Методический доклад Дисциплина «История хореографии» в системе развития учащихся хореографического отделения музыкальной школы


Методический Доклад
по теме:
Дисциплина «История хореографии» в системе развития учащихся хореографического отделения
музыкальной школы

Преп. Пономарева И.В.
(зав. отделением музыкально-теоретических дисциплин)
Республика Казахстан
г. Лисаковск
Предмет «История хореографии» занимает важное место в комплексе дисциплин, дающих общее эстетическое образование, прививающих эстетический вкус учащимся хореографического отделения музыкальной школы. В музыкальной школе на отделении хореографии дети обучаются семь лет. Дисциплина «История хореографии» по учебному плану вводится с четвёртого класса и рассчитана на четыре года. Урок проводится раз в неделю. Программы, разработанной специально для музыкальных школ для предмета «история хореографии», не существуют, встречаются лишь программы для среднего специального звена или ВУЗовской подготовки студентов. В связи с этим возникает ряд трудностей и необходимость разработки программы для детей.
Ученики четвёртого класса – это дети от девяти лет, не имеющие достаточного багажа знаний по истории, географии, культуре, поэтому перед учителем встаёт основная задача – изучение истории хореографии в тесной связи с картинами прошлого, этнографией различных народов, образами народного и классического танцев.
Учащиеся в ходе изучения предмета должны получить представление о возникновении танца, о его основных видах и о принадлежности танцев к той или иной эпохе, национальности и культуре. Ведь танцевальность в широком смысле слова пронизывает всё музыкальное искусство. Ещё в глубокой древности человек свою повседневную деятельность поддерживал ритмизованным сопровождением, которое регулировало одновременность усилий. Постепенно вырабатывались самобытные песенно-танцевальные ритмы.
История танца от эпической стадии (народной пляски), затем в стадии более изощрённого вида – бального танца занимает первый год обучения. Задача педагога – обрисовать общий характер рас, национальностей, типичной культуры для того, чтобы представить психологический подтекст плясок и танцев. Во всех странах без исключения первые танцы были вызваны религиозными нуждами и лишь позже возникли пляски, вызванные гимнастическими или потребностями развлечения.
Важно понимать, что точную картину прошлого восстановить совреме нному человеку трудно. Психология и культура древних очень туманны, ведь знания о них мы получили из памятников древности – по статуе или барельефу, которые изображают пляску, можно с точностью представить лишь один момент пляски. Если брать сведения о танце из античной литературы, всё равно надо считаться с видением автора, его субъективным мнением.
Поэтому надо понимать – многое в природе человека изменилось, многие черты психики и человека сейчас иные, а значит, для восстановления картины древней хореографии – один путь. История каждой нации должна рассматриваться в связи с памятниками их культуры. Если таковые современному человечеству неизвестны, пока не стоит придумывать, как в Византии или, скажем, в Ассирии танцевали.
Первые темы в четвёртом классе посвящены первобытным пляскам, так как мы имеем о них представления, связанные с наскальной живописью. Затем идёт изучение античных танцев, а именно, Древних Греции, Египта и Рима, так как они оставили нам множество скульптур, барельефов, живописи на амфорах, другой посуде, изображающей танцующих людей.
Далее рассматривается эпоха Средневековья (все пять веков 9-13) за один урок, так как из истории известно, что это время, когда человек испытывал тяжелейшее давление со стороны власти и церкви, а танец находился под запретом. Лишь некоторые проявления его в виде народных и нескольких аристократических танцев уцелели на протяжении этих мрачных веков.
В эпоху Ренессанса, когда отдельный человек стал превозноситься уже как личность, танцоры стали «идеальными» людьми. Интерес к танцу возродился. Опираясь на античные принципы, танцоры эпохи Возрождения придумали новые виды танца, особенно продвинулись в этом отношении города-государства на территории Италии. Поэтому следующие темы посвящены танцам 14-16 веков. В это же время возникает балет, как спектакль – синтез музыки, слова и хореографии. Но его изучение начинается в пятом классе, после освоения всех основных народных танцев, которые в четвёртом классе целесообразно рассматривать по хронологии, вплоть до 21 века.
Необходимо объяснить детям, что многие танцы стали настолько типичными выразителями определённых образов, что сделались всеобщим достоянием, как польские мазурка и полонез, итальянская тарантелла, французский менуэт и австро-немецкий вальс. При изучении эпох и стилей (Барокко, Классицизма, Просвещения, Романтизма, Модернизма) можно рассказать детям и о том, что символом лирических тенденций, например, романтизма стал вальс, миниатюра, романс, пронизанные вальсовостью вообще. Композиторы многих эпох испытывали интерес к местному колориту, опираясь даже в крупных жанрах на танцевальность (рапсодии Листа, халлинги Грига, «Камаринская» Глинки, вальсы, мазурки и полонезы Шопена).
В курсе пятого класса рассматривается история зарождения и становления балета – от бальных постановок королевских дворов Италии и Франции 16в. до кризиса жанра на рубеже 19-20 столетий и возникновения кабаре, водевилей, новых жанров – оперетты и мюзикла, где танцевальность тесно переплетается с пением и драматической игрой.
В процессе освоения этого материала возможно и даже необходимо изучение творчества балетмейстеров, ставших вехами на пути становления балета как искусства – это Ж.Б Люлли, М. Салле, Ж.Ж. Новерр,
Ф. Хильфердинг, Ж. Доберваль, Ф Тальони. Должны рассматриваться и отдельные танцовщики и их вклад в развитие профессионального классического танца – это, в первую очередь, М. Блонди, Ж. Балон, Лафонтен, М.-Т. Де Сублиньи, Л. Дюпре, М. Камарго, М. Тальони, Ф. Дельсарт, Ф. Далькроз, А. Дункан.
Изучение этих выдающихся людей необходимо связывать со знакомством с эпохой. Учащиеся должны понимать, с чем связано то или иное новаторство, почему то, что сейчас кажется само собой разумеющимся для того или иного времени надо считать завоеванием. Вкратце необходимо обрисовать эпохи – барокко, век Просвещения, романтизм, экспрессионизм. Серьёзную помощь в этом может оказать дидактический материал в виде иллюстраций – костюмов, архитектуры, литературы той или иной эпох.
Шестой класс целиком посвящён изучению русского театра, так как именно он в 19в. перенял у французского балета пальму первенства и до сих пор остаётся на лидирующих позициях. После 1850 года в Париже балет начал угасать. Он ещё был популярен, но рассматривался главным образом как представление с участием красивых женщин. В Лондоне балет практически исчез со сцен оперных театров и переместился на эстраду. Но балет процветал в России, сюда приезжало много французов. Многие из них, попадая по контракту в российский императорский театр, оставались здесь надолго, а кто-то и на всю жизнь, существенно повлияв на качество танца. (Ш.-Л. Дидло, Ж.Ж.Перро, К. Иогансон и М.Петипа – биографии и творчество следует изучить).
Балет в России появился не на пустом месте. С давних пор здесь существовали традиции театральных постановок – это вертепные представления, школьные и крепостные театры и, конечно, искусство скоморохов. (Всё это рассматривается на первых уроках в 6м классе, особенно нужно остановиться на крепостном строе, так как об этом на уроках истории в общеобразовательной школе говорят в 8м классе).

Начиная с петровской эпохи, во всех учебных заведениях танец стал обязательным предметом. В России не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но и умели исполнять их в благородной манере. Вскоре иностранные учителя танцев стали невольно перенимать русскую манеру обучения.
Сначала это были домашние занятия в аристократических домах. Но с появлением первого русского балетмейстера Ивана Вальберха (тема отдельного урока) стала развиваться и балетная школа. Русская школа классического танца с каждым десятилетием становилась сильной системой.
Танцевальная культура России в 19в. была на недосягаемой высоте. Петербург и Москва становятся самыми значительными хореографическими центрами Европы. Власти уделяли балету пристальное внимание, обеспечивали государственными субсидиями. Танец в России делился на профессиональный (собственно балет) и для собственного развлечения
(аристократический), исполняемый на балах.
Дальнейшее развитие балет получает в творчестве французского танцовщика, балетмейстера и педагога Мариуса Петипа. Поиски Петипа нашли завершение в сотрудничестве с Чайковским и Глазуновым, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» и «Раймонда» стали вершинами балетного симфонизма 19в.
Век Петипа – время блистательных балетов и ярких экспериментов – один из самых значительных периодов не только в русском, но и в мировом балете. Россия до сих пор остаётся крупнейшим мировым центром балетного искусства.
Сегодня балет – это спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографичеких образах. Основными видами танца являются классический танец и характерный танец (народные и национальные танцы, переработанные для исполнения в балете), а также пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев. В современном балете широко используются современные техники танца, а также элементы гимнастики, акробатики, восточных единоборств и т.п. Поэтому седьмой класс посвящён не только развитию балета в XX веке, но и его реформам, новым исканиям и завоеваниям. В первую очередь, это становление советского балета (здесь уместно изучить творчество и педагогическую систему А.Вагановой, А. Мессерера, В. Кригер, балетмейстеров – новаторов Ф.Лопухова,
К. Голейзовского, В. Вайнонена, Л. Лавровского, В. Чабукиани,
Ю. Григоровича, а также выдающихся танцовщиков – М. Семёновой, А. Ермолаева, Г. Улановой, М. Плисецкой, М. Лиепы, В. Васильева,
Е. Максимовой, Н. Бессмертновой). В комплексном обучении профессионала-артиста необходимо знание музыкальной культуры, литературы, сценарной драматургии, эстетики разных эпох. В старших классах уже возможен не просто просмотр, а анализ балетов с точки зрения драматургии, соответствия музыки содержанию, баланса танца и пантомимы, оправданности тех или иных движений, костюмов, декораций, сценографии. В 7м классе ребята уже имеют достаточно знаний, чтобы самостоятельно разобраться в круге образов, в средствах выразительности, они могут уже поспорить с авторами или аргументированно согласиться с их трактовкой.
Наряду с изучением современных балетов в выпускном классе необходимо рассмотреть такую важную тему, как становление профессионального сценического народного танца – в творчестве
И. Моисеева, Н. Надеждиной, поговорить о том, что серьёзно в этом жанре работают единичные коллективы, поэтизируя, а иногда и возрождая народные традиции. А без них невозможно полноценное развитие личности, гражданина. Ощущение национального колорита должно формироваться с детства, закладывая и основы своего этнического осознания. Элементы народных танцев могут и должны использоваться в балетах – от национального колорита, грамотно продуманного, может зависеть весь спектакль в целом.
И если в Европе сейчас идут по пути интеграции, теряя национальную принадлежность, забывая об эстетике своего народа, то в нашей многонациональной стране через осознание своей национальной принадлежности у постановщиков танцев, композиторов, художников куда больше возможностей для разнообразных, новых, свежих взглядов на искусство в целом и на балет в частности.