Методический доклад Развитие тембрового слуха у учащихся 1-го класса хореографического отделения на уроках музыкальной грамоты



ТЕМА:
«Развитие тембрового слуха у учащихся 1-го класса хореографического отделения на уроках музыкальной грамоты»
Преподаватель: Пономарёва И.В.
г.Лисаковск
Область музыки - это, главным образом, человеческие чувства, переживания, и музыка передаёт их с необычайной конкретностью и полнотой. Для того чтобы дети могли воспринимать музыкальное искусство, необходимо развивать у них эмоциональность и сознательность. А для этого нужно, прежде всего, развивать музыкальный слух.
По мере накопления учащимися музыкального опыта, обогащения новыми сведениями, у ребят появляется возможность осознанно воспринимать музыкальное произведение. Постепенное овладение навыками разбора (анализа) произведения на слух позволяет развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку. А активное её восприятие ведёт к пониманию и наслаждению музыкой.
Однако проводимый только лишь за фортепиано анализ музыки даёт ей несколько одностороннюю характеристику. Сейчас у учителей есть возможность найти качественные аудио- и видеозаписи. Они дают возможность познакомить школьников со многими музыкальными сочинениями, с мастерством первоклассных исполнителей, а также со звучанием различных инструментов.
Для развития тембрового слуха и, главное, умения связывать тот или иной тембр с конкретным его источником - инструментом, в процессе прослушивания приходится специально фиксировать внимание учащихся на оркестровых тембрах. Детям необходимо уяснить, что музыкально-изобразительные средства (в том числе и тембр) содействуют большей конкретности музыкальных образов.
Разнообразие тембров, их красочность ярко раскрывается при слушании инструментальной и вокальной музыки. Но при этом следует учесть, что в механической записи дети (да и взрослые) воспринимают музыку хуже, чем в живом исполнении. Большое значение в младшем возрасте при развитии навыков восприятия музыки имеют зрительные представления, так как у учащихся начальных классов эстетическое чувство, абстрактное мышление ещё мало развиты.
Исходя из всего сказанного, нужно сделать следующий вывод - на уроках по освоению тембров необходим не только записанный материал, но и настоящие музыкальные инструменты. Если же нет возможности показать ребятам реальный инструмент, то очень важно привлечь иллюстрации, так как у детей младшего школьного возраста преобладает конкретный, наглядно-образный характер мышления.
Развитие у школьников тембрового слуха на основе дифференциации тембров музыкальных инструментов - не самоцель, а средство для формирования у детей полноценного восприятия музыки. Поэтому при слушании музыки нужно настроить детей, что анализ средств музыкальной выразительности (в том числе и тембров инструментов) нужен, прежде всего, для раскрытия содержания музыки.
Восприятие тембровых особенностей музыки начинается уже с первых уроков. Внимание детей должно обращаться на то, что игра на барабане в большей мере присуща маршевой музыке, но неуместна при звучании напевной песни; игра на бубне, деревянных ложках связывается с весёлой подвижной музыкой танца.
На протяжении всех предыдущих занятий учащиеся вслушивались в различные тембры голосов и музыкальных инструментов при исполнении ими музыки. Таким образом, к III четверти ребята уже имеют достаточный слуховой опыт для усвоения понятия «тембр».
У музыкантов-педагогов нет единого мнения о том, в каком порядке необходимо начинать знакомство учащихся с музыкальными инструментами. Если большинство учителей сходится в том, что вначале следует познакомить детей с известными инструментами: фортепиано, балалайкой, скрипкой, баяном, то дальнейший порядок ознакомления с инструментами вызывает споры.
Для обоснования системы подбора музыкальных инструментов можно исходить из двух принципов:
Начинать надо с лёгких тембров, наиболее часто слышимых детьми.
При сопоставлении инструментов идти от наименее схожих тембров.
Оказывается, что для узнавания тембра большое значение имеет исполняемая музыка. Например, при слушании русской народной песни баян узнают около 80% ребят, а «Шествие гномов» Грига в переложении для баяна узнали только 45%.
Итак, согласно исследованиям некоторых педагогов, дети 6-8 лет хорошо (80-90%) узнают балалайку, скрипку, фортепиано, трубу, флейту, домбру и кобыз. Слышат звучание духового, симфонического оркестров, а также оркестров русских и казахских народных инструментов.
Таким образом, элементарная способность к дифференциации тембров у большинства детей данного возраста есть. Этот тип восприятия можно рассматривать как элементарную музыкальную грамотность в области тембрового слуха.
Для продолжения работы по развитию этого вида слуха надо постоянно практиковать слушание инструментальных и вокальных произведений (в записи и в «живом» исполнении), беседы о выразительных средствах музыкального языка, сравнение тембров, их выразительных возможностей - всё это необходимо детям для последующего творчества.
Чтобы хорошо ориентироваться в звучании различных тембров, определять их выразительное значение, недостаточно послушать и разобрать одно произведение, исполненное конкретным инструментом. Понадобится прослушивание многих произведений, где инструмент звучит отдельно, в разных регистрах, а также в сочетании с другими инструментами. Хотя повторение одного и того же произведения несколько раз тоже имеет смысл. Важно, чтобы при каждом новом прослушивании менялись задачи, поставленные школьниками. Тембровое разнообразие играет здесь большую роль: оно способствует преодолению слуховой пассивности, делает более заинтересованным процесс восприятия.
На следующем этапе развития тембрового слуха необходимо давать учащимся музыку, в которой тембры звучат не характерно. То есть формируется способность, требующая определённой слуховой подготовки. С одним и тем же музыкальным инструментом надо знакомиться как можно дольше, постепенно раскрывая его выразительные возможности.
При сопоставлении инструментов нужно учитывать контрастность тембров. Упражнения, направленные на повышение различительной чувствительности, могут оказаться безрезультатными, если их начинать со слишком тонких различий.
Исходя их этих принципов, можно составить следующую схему - порядок знакомства детей с музыкальными инструментами для 1 класса:
балалайка, баян - оркестр русских народных инструментов;
домбра, кобыз - оркестр казахских народных инструментов.
Необходимо избежать появления у ребёнка стереотипа, что балалайка исполняет только плясовые наигрыши. Нельзя допустить, чтобы тот или иной тембр прочно связывался ребёнком только лишь с определённой пьесой.
Главная задача педагога заключается в том, чтобы тембровые представления детей помогали им глубже понять характер слушаемой музыки и воспринять её художественный образ. А это возможно лишь в том случае, если музыкально-слуховые, в том числе тембровые, представления будут постоянно развиваться. На каждом уроке должна решаться лишь одна какая-либо педагогическая задача. Но в конечном итоге нужно стремиться к эмоционально обогащенному, осознанному восприятию музыки.
Примерный перечень игр для развития тембрового слуха
Узнай по голосу.
Дети становятся в круг, берутся за руки. В центре круга ребёнок-водящий. Он закрывает глаза. Дети водят хоровод и напевают следующий текст:
Коля (,„), ты сейчас в лесу,
Я зову тебя: «Ау!».
Ну-ка глазки закрывай,
Кто позвал тебя, узнай!
Дети останавливаются, и один из играющих пропевает имя водящего.
Что музыкальный инструмент расскажет о себе.
Игровой материал: комплект рисунков музыкальных инструментов и маленькие карточки с изображением тех же инструментов.
Ход игры: один из детей начинает всем описывать какой-либо инструмент, какой он по внешнему виду, форме, как на нём извлекаются звуки, какие они по окраске (например, нежные, звенящие, гремящие), на что похож звук инструмента. Какие звуки из природы можно на нём изобразить. Дети могут задавать рассказчику вопросы. Затем поднимают карточки. Кто первым правильно определит инструмент, становится рассказчиком. Игра может продолжаться до тех пор, пока все играющие не пройдут роль рассказчика.
Музыкальный домик.
Описание: сказочный домик с несколькими окошками и карточки с изображением какого-либо музыкального инструмента.
Ход игры: педагог показывает детям домик и говорит, что он сказочный, в нём живут весёлые музыканты, играющие на разных инструментах. Если внимательно послушать, то можно определить, на каких инструментах они играют. Ребёнок, определив на слух, какой инструмент играет, находит его изображение среди карточек и закрывает ею одно из окошек дома.
Весёлый поезд.
Описание: вырезанный из картона силуэт поезда с несколькими закрытыми окошечками (пронумерованные, а на обратной стороне изображение музыкального инструмента).
Ход игры: педагог обращает внимание играющих на красочный поезд, в котором едут музыканты, играющие на разных инструментах. Если хорошо прислушаться, то можно определить, звуки каких инструментов слышны из разных окон весёлого поезда. Узнав инструмент, ребёнок поворачивает изображение и сверяет правильность догадки.
Примечание: чтобы картинки хорошо держались на окошках поезда, к каждому вагону нужно приделать крючок, на который вешается листок, вложенный, например, в файл.
5. Выбери инструмент.
Цель: развивать у детей представление об изобразительных возможностях различных инструментов.
Описание: набор карточек с изображением музыкальных инструментов.
Ход игры: педагог беседует с детьми о музыке, объясняя, что она может не только передавать разные чувства, но и рассказывать своими выразительными средствами о том, что встречается в жизни. Детям исполняют несколько пьес, в которых переданы характерные особенности звучания разных музыкальных инструментов.
После прослушивания дети должны выбрать карточки с соответствующим изображением инструмента.