Нормативно-правовые основы реализации ФГОС


Нормативно-правовые основы реализации ФГОС ОО.Выполнил: учитель русского языка и литературы Хайдарова Гольгена ВахитовнаМБОУ «Старочелнинская СОШ» Алькеевского муниципального района РТ Государственный образовательный стандарт (стандарт первого поколения) это стандарт содержания образования.История создания образовательных стандартов в РФБольшим достижением в системе общего образования явилось то, что были определены структура и содержание стандарта, представленные в виде комплекса документов: концепция стандарта, базисный учебный план, стандарты основных учебных предметов. Причем БУП рассматривался как неотъемлемая часть стандарта, уровень его представления, который предусматривает разделение компетенции в области образования посредством выделения федерального, национально-регионального и школьного компонентов. ГОС общего образования определял пакет документов: приказ Минобразования России от 9 февраля 1998 г «Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ», приказ Минобразования России от 19 мая 1998 г «Об утверждении Обязательного минимума содержания начального общего образования» и т.д. ГОС первого поколения определял только федеральные компоненты ГОС и включал в себя:Обязательный минимум содержания основных образовательных программМаксимальный объем учебной нагрузки обучающихсяТребования к уровню подготовки выпускников В 2004 г. В системе общего образования был разработан второй вариант ГОС, остающихся стандартами первого поколения, включающий федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования и федеральный БУП для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования. Данный ГОС был выстроен с учетом реального состояния системы общего образования, а также сложного сочетания двух основных факторов- имеющихся условий и потребностей граждан страны в качественно новом общем образовании – и поэтому являлся переходным.Нормативные документы говорят о «минимальном стандарте» в отношении системы общего образования. И здесь возникает самая главная проблема, касающаяся назначения стандартов, - они не должны становиться ограничителями многообразия и конкурентоспособности. И речь идет, в первую очередь, о достижении нового качества образования.Актуальность введения стандартов второго поколения Новое качество образования должно быть ориентировано на достижение, наряду с академическими результатами, результатов в приобретении:навыков устной и письменной коммуникации;навыков работы с информационными технологиями;развитого креативного мышления;потребности в непрерывном образовании, постоянной работе, требующей личностных усилий;умения работать в группах, способности к интегральному использованию знаний;инициативности, в т.ч. в приобретении знаний и в их продуктивном применении; - культурной восприимчивости;способности принимать самостоятельные решения и нести за них социальную и личностную ответственность и др. Стандарты нового поколения должны решать задачу подготовки инициативных, творческих людей, готовых жить и трудиться в постоянно меняющемся мире. Должен быть сделан переход к системно-деятельностному, компетентностному подходу как методологии стандарта.Стандарт должен не фиксировать содержание образования, которое необходимо освоить, а задавать требования к выпускнику и способы достижения и измерения достигнутых результатов.Важнейшая функция образования — развитие личности обучающегося, его творческого потенциала и индивидуальных склонностей и способностей. Уровень образованности для выпускников средней школы, должен обеспечивать готовность (способность) выпускника школы решать задачи в различных сферах жизнедеятельности на базе теоретических знаний и выработанных на их основе способах практической деятельности. Качество образования — многокомпонентное явление, включающее в себя, по мнению экспертов, не только качество учебного процесса и педагогической деятельности или научно-педагогических кадров и образовательных программ, но и качество (уровень) материально-технической базы и информационно-образовательной среды, а также качество управления и исследований. Эти и ряд других требований к организации образовательного процесса в широком смысле этого слова должны быть прописаны в стандартах, поскольку являются обязательным условием достижения результата образования, соответствующего социальным нормам и требованиям, что позволяет рассчитывать на адекватное отношение человека к внешнему миру.Главная функция стандарта – повышение качества образования. Нормативные основания ФГОС общего образования в проекте ФЗ «Об образовании в РФ»С 2007 г. Законом Российской Федерации «Об образовании» (далее — Закон) установлено понятие федеральный государственный образовательный стандарт. Данное понятие преемственно развивается и закрепляется проектом Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Законопроект).В Законопроекте, в отличие от действующего Закона, в статье, посвящённой основным понятиям, используемым в данном документе, вводится определение понятия ФГОС. В части общего образования ФГОС рассматривается как нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к образованию определённого уровня.В Законопроекте статья дает подробное описание ФГОС как системы требований:К структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, и их объему;К условиям реализации основных образовательных программ, в т.ч. Кадровым, финансовым и иным условиям;К результатам освоения основных образовательных программ. Нормативное закрепление ФГОС соотносится с мировыми и Российскими тенденциями стандартизации образования на современном этапе: ориентация стандартизации на результат; расширение её системности через представление стандарта не только как требований к содержанию, но как совокупности требований к системе образования; повышение роли стандартизации образования, основанной на представлении об образовательном стандарте как приоритете государственной политики. Данные подходы в стандартизации реализуются с 2007 г.Вывод.