Инновационные технологии в работе учителя-логопеда

Д О К Л А Д
«Инновационные технологии в работе учителя – логопеда»
23.10.2014 г.

Роль человека – важнейшее средство человеческого общения, поэтому так важно ее развитие.
Нарушение речи у у/о обучающихся разнообразны по своим проявлениям. В основе этих нарушений много разных причин. Коррекция этих нарушений у этих детей- более длительный и сложный, процесс, чем у нормально развивающихся сверстников.
Все мы, работая с такими детьми, хорошо знаем, как трудно удержать внимание учащихся данной категории, трудно пробудить интерес к изучаемым предметам. Поэтому стоит задача, как построить занятия чтобы пробудить интерес к родному языку, научить говорить, читать, писать.
Давно известно: «Ум, речь находятся на кончиках пальцев». Оттуда идут сигналы в мозг, речевой и двигательные центры. Разрабатывая мелкую моторику рук, пальцев, мы развиваем речь, мышление детей. Если специально тренировать мелкие движения кисти, - ускоряется созревание речевых областей коры головного мозга. Этому помогают массаж пальчиков ( а значит и нервных окончаний) прищепками – игрушками с проговариванием стихотворения или пения песенки («Маленький ежик, четверо ножек, на спине листок несет, весело поет! и т.д. );
- терапия Су- джок массажерами;
- терапия мячиками – массажерами;
- игры со шнуровками (действуют на биологически активные точки (стимулирует речевые зоны);
- массаж ладоней грецкими орехами. Здесь используется как массаж логопедом, так и само массаж.
В работе логопеда используются и упражнения для развития обоих полушарий головного мозга: «Ленивые восьмерки», «Слон», «Двойной рисунок», «Активные руки».
Компьютерные технологии позволяют решать такие задачи, как автоматизация звуков в слогах, словах речи. Развитие зрительного, слухового внимания, обогащение словарного запаса и другие.
Программа «Игры для Тигры» позволяет работать над преодолением речи при различных речевых нарушениях. Ребята играют с Тигренком, разговаривают с ним, путешествуют по стране Звуков и Слов. Упражнения в программе расположены по четырем блокам: звукопроизношение, просодика, фонематика, лексика. Всего более 50 упражнений.
Развивающие игры «Баба-Яга. Поди туда, не знаю куда», «Баба- Яга учится читать», «Сказочная вечеринка» очень хороши для развития речи. Это игры как для дошкольников, так и для младших школьников. Они развивают память, логику, навыки чтения, анализ – синтез слов и пр. Дети начинают понимать, как из букв начинаются слова, а из слов – предложения, в какой последовательности стоят буквы в словах, на какой звук начинается слово.
«Ворон – трубач», например, исправляет неправильное написание букв, улучшает двигательную реакцию. Игры – головоломки позволяют из фрагментов составить целые буквы. «100 логопедических игр», «Несерьезные уроки» так же незаменимы в работе логопеда. Игры «Маски» хорошо развивает эмоции, учит коммуникации детей, способствует их рас- крепощенности. В этом случае дети учатся изображать мимику со смайлика и передавать соседу (под музыку и без нее).
Зрительная гимнастика снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно- моторной координации.
Цветотерапия успокаивает, снимает усталость.
При проведении артикуляционной гимнастики я использую специальные карточки – рисунки:
- гребешок – причеши язычок;
- лопата – широкий язык;
- часики – движение языка влево – право;
- дудочка – трубочка языком; грибок – присосать язык к небу;
- чашка – «чашечка» языком и т. д.
Они способствуют развитию восприятия, внимания, операций анализа и синтеза, обобщения, развитию интеллекта. Причем, эта работа занимает немного времени – не более 5-7 минут за задание.
Очень важны в работе логопеда здоровье сберегающие технологии:
Детям должно нравиться заниматься!
В работу должны включаться все рецепторы – зрительные, тактильные, слуховые, двигательные.
Обязательны смена – чередование заданий, разминки на снятие напряжения, усталости.
Предусматриваются и варианты заданий в зависимости от дефекта логопата и его нервной системы.
Важна удобная поза во время занятий. Кабинет должен быть проветрен!
Включение игровых элементов, упражнений на развитие мелкой моторики.
Во время или после болезни - либо щадящие условия обучения, либо перерыв в занятиях.
Не допускать перегрузок во время занятий.
Важны хорошее настроение, доброжелательное отношение к логопатам.
Современные методики, технологии позволяют проводить занятия на нужном уровне.