Календарно-тематический план по биологии на 78 часов обязательной нагрузки в НПО и СПО по стандартам третьего поколения

ГОУ СПО «Тираспольский аграрно-технический колледж им. М.В.Фрунзе»







Утверждаю
Зам. директора по УР
___________________
«___»_______2014 г.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

на 2014-15 г.
по дисциплине «Биология»

Составлен на основании рабочей программы, согласованной с зав. методическим отделом Еремеевой Т.В., 10.09.2014

Рассмотрен на заседании цикловой методической комиссии

общеобразовательных дисциплин
от___________Протокол № ____

Председатель цикловой методической комиссии __________________________________________
Профессия: 30.20 «Автомеханик»
Преподаватель: Грибинча Г.М., преподаватель биологии второй квалификационной категории


Семестр
Максимальная учебная нагрузка студентов
(час)
(Внеаудиторная) Самостоятельная работа студентов
Обязательная аудиторная нагрузка (час)
в том числе
Количество обязательных контрольных работ по программе
Форма промежуточной аттестации






Теоретические занятия
Лабораторные работы (час)
Практические занятия (час)
Курсовое проектирование



I курс
I семестр
45
15
30
26

4


Семестровая


II семестр
72
24
48
44

4


Итоговая

Всего по дисциплине
117
39
78
70

8






II Содержание календарно-тематического плана
Номер
занятия
Наименование разделов,
тем дисциплины

Количество часов
Тип (вид)
занятий
Материально-техническое обеспечение
занятий, интернет-ресурсы
Задания
для обучающихся



Ауди-торных
занятий
Внеауди-торной
(самостоя-тельной) работы


Виды внеаудиторной (самостоятельной работы)
Основная и дополни-тельная литература

1
2
3
4
5
6

1.
Введение.
2
1
Комбинированный урок
Портреты ученых
Реферат «Великие ученые- биологи»
[1], §§ 1-4
[2], стр. 4-6
[3], стр. 5-7
[6], урок 01


Раздел I. Клетка-единица живого.
20
9






Тема 1.1. Химический состав клетки.
8
4





2.
Неорганические соединения.
Углеводы. Липиды.
2
1
Комбинированный урок
Схема «Вещества, входящие в состав живых организмов»; видеоролик; презентация, компьютер, проектор, экран
Сообщение «Значение химических элементов для живого организма»
[1], §§ 6-10
[2], §§ 1-2
[3], §§ 6-7
[6], урок 03-04

3.
Белки.
2
1
Комбинированный урок
Презентация, компьютер, проектор, экран
Сообщение «Роль ферментов»
[1], § 11
[2], §§ 3-4
[3], § 7
[6], урок 05-06

4.
Нуклеиновые кислоты.

2
1
Комбинированный урок
Презентация, компьютер, проектор, экран
Сообщения:
- «Биологическая роль нуклеиновых кислот»,
- «Витамины»
[1], §§ 12-13
[2], §§ 5-6
[3], § 7
[6], урок 07

1
2
3
4
5
6

5.
Практическое занятие №1. Решение задач по цитологии.
2

Урок закрепления знаний и способов деятельности (практическое занятие)
Инструкционные карты

[1], §§ 11-12
[2], §§ 3-5
[3], §7


Тема 1.2.Структура и функции клеток.
6
2





6.
Клеточная теория. Строение клетки.
2
1
Урок изучения и первичного закрепления нового материала
(лекция с элементами беседы)
Стенд «Растительная и животная клетки», схема «Строение клетки», тесты, презентация, компьютер, проектор, экран

Опорный конспект по теме «Строение клетки»
[1], §§ 5, 14-17
[2], §§ 7-9
[3], §§ 10-11
[6], урок 09

7.
Ядро. Прокариоты. Эукариоты.
2
1
Комбинированный урок
Стенд «Растительная и животная клетки», схема «Строение клетки», тесты

Составление кроссворда по теме «Структура и функции клеток»
[1], §§ 14, 18-20
[2], § 10
[3], §§ 10-11
[6], урок 11

8.
Практическое занятие №2. Одноклеточные организмы и клетки различных тканей.

2

Урок закрепления знаний и способов деятельности (практическое занятие)
Микроскопы, предметные и покровные стекла, стаканы с водой, стеклянные палочки, лук репчатый, культура сенной палочки, микропрепараты клеток многоклеточных животных

[1], §§ 5, 14-19
[2], §§ 7-10
[3], §§ 10-11

1
2
3
4
5
6


Тема 1.3. Обеспечение клеток энергией.
4
2





9.
Обмен веществ и энергии в клетке.
2
1
Урок изучения и первичного закрепления нового материала
(проблемная лекция)
Схема «Процессы энергетического обмена», презентация, компьютер, проектор, экран
Схема «Аэробный гликолиз»
[1],§§ 21-22
[2], §§ 12-13
[3], §§ 8-9
[6], урок 13-14


10.
Фотосинтез.
2
1
Комбинированный урок
Схема «Фотосинтез у растений», живые растения
Сообщение «Значение фотосинтеза у растений»
[1], §§ 23-25
[2], § 11
[3], § 9
[6], урок 17


Тема 1.4. Наследственная информация и реализация ее в клетке.
2
1





11.
Наследственная информация и реализация ее в клетке.
2
1
Урок изучения и первичного закрепления нового материала
(проблемная лекция)

Таблица «Генетический код»
Рефераты:
- «Генная инженерия»,
- «Клеточная инженерия»
[1], §§ 26-27
[2], §§ 14-19
[6], урок 27


Раздел II. Размножение и развитие организмов.
10
6






Тема 2.1. Размножение организмов.
6
4





12.
Деление клетки. Митоз.
2
1
Урок изучения и первичного закрепления нового материала
(лекция с элементами беседы)

Схема «Фазы митоза», тесты
Сообщение «Продолжитель-ность митоза в клетках различных видов живых существ»
[1], §§ 28-29
[2], §§ 20
[3], § 12
[6], урок 19-20

1
2
3
4
5
6

13.
Бесполое и половое размножение. Мейоз.
2
1
Комбинированный урок
Стенд «Фазы мейоза», гербарный материал
Сообщение
«Значение бесполого размножения»
[1], §§ 30-32
[2], §§ 21-22
[3], §§ 14-15

14.
Образование половых клеток. Оплодотворение.
2
2
Комбинированный урок
Схема «Гаметогенез у человека»
Доклад «Роль бесполого и полового размножения»
[1], §§ 33-34
[2], §§ 23
[3], § 15
[6], урок 24


Тема 2.2. Индивидуальное развитие организмов.
4
2





15.
Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов.

2
2
Урок изучения и первичного закрепления нового материала
(лекция с элементами беседы)
Схема «Дробление и начало развития оплодотворенного яйца ланцетника», презентация, компьютер, проектор, экран

Составление кроссворда по теме «Индивидуальное развитие организмов»
[1], §§ 35-37
[2], §§ 24-25
[3], §§ 16-20


16.
Обобщение, систематизация и коррекция ЗУН по разделам I и II.
Контрольная работа № 1.
2

Урок контроля, оценки и коррекции знаний и способов деятельности.
(общественный смотр знаний, контрольная работа)

Карточки с заданиями, тесты

[1], §§ 1-37
[2], §§ 1-25
[3], §§ 1-20
[7]



Раздел III. Основы генетики и селекции.

24
12






Тема 3.1. Основные закономерности явлений наследственности.
12
6





1
2
3
4
5
6

17.
Первый и второй законы Менделя.

2
2
Комбинированный урок
Схемы «Моногибридное скрещивание гороха», «Промежуточное наследование у ночной красавицы», карточки с заданиями, тесты
Реферат «Биография и жизнедеятель- ность Г.Менделя»
[1], §§ 38-40
[2], §§ 26-27
[3], §§ 21-22
[5], cтр. 21-46

18.
Практическое занятие №3. Решение задач на моногибридное скрещивание.
2

Урок закрепления знаний и способов деятельности (практическое занятие)
Инструкционные карты,
видеоматериал, проектор, экран, компьютер

[1], §§ 38-40
[2], §§ 26-27
[3], §§ 21-22

19.
Третий закон Менделя.
2
1
Комбинированный урок
Схема «Дигибридное скрещивание»
Решение задач по теме «Третий закон Менделя»
[1], § 41
[2], § 28
[3], § 22

20.
Практическое занятие №4. Решение задач по дигибридному скрещиванию.

2

Урок закрепления знаний и способов деятельности (практическое занятие)
Схема «Дигибридное скрещивание», инструкционные карты

[1], § 41
[2], § 28
[3], § 22

21.
Сцепленное наследование генов.
2
2
Урок изучения и первичного закрепления нового материала
(лекция с элементами беседы)
Презентация, компьютер, проектор, экран
Реферат «Биография и жизнедеятель-ность Т.Моргана»
[1], § 42
[2], § 29
[3], § 23
[6], урок 32

22.
Генетика пола.
2
1
Урок изучения и первичного закрепления нового материала
(проблемная лекция)
Схема «Механизм определения пола», карточки с заданиями
Решение задач по теме «Наследование, сцепленное с полом»
[1],§ 45
[2], § 30
[3], § 25
[5], стр. 56-78

1
2
3
4
5
6


Тема 3.2. Закономерности изменчивости.
8
4





23.
Модификационная изменчивость.
2
1
Комбинированный урок
Гербарный материал
Презентация «Модификацион-ная изменчивость»
[1], § 46
[2], § 33
[3], § 27

24.
Наследственная изменчивость.
2
1
Урок изучения и первичного закрепления нового материала
(проблемная лекция)
Презентация, компьютер, проектор, экран, тесты
Сообщение «Практическое значение гомологических рядов»
[1], §§ 46-48
[2], §§ 33-34
[3], § 26
[6], урок 36

25.
Методы исследования генетики человека.
2
1
Комбинированный урок
Карточки с заданиями
Реферат «Наследственные болезни человека»
[1], §§ 49-50
[2], § 35
[6], урок 27

26.
Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.
2
1
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности (семинар)
Презентация, компьютер, проектор, экран
Презентация «Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека»
[1], § 51
[2], § 36
[5], стр. 33-34


Тема 3.3. Генетика и селекция.
4
2





27.
Основы селекции.
2
1
Урок изучения и первичного закрепления нового материала (урок-экскурсия)
Карта мира, каталог овощных культур
Сообщение
«Биография и жизнедеятель-ность И.В.Мичурина»
[1], §§ 64-67
[2], §§ 37-39
[3], §§ 28-30
[6], урок 37

28.
Успехи современной селекции.
2
1
Комбинированный урок
Презентация, компьютер, проектор, экран
Реферат «Успехи ученых ПМР в современной селекции»

[1], § 68
[2], § 40
[3], § 31
[4]

1
2
3
4
5
6


Раздел IV. Эволюция.
16
8





29.
Возникновение и развитие эволюционных представлений.
2
1
Урок изучения и первичного закрепления нового материала
(лекция с элементами беседы)
Портреты ученых
Реферат «Биография и жизнедеятель -ность Ч.Дарвина»
[1], § 52
[2], §§ 41-42
[6], урок 60

30.
Доказательства эволюции. Вид. Критерии вида.
2
1
Комбинированный урок
Таблица
«Критерии вида»
Презентация «Доказательства эволюции»
[1], §§ 52-56
[2], §§ 43-44
[6], урок 43-44


Тема 4.2.Механизмы эволюционного процесса.
6
3





31.
Движущие силы эволюции.
2
1
Комбинированный урок
Схема «Мутационная изменчивость у растений»
Составление кроссворда по теме «Движущие силы эволюции»
[1], §§ 57-58
[2], §§ 45-49
[3], §§ 33-35
[6], урок 47

32.
Приспособленность – результат действия факторов эволюции.
2
1
Комбинированный урок
Гербарный
материал
Презентация «Приспособ-ленность – результат действия факторов эволюции»
[2], § 50
[3], §§ 36-38
[6], урок 51

33.
Видообразование. Главные направления эволюции органического мира.
2
1
Урок изучения и первичного закрепления нового материала
(проблемная лекция)
Схема «Географическое видообразование»
Сообщение «Направления эволюции органического мира»
[1], §§ 60-63
[2], §§ 51-52
[3], §§ 41-42
[6], урок 53


Тема 4.3. Возникновение жизни на Земле.
2
1





34.
Возникновение и развитие жизни на Земле.
2
1
Урок изучения и первичного закрепления нового
Компьютер, экран, проектор, презентация
Доклад «Гипотезы о возникновении жизни на Земле»
[1], §§ 89-91
[2], §§ 53-61
[3], §§ 3-5

1
2
3
4
5
6





материала (видеоурок с анализом)


[6], урок 60-64


Тема 4.4. Происхождение человека.
4
2





35.
Происхождение человека.
2
2
Комбинированный урок
Презентация, компьютер, проектор, экран
Реферат «Человеческие расы»
[1], §§ 69-73
[2], §§ 62-66
[3], §§ 43-45
[6], урок 65

36.
Обобщение, систематизация и коррекция ЗУН по разделам III и IV.
Контрольная работа №2.
2

Урок контроля, оценки и коррекции знаний и способов деятельности
(общественный смотр знаний,
контрольная работа)
Тесты, карточки с заданиями

[1], §§ 38-73
[2], §§ 26-66
[3], §§ 21-45
[7]


Раздел V. Основы экологии.
6
3






Тема 5.1. Среда обитания организмов и ее факторы.
6
3





37.
Основы экологии.
2
2
Комбинированный урок
Презентация, компьютер, экран, проектор
Сообщение «Применение экологических знаний в практической деятельности человека»
[1], §§ 74-88
[2], §§ 67-74
[3], §§ 48-52
[6], урок 69-71

38.
Эволюция биосферы.
2
1
Комбинированный урок
Презентация, компьютер, экран, проектор
Презентация «Эволюция биосферы»
[1], §§ 92-93
[2], §§ 75-79
[3], §§ 53-55
[6], урок 77

39.
Дифференцированный зачет.
2

Урок контроля, оценки и коррекции
Тесты, карточки с заданиями,

[1], §§ 1-93
[2], §§ 1-79

1
2
3
4
5
6





знаний и способов деятельности
(зачет)
биологический диктант

[3], §§ 1-55
[7]



Используемая литература

Основная

№ п/п
Наименование
Автор
Издательство, год издания

1.
Общая биология, 10-11 классы.
А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник
«Дрофа», М., 2008


Дополнительная

№ п/п
Наименование
Автор
Издательство, год издания

2.
Общая биология, 10-11 классы.
Д.К.Беляев, Г.М.Дымшиц
«Просвещение», М., 2005

3.
Общая биология.
С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров
«Высшая школа», М., 1986

4.
Сорта и гибриды овоще-бахчевых культур, картофеля и многолетних трав. Каталог.
Министерство экономики ПМР
ГУ «Приднестровский ордена Трудового Красного Знамени НИИ сельского хозяйства»
Тирасполь, 2008

5.
Сборник задач по молекулярной биологии и генетике.
Министерство Просвещения ПМР
Государственный институт повышения квалификации
Тирасполь, 2004


Электронные ресурсы:

6. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 10-11 класс. М., 2002.

Интернет-ресурсы
7. http//bio.1.september.ru Материалы к уроку.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




2



15