Статья по английскому языку на тему Игры на начальном этапе обучения.

Игры на начальном этапе обучения иностранным языкам.

Учитель: Хакимова Лира Винеровна
Школа: МБОУ «Лицей №60» г. Уфа РБ
Предмет: английский язык


Главная задача учителя – добиваться того, чтобы не пропадал интерес к изучению иностранного языка. Большую помощь в решении этого вопроса оказывают игры. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном – овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры.
Для детей игра, прежде всего, – увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, увлечённость, ощущение посильности задания – всё это даёт возможность ребёнку преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и хорошо сказывается на результатах обучения. Языковой материал усваивается незаметно, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – я могу говорить наравне со всеми.
Игры способствуют выполнению следующих методических задач:
- создание психологической готовности детей к речевому контакту;
-обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
- тренировка учащихся в выборе нужного речевого материала.
Место игр на уроке и время, отводимое игре, зависят от подготовки учащихся, изучаемого материала, целей урока и т. д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем эта же игра может проводиться для повторения пройденного материала.
Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.
Движущей силой говорения как вида речевой деятельности является мотив. Создание мотива говорения – самый важный компонент деятельности учителя при организации ролевых игр.
Игры подразделяются на следующие категории:
- лексические игры;
- игры по аудированию;
- грамматические игры;
- фонетические игры;
- орфографические игры;
- творческие игры.
Во время игры не следует прерывать учащегося, т. к. это нарушает атмосферу общения. Риверс В.: «Ученик, каждую ошибку которого исправляет учитель, не только теряет основную мысль, но и желание продолжить беседу». Исправления следует делать тихо, не прерывая речи учащегося, или делать это в конце речи. Некоторые ошибки учитель имеет право игнорировать, чтобы не подавлять речевую активность учащегося.
Использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к иностранному языку.
Игры на уроках можно и нужно использовать также для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности. Конечно, при этом нужно учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности.
Игры лучше всего использовать в середине или в конце урока с тем, чтобы снять напряжение. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу, и, кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать.
При планировании уроков и подборе к ним различных игр нужно учитывать не только возрастные категории учащихся, но и уровень их развития и информированности, иногда опору на родной язык.


Игры по аудированию.

Цели:
- научить учащихся понимать смысл однократного высказывания;
- научить выделять главное в потоке информации;
-развивать слуховую память учащихся.

Можно проводить игры на аудирование текста, не имея ни картинок, ни рисунков, ни заранее приготовленных вопросов. Это игры на развитие аудитивной памяти. Учитель читает текст в нормальном темпе, учащиеся слушают. После прослушивания текста учитель предлагает записать слова, которые запомнил каждый участник игры. Затем учитель читает текст ещё раз и даёт задание – выписать группы слов и запомнившиеся фразы. После этого участники игры восстанавливают текст по памяти, пользуясь записями. Побеждает тот, кто наиболее точно передаст содержание текста.
Большой эффект в обучении аудированию имеют командные игры, в которых члены команды после прослушивания составляют и задают вопросы соперникам по содержанию текста. Побеждает команда, наиболее точно ответившая на вопросы.
Особый интерес вызывают игры, в которых после прослушивания текста необходимо разыграть сценку по содержанию текста. Дети демонстрируют не только свои способности к аудированию, но и артистические способности.
Любое упражнение, любой текст можно превратить в игру. Для этого заранее можно подготовить аксессуары, создать атмосферу соревнования, сделать задания к текстам разнообразными, но доступными и интересными.

Лексические игры.

Цели:
-тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуации, приближённой к естественной обстановке;
- активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
- развивать речевую реакцию.

«Собери портфель». Ученик берёт лежащие на столе учителя предметы, складывает их в портфель, называет их по-английски: This is a book ( a pen, a pencil). В дальнейшем описывает предмет, который он берёт: This is a book. This is an English book. This is a very nice book.

«Чьё солнышко ярче». Описать животное по картинке. Правильное предложение – лучик.

«Кто лучше знает цифры». Представители команд выходят к доске, на которой написаны цифры вразброс. Ведущий называет цифру, участники ищут её на доске и обводят мелом. Побеждает тот, кто обведёт больше цифр.

«Загадки о животных».
· Учащиеся должны отгадать загадки. Например:
It is a domestic animal. It likes fish. ( a cat).
It is a wild animal. It likes bananas. ( a monkey).
It is very big and grey. ( an elephant).
За каждый правильный ответ команда получает 1 очко.

«Весёлые художники». Ученик рисует животное, можно закрыв глаза. Ведущий называет основные части тела: Draw a head, please. Draw a body, please. Draw a tail, please. Если рисунок получился, команда получает 5 баллов.

«Хлопаем в ладоши». Ведущий вперемешку называет домашних и диких животных. Услышав название дикого животного, дети должны хлопать один раз. Когда слышат название домашнего животного, хлопают два раза.

«Цветик-семицветик». Оборудование: 3 ромашки со съёмными разноцветными лепестками. Класс делится на 3 команды. Учащиеся по цепочке называют цвет лепестка и отрывают его. Если цвет назван не правильно, все лепестки возвращаются на место. Выигрывает команда, у которой не останется лепестков. Или 2 вариант: команды составляют ромашку, называя цвет и прикрепляя лепесток.

«Цвета». Назвать предметы одного цвета. Выигрывает команда, которая назовёт больше предметов, животных одного цвета. Например: a red fox, a red pen, a red pencil.

«Времена года». Учитель предлагает одному из учеников задумать время года и описать его, не называя. Например: It is cold. It snows. I ski. I skate. I throw snowballs. Остальные учащиеся угадывают.

«Игры-загадки». Учитель: У меня есть хорошие друзья. Это особенные друзья. Они пришли к нам из сказок. Вы их тоже знаете. А вот сможете ли угадать, о ком я рассказываю:
I have got a friend. He is not a boy. He is not a girl. He is green. He can swim. He cannot jump and he cannot fly. ( Крокодил Гена).
I have got a friend. He is a big fat boy. He cannot read and write. But he can run, dance and play. He can fly! (Карлсон).

«Составь фоторобот». Класс делится на 3 команды, каждая из которых представляет отделение милиции. Выбираются 3 ведущих. Они обращаются в отделение милиции с просьбой отыскать пропавшего друга. Ведущий описывает их внешность, а дети делают соответствующие рисунки. Если рисунок соответствует описанию, считается, что пропавший найден.
I have got a sister. She is ten. She is a schoolgirl. She is not tall. Her hair is dark. Her eyes are blue. She has a red coat and white hat on.

«Покупка в магазине». Проговорить все товары.

«Словарные цепи». Составить словарные цепи, меняя одну букву в исходном слове, чтобы получилось другое слово. Например: big – bag – bad – dad.

«Соедини слоги». Соединить слоги, чтобы получилось слово:
car ate
cab rot
pot bage

«Найди слова». С правой стороны колонка слов, которые вы должны найти в хаосе букв слева.
apple
cake

«Лесенка». Учащиеся называют по алфавиту продукты, которые были у них сегодня на обед: 1 игрок: Today I have got for dinner apples ( на букву А).

2 игрок: Today I have got for dinner bananas ( на букву В ).


Грамматические игры.

Игры на активизацию общих вопросов в речи. Учитель загадывает действие. Остальные задают вопросы: Can you sing? Can you jump? И т. д.

«Have you got?» На столе игрушки. Учащиеся запоминают их и отворачиваются. Учитель прячет за спиной одну игрушку, остальные закрывает газетой. Учащиеся угадывают: Have you a dog?...
2 вариант: все игрушки закрыть, учащиеся называют их по памяти (лексическая игра).


Фонетические игры.

Направлены на формирование фонематического слуха.
«Узкие и широкие звуки». Учитель называет слова. Учащиеся поднимают руку, если звук произносится широко. Если звук узкий, руку не поднимают. Выигрывает команда, допустившая меньше ошибок.

«What is your name?» Чья команда лучше споёт.

«Незнайка и мы». В класс пришёл Незнайка. ОН будет изучать английский язык. Теперь ребята не просто повторяют звуки, но и стараются научить Незнайку правильному произношению. Незнайка показывает ребятам транскрипционные знаки, а ребята хором называют их. Потом Незнайка начинает делать ошибки. Если звук произнесён правильно, дети молчат, неверно – хлопают в ладоши.


Орфографические игры.

«Телеграмма». Учащийся в роли телеграфиста: сказать по буквам слово.

«Дежурная буква». Учитель: Сегодня у нас дежурная буква О.
Кто назовёт больше слов с буквой О?
Варианты: Кто напишет?
Буква О стоит на 1 месте, в середине слова и т.д.



«Картинка». Работа в группах. Учитель показывает картинку. Учащиеся должны записать на доске или на листочке все слова, соответствующие предметам на картинке, прочитать их.

«Кто больше?» Класс делится на 2 команды. Участники должны записать на доске слова по определённой теме. Например: животные, цвета, спортивные игры.


Игры с алфавитом.

«Шаг вперёд». Выбираются 2-3 участника. На доске написаны слова. Учащиеся читают их по буквам. Если буква названа верно – шаг вперёд.

«Напиши слово». У доски 2-3 ученика. Учитель диктует слово по буквам. Кто напишет без ошибок, тот выигрывает.


Психотехнические игры.

Задача психотехнических игр – создание у обучаемых внутренней наглядности, необходимой для представления на учебном занятии определённой ситуации, реализация дидактической основы в форме учебной задачи для синхронизации мыслительных и физических действий на иностранном языке, а также интенсивная тренировка лексического и грамматического материала.

«Лес». Цель: формирование лексического навыка на материале тематической группы слов. Учитель: Представьте, что вы деревья и растёте в лесу. Участники должны прокомментировать всё, что происходит с ними и вокруг них.









15