Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе


Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе
Жохова Надежда Николаевна, учитель-логопед
ГБОУ СОШ №303 г. Санкт-Петербург "Здоровому все здорово"! (русская народная пословица)
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. Недаром в народе говорят: "Здоровому все здорово"! Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда, а не только в те моменты, когда в организме начинаются "сбои". О том, как сохранить, то ценное, что нам дается от рождения, и не только сохранить, но и преумножить, будет вестись разговор в данной статье.
Так почему же тема здоровьесберегающих технологий так активно обсуждается в педагогических кругах и все чаще упоминается этот термин? Почему разрабатываются новые методики и приемы для коррекции и сохранения здоровья не только взрослого населения страны, но и учеников, начиная с начальной школы? А ответ кроется в том, что современные люди испытывают колоссальные физические и психоэмоциональные нагрузки, которые накапливаясь длительное время, и не имея возможности выхода, приводят к сбою в работе тех или иных органов и систем человека в целом. Такие факторы как: загрязненная экология, некачественные продукты питания, стрессы, изобилие информации и информационных технологий, которыми «перегружена» наша повседневная жизнь, все это привело к тому, что понятие «синдром хронической усталости» врачами рассматривается уже как самостоятельное заболевание, которое требует консультаций и лечения у специалистов различных направлений, начиная от терапевта и кончая психологами и психотерапевтами.
Что должен сделать педагог для сохранения здоровья детей?
Так в чем же заключается роль учителя, если речь идет о здоровьесберегающих технологиях? Какую функцию он выполняет? Современное общество и современная школа в т.ч. предъявляют высокие требования, как к педагогам, ведущим учебно-воспитательный процесс, так и к ученикам, участвующим в этом процессе. И как мы знаем, у каждого ученика (да и у каждого человека) своя степень «выносливости». Кто-то из детей, в течение дня, бодр и активен до самого вечера, а кто-то утомлен и вял уже с раннего утра. Как показывает практика, у ребенка с низкой жизненной активностью не хватает сил не только на получение дополнительного образования во внеурочное время, но и на элементарное усвоение знаний на уроках.
Роль учителя, на современном этапе, заключается не только в обучении учеников чтению, письму и другим учебным навыкам, но и сохранению и укреплению их здоровья.
Сохранение и укрепление здоровья - это важнейшие составляющие работы учителя. «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течении первых 4 лет обучения, то добрая половина их - о здоровье», - так писал В. А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям». Кроме этого, в своих трудах автор неоднократно указывал на то, что “…забота о здоровье — ребенка- это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”. Как видим, уже в прошлом веке, тема сохранения здоровья была актуальна. Великий гуманист XX века Януш Корчак в своих трудах так же писал о тесном взаимодействии здоровья и способностей детей к познанию окружающего мира. Он выражал свои мысли о здоровье детей так: «Повторяю: хорошее самочувствие облегчает ему (ребенку) объективные исследования, все неприятные ощущения, исходящие из глубины его организма, затуманивают ясность сознания. Чтобы убедиться в этом, нужно приглядеться к нему в здравии, недомогании и болезни». Эти строки автором были написаны до начала Второй Мировой войны, а значит уже в то время педагог-врач пытался обратить внимание воспитателей (в общем смысле слова) и родителей на факторы, которые напрямую влияют на развитие и успешное обучение детей.
Правила построения коррекционного занятия с учетом условий здоровьесбережения.
Анализируя научно-методическую литературу и статьи учителей, занимающихся данной темой, я пришла к выводу, что существуют четыре основных правила построения коррекционного занятия с позиции здоровьесберегающих технологий.
Правило 1. Правильная организация коррекционно-развивающего занятия.
Одна из главных целей в работе логопеда на занятии – научить ученика правильно формулировать свои мысли и правильно запрашивать необходимую информацию, для того, чтобы получить требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес и мотивацию к познанию, обучению, осознание того, что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья. Как показывает практика, ребенок с низкой мотивацией к учебной деятельности, как правило, «отсиживается» на занятии, его все время приходится стимулировать к действию. Такое повышенное внимание со стороны логопеда (при условии наполняемости группы в 4-6 чел., когда каждому ребенку во время занятия можно уделить внимание) начинает тяготить ученика, он пытается отстраниться от процесса обучения, что выражается в неохотном ответе на вопросы, в задумчивом молчании или в слезах, в то время, как активный ученик, постоянно работает. Он тянет руку, пытается самостоятельно выполнить предложенное упражнение или задание и еще помочь товарищу по парте. Это еще раз подтверждает утверждение, что активность ученика во многом зависит от его физического здоровья и об особенностях восприятия получаемой информации.
Правило 2. Использование каналов восприятия
Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга.
Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:- левополушарные люди — при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;- правополушарные люди — доминирование правого полушария. У данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение; - равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий; Различают различные критерии восприятия информации, а именно: - аудиальное восприятие;- визуальное восприятие;- кинестетическое восприятие.
Исследования и структурирование особенностей учащихся с доминирующим правым или левым полушарием было проведено Сиротюк Аллой Леонидовной - доктором психологических наук, заведующей кафедрой психологии, профессором Тверского государственного университета. Автор, совместно с коллегами, разработала несколько коррекционно-развивающих программ для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и ввела такое понятие как «веерный эффект», описывающий зависимость уровней успешности обучения и развития высших психических функций от типа индивидуального латерального профиля и уровня развития межполушарного взаимодействия школьников. Ниже в таблице приводится сравнительный анализ правополушарных и левополушарных учащихся.
Таблица 1. Психологические особенности учащихся с доминирующим правым или левым полушарием.
  Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся
Восприятие материала Целостное.Интонационная сторона речи.Визуалы (зрительное).Кинестетики (осязательное). Дискретное (по частям).Смысловая сторона речи.Аудиалы (слуховое).
Переработка информации Быстрая.Холистическая. Медленная.Последовательная.
Интеллект Невербальный.Интуитивный.Практический. Вербальный.Логический.Теоретический.
Деятельность Приверженность к практике.Чувство тела.Чувство ритма.Координация движений.Пространственная ориентация. Приверженность к теории.Чувство времени.
Речь Интонация речи. Синтаксис.Семантика.Смысл и структура речи.
Память Непроизвольная.Наглядно-образная.Визуальная и мышечная (основа врожденной грамотности).На прошлое. Произвольная.Знаковая.Слуховая.
Мышление Наглядно-образное.Оперирование образами.Спонтанное.Эмоциональное.Интуитивное.Трехмерное (в пространстве). Абстрактно-логическое.Оперирование цифрами, знаками.Формальное.Рациональное.Программируемое.Двумерное (на плоскости).
Знание этих характеристик детей позволит учителю-логопеду проводить коррекционно-развивающие занятия на доступном для всех учащихся языке, пытаясь облегчить процесс усвоения и закрепления учебного материала.
Правило 3. Учет работоспособности учащихся
Надо сказать, что многие дети, посещающие логопедические занятия, имеют в своем анамнезе записи о том, что у них имелись аномалии развития как во внутриутробном состоянии (угроза выкидыша, инфекции), так и во время родов. Для чего собирается анамнез ребенка? А для того, чтобы специалист, на основании имеющихся фактов, смог определить прогноз дальнейшего развития ребенка, основные направления коррекционной работы с ним, и решить вопрос о его индивидуальном образовательно-коррекционном маршруте. Именно индивидуальный подход к каждому ребенку и учет возрастных особенностей, помогает логопеду определить степень работоспособности ученика на занятии.Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Например, понедельник, вторник и пятница считаются неблагоприятными днями, т.к в первые дни после выходных ребенок пытается адаптироваться к школьной среде, а пятница-день, когда идет спад активности перед выходными.
Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности
При организации занятия выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.
Эффективность усвоения знаний учащихся в течение занятия такова:
5-25-я минута — 80%;
25-35-я минута — 60-40%;
35—40-я минута — 10%.
Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок (занятие), организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.
Вот какую характеристику понятию «утомление» дает Большая Советская Энциклопедия. «Утомление — возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости. Но утомление не следует рассматривать только как отрицательный феномен. Это защитная, охранительная реакция организма, стимулятор его восстановительных процессов и повышения функциональных возможностей».
Специальными исследованиями выявлено, что у учащихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма — десинхроноз, (нарушение суточного биоритма, характеризуемое расстройством сна, снижением работоспособности и целым комплексом других неприятных отклонений в состоянии здоровья), являющийся основой формирования психосоматических заболеваний.
Все вышеперечисленное касается не только школьной нагрузки, но и учебной деятельности дома, в ходе которой выполняются домашние задания.
В.А.Сухомлинский еще в 50-60-е годы писал: «Если ребенок в течение нескольких часов перед сном сидит за уроками, он становится неуспевающим. Пассивность умственного труда на уроках - это чаще всего результат того, что ребенок сидит над книгой в те часы, когда ему надо быть на воздухе - в саду, играть в снежки».
Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы будет способствовать здоровьесбережению.
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.
Снятие эмоционального напряжения.
Для того, чтобы снять эмоциональное напряжение, в структуру логопедического занятия необходимо включать упражнения на развитие общей и мелкой моторики рук, самомассаж ладоней и пальцев рук массажёрами «Су-джок» (массажные шарики, пружинки), игры с мячом, различные виды массажей, подвижные игры и физминутки, а так же упражнения на развитие дыхания и расслабление. Упражнения приведены ниже в Приложении 1.
Создание благоприятного психологического климата на урокеПожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время занятия. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизниОхрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни, что включает в себя занятия спортом, отказ от вредных привычек, правильное и сбалансированное питание. В.А.Сухомлинский так выразил свое мнение о ведении здорового образа жизни: «Единственным радикальным лечением в таких случаях является изменение режима труда и отдыха: продолжительное пребывание на свежем воздухе, сон при открытой форточке, ранний отход ко сну и ранний подъем, хорошее питание… Правильный режим, полноценное питание, физическая закалка - все это предохраняет ребенка от заболеваний, дает ему счастье наслаждения красотой окружающего мира.»
К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и «технологию раскрепощённого развития детей», разработанную физиологом В. Ф. Базарным.
Отличительные особенности этой технологии, основное внимание которой обращено главным образом на учащихся начальной школы, состоят в следующем:
1.Учебные занятия в классе проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью – парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка.2.Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажёры, «бегущие огоньки». Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т. ч. реакции на экстремальные ситуации. 3.На уроках по всем предметам применяется специально разработанный «Экологический букварь» (картина-панно). Это даёт возможность практически «бескнижного» обучения в начальной школе, снижая нагрузку на зрение.4.Важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса, и которые дети должны найти и использовать в своей работе, а также специальные «держалки», позволяющие переключать зрение детей с ближних целей на дальние. 5.В процессе овладения детьми письмом применяются специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой.6.Обязательным предметом в технологии является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке.
При использовании технологии Базарного снижаются показатели заболеваемости детей, улучшается психологический климат.
В заключении хочется сказать, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном и коррекционно-развивающем процессе, позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю и логопеду более эффективно проводить коррекционные занятия.
Приложение 1.
Упражнение на расслабление.
Упражнение «Воздушный шарик».
Время выполнения 3-4 минуты. Возраст 6-9 лет.
1.Сядь или ляг удобно. Положи одну руку на грудь, а другую – на живот.2.Представь, что в твоём животе находится воздушный шарик. Когда ты делаешь вдох, то воздушный шарик надувается, (живот поднимается), а когда выдох, то шарик спускается (живот опускается).
3.Делай вдох носом, а выдох ртом.4.Старайся, чтобы выдох был в три раза длиннее, чем вдох.5.Руки помогут тебе следить за тем, чтобы рука на груди оставалась неподвижной, а рука на животе двигалась как можно активнее.6.Постарайся делать упражнение в темпе, удобном для тебя, но как можно медленнее. (Для этого упражнения в кабинете есть небольшой коврик, на котором дети любят лежать)
Игры на расслабление мышц тела и головы.Упражнение « Кулачки».(Освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц)
Сидя на полу. Сожмите пальцы рук в кулачок покрепче. Руки положите на колени. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем как я. Спокойно! Вдох – пауза, выдох – пауза!
Руки на коленях,Кулачки сжаты,Крепко, с напряжениемПальчики прижаты (сжать пальцы).Пальчики сильней сжимаем –Отпускаем, разжимаем.Знайте, девочки и мальчики,Отдыхают наши пальчики.
Упражнение «Загораем»
Ведущий: Представьте себе, что ноги загорают на солнышке (вытянуть ноги вперёд, сидя на полу). Подними ноги, держи их на весу. Ноги напряглись (можно предложить ребёнку самому потрогать, какими стали твёрдыми его мышцы). Напряжённые ноги стали твёрдыми, каменными. Опустите ноги. Вдох – пауза, выдох – пауза.
Мы прекрасно загораем!Выше ноги поднимаем!Держим.…Держим…Напрягаем…Загораем! Опускаем (ноги резко опустить на пол).Ноги не напряжены, а расслаблены.
Использованная литература.
1.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
2.Корчак Я. «Как любить ребёнка» Издательство "Книга", 1980.
3.Сиротюк А.Л. Психофизиологические основы обучения школьников: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007 г.

4. В.А.Сухомлинский «Сердце отдаю детям». -Киев: Радянська школа, 1974г.
5. Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии.- Учитель 2009 г.
6. Научно – практический журнал «Завуч начальной школы»  №3 2009 г., №5 2010 г.
7. http://festival.1september.ru/articles/104183/8. http://900igr.net/prezentacija/fizkultura/zdorovesberegajuschie-tekhnologii-v-shkole-208814/effektivnost-usvoenija-znanij-uchaschikhsja-v-techenie-uroka-takova-1-13.html
9. Здоровьесберегающая технология В.Ф. Базарного http://www.ikirov.ru/news/16663-zdoroviesberegayuschaya-tehnologiya-v-f-bazarnogo