Игровые приемы В. А. Кайе в логопедической практике


Игровые приемы
В.А. Кайе в логопедической практике.
Выполнила: Гаравская Мария Сергеевна
В последнее время в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками возрос интерес к новым технологиям. Так, использование на занятиях с детьми, имеющими речевые нарушения, авторской методики В.А. Кайе дает широкие простор и большие возможности для всестороннего развития дошкольников и предназначена для детей с широким возрастным диапазоном (от 3 до 11 лет). В ней представлены материалы для занятий и игр с дошкольниками и младшими школьниками по детскому конструированию и экспериментированию с природным и бытовым материалом.
Самая главная особенность занятий и игр - вариативность: игра может легко видоизменяться, что позволяет развивать у детей гибкость ума, фантазию, творческие способности. Игровые приемы и средства просты в использовании, креативны и безопасны. Дети сами могут придумывать и создавать игры из подручного материала (пробок, крышек, бельевых прищепок и других предметов). Материал, применяемый для игр, экологически чистый (дерево, бумага, картон).
Для исправления речевых, психических, сенсомоторных и социально- личностных недостатков у старших дошкольников используются модифицированные комплекты авторских игр: «СтройКайе», «Колечки», «Вертокрыл».
Игровой набор «Колечки», изготовленный из дерева, состоит из 50 разноцветных колечек и представляет собой систему из одного элемента – кольца, функциональность которого зависит от количества исходных элементов. Набор отвечает основному признаку развивающей предметно-игровой среды, т.е. функционально моделирует развитие детской игровой деятельности и помогает ребенку использовать информацию, имеющуюся у него с определенной частью его опыта и жизненного кругозора. Технологический процесс, лежащий в основе игрового использования набора «Колечки», - ориентировочно- исследовательская активность, экспериментирование с кольцами, моделирование с опорой на кольца (их динамические и статические свойства) тех или иных образов, возникающих в воображении ребенка. Этот набор представляет собой многофункциональную игровую систему, пригодную для конструирования, сюжетно- ролевых игр, легко сочетающуюся с другими предметами игры.
Строительный набор «СтройКайе» служит для индивидуальной или коллективной игры детей в возрасте от 3 до 11 лет, состоит из 44 деревянных элементов, имеющих шесть вариантов формы (геометрические фигуры). Размеры элементов кратны друг другу. Каждый вариант формы элемента выполнен в четырех основных цветах (красный, желтый, синий, зеленый). Набор предназначен для формирования у детей конструктивной деятельности, а также позволяет ставить перед ребенком дидактические задачи: сборка конструкции по заданию взрослого или образцу. Собранные конструкции могут быть статичными или подвижными.
Игрушка «Вертокрыл» представляет собой полоску с закругленными краями, изготовленную из бумаги или картона (белого или цветного) и предназначенную для запуска вверх с различной траекторией полета (горизонтальной или вертикальной). Ее отличительная особенность – простота конструкции и легкость изготовления, разнообразие формы и размера, траектории и высоты полета. «Вертокрыл» дает широкие возможности для фантазии и экспериментирования с запусками.
Психолого- педагогическое изучение детей с ОНР показало, что эти игровые наборы доступны им и любимы ими. Они создают приподнятый эмоциональный фон и способствуют проявлению разнообразных чувств и эмоций: снятию напряжения, чувству удовлетворения, радости, повышения самооценки, позволяют естественным и спонтанным образом проявлять свои чувства, т.е. благотворно влияют на психоэмоциональное состояние ребенка.
Кроме того, они оживляют общение детей друг с другом и педагогом, позволяют создавать неповторимые композиции творческого характера, что способствует развитию, памяти, внимания, воображения, мышления, интеллекта, пространственной ориентировки. Занятия с использованием этих игровых приемов развивают у детей аккуратность, точность, наблюдательность, сообразительность, ловкость, находчивость, сдержанность, увлеченность. При их использовании тренируются тонкие движения пальцев, что является мощным физиологическим средством стимуляции развития речи и интеллекта ребенка. Занятия способствуют формированию и развитию компенсаторных фондов.
В процессе игр с авторскими игровыми наборами дети чаще пользовались диалогической речью, чем в обычной ситуации, в ходе игр у многих детей манипулятивные действия с предметами менялись на игровые, прослеживалось увеличение эмоционального отклика на поведение сверстников. Игровые приемы В.А. Кайе вносят разнообразие в логопедические занятия с детьми с ОНР, расширяют предметно- развивающую среду, заметно повышают качество речевой работы и потому могут использоваться в детском саду на индивидуальных и групповых занятиях с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Примеры игр.
Игровой набор «Колечки»:
«Играем в слова» (развитие активного словарного запаса детей). Логопед кладет перед ребенком колечко любого цвета, ребенок должен назвать предмет такого же цвета и качество этого предмета (какой он?). Дети делятся на команды и соревнуются, кто быстрее и точнее расскажет про свой предмет.
Инструкция: «Какого цвета твое колечко? Придумай предмет красного цвета. Опиши свой предмет».
«Запомни фигуру» (развитие зрительно- предметного восприятия и произвольной памяти). Детям предлагается запомнить и построить четыре фигуры, составленные из колечек разного цвета (красный квадрат, синий и желтый круги, зеленый треугольник). Выигрывает тот, кто правильно запомнил все фигуры и порядок их расположения.
Инструкция: «Собери фигуры, которые ты запомнил».
«Сделай так же» (развитие внимания, воображения). Логопед предлагает детям собрать фигуру по образцу (например, снежинку) и пофантазировать, на что похожа эта фигура? (Например, она похожа на звездочку, паучка, солнышко, лампочку).
Инструкция: «Собери фигуру. Пофантазируй и расскажи, на какой предмет она похожа».
Игровой набор «СтройКайе»:
«Конкурс проектов» (развитие связной речи, творческого воображения, мелкой моторики). Логопед просит детей придумать и построить картину из предложенных деталей конструктора. Играют четверо: двое строят композицию из шести элементов: (кубы) зеленый, желтый, красный; (палатки) синяя низкая, красная низкая, синяя высокая; двое входят в состав жюри. По окончании строительства проекта жюри выбирают победителя. Затем члены жюри меняются ролями с игроками. Выигрывает команда, которая быстрее построит свою композицию и лучше о ней расскажет.
Инструкция: «Расскажи, что будешь строить». Далее дети приступают
к выполнению задания, а затем команды рассказывают о своей постройке».
«Собери сказочного героя» (развитие мелкой моторики, воображения). Логопед предлагает детям разбиться на пары (на две команды), совместно придумать и составить из деталей конструктора как можно больше сказочных героев. Можно предложить описать этих героев, их характер, настроение, внешний вид. Выигрывает команда, которая придумает больше героев и лучше о них расскажет.
Инструкция: «Расскажи, каких сказочных героев ты знаешь? Построй своего любимого сказочного героя». По команде логопеда дети приступают к выполнению задания.
«Отгадай предмет» (развитие внимания, лексико- грамматического строя речи). Логопед предлагает детям разбиться на пары и отгадать детали конструктора, выложенные на столе: кубики, прямоугольники, треугольники, палатки, уголки. Один игрок берет любую деталь конструктора и прячет за спину, другой игрок старается на ощупь отгадать ее. Выигрывает та пара, которая больше отгадает деталей.
Инструкция: Первому игроку «Закрой глаза и не подглядывай». Второму игроку: «Возьми любую фигуру, и спрячь за спину». Первому: «Открой глаза, протяни руку к другу и попробуй отгадать эту фигуру».
Игрушка «Вертокрыл»:
«Угадай-ка» (развитие звукового анализа слова). Дети делятся на пары- команды. Логопед запускает вверх «вертокрылы» - полоски с изображенными на них предметами: улитка, аист, игла, мак, дом, шапка, звезда, луна, корабль, бабочка, цапля, радуга. После приземления полосок дети называют предметы на картинках- вертокрылах и звук, на который начинался предмет. Выигрывает пара, которая правильно назовет больше звуков.
Инструкция: «Я покажу вам картинки. Они волшебные – умеют летать как самолет. Смотрите! (Логопед запускает вверх вертокрылы, полоски приземляются). Дети по очереди называют предмет на картинке и звук, на который начинается слово.
«Помоги пилоту» (развитие лексического и синтаксического строя речи, внимания). Логопед предлагает детям несколько слов, напечатанных на полосках- вертокрылах: например «Мама, суп, варит, овощной». После приземления все слова в предложении перепутались, детям предлагается помочь пилоту придумать предложение с этими словами. Количество слов в предложении может варьироваться с учетом возраста детей. Дети работают в парах и соревнуются, чья пара быстрее составит и прочитает предложение.
Инструкция: «Помоги пилоту правильно составить предложение».