слухового навыка высоты звуков – ступеней в ладу.
Выработка устойчивых интонационных и слуховых ассоциаций тяготения к устойчивому звуку – тонике.
Слуховой,иллюстративно-репродуктивный



Наглядное пособие-
Болгарская столбица.


5. Творчество
-гармонизация мелодии (№ 137 уч.пос. 2 кл. Металлиди-Перцовской).
Использование и практическое применение главных трезвучий лада (Т53 - S53 - D53) для гармонизации мелодии.
Приобщение уч-ся к музицированию на уроках сольфеджио.
Активизировать творческие способности учащихся.
Творческого воображения.

Использование синтезатора.


















Использованная литература:

А.Варламова, Л.Семченко «Сольфеджио», уч.пос. для 2 класса,М.,2006
А.Дадиомов «Слуховой анализ по сольфеджио в ДМШ» (по материалам газеты «Играем с начала»),№7-9, 2007.
А.Камаев, Т.Камаева. Азартное сольфеджио.М.,2004.
Н.Федотова «Учимся, играя», Иркутск, 1998
О.Берак, М.Карасева.Как преподавать сольфеджио в XXI веке (Сборник статей и материалов научно-практических конференций)М.,2006.
Т.Боровик «Изучение интервалов в младших классах ДМШ»,М.,2006.
Т.А.Зебряк. Основы музыкальной грамоты и сольфеджио, М.: Кифара, 2012.
Д.И.Шайхутдинова. Методика обучения элементарной теории музыки.-
Ростов н\Д: Феникс, 2009.
9.Перцовская Ж.Металлиди «Сольфеджио», уч. пос. для 2 класса ДМШ.
С.-Пб, 1999.
10.С.В.Кушниренко. Ритмические читалочки. 2 кл., Иркутск, 2004.
11.С. Белецкий Лото “Азбука музыки”. – Омск, 2001
12.Л. Ефремова “Учиться интересно!” Пособие по сольфеджио. – С. –Пб., 2006.
Электронные ресурсы:
Боровик, Т. А., Ансамблевое музицирование в классе сольфеджио// [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Мелентьева Т.М. Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (10.03.2012).
Парфенова Е.М Развитие музыкальности и музыкальных способностей на уроках сольфеджио// [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Современные инновационные технологии в школьном образовании// [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Филипповская М.Г Навыки точного интонирования на уроках сольфеджио в младших классах ДМШ и ДШИ// [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Шайхутдинова Д.И Как решить проблемы преподавания сольфеджио в ДМШ// [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Шлыкова О.С., Говорова А.В. Инновационные технологии в музыкальном образовании: развитие вокально- интонационных навыков на уроках сольфеджио//Фундаментальные исследования, №1 2005 // http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=777983


ПРИЛОЖЕНИЕ


Гармонизация мелодии (уч пособие Металлиди-Перцовской)




РИТМИЧЕСКАЯ ЧИТАЛОЧКА (Сборник С. КУШНИРЕНКО)



Украинская народная песня