Из опыта работы учителя-логопеда Горенской Алины Геннадьевны по теме Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий в соответствии с ФГОС ДО


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КВИТОКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
(КВИТОКСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «ЧЕБУРАШКА»)
ВЫСТУПЛЕНИЕ
НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ЛОГОПЕДОВ
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
ПО ТЕМЕ:
«коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий в соответствии в фгос до»
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД: А.Г. ГОРЕНСКАЯ
р.п. Квиток, 2016
«Существовала некогда пословица,Что дети не живут, а жить готовятся.Но вряд ли в жизни пригодится тот,Кто жить, готовясь, в детстве не живет»С. Я. Маршак
В современных социально – экономических условиях   развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят   задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания   детей с речевыми нарушениями. Острой проблемой для ДО, реализующих основные общеобразовательные программы, становится увеличение количества детей, имеющих  трудности освоения  общеобразовательных программ и детей с речевыми нарушениями. В рамках введения ФГОС ДО приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и игровых.
Одними из главных принципов ФГОС ДО в работе учителя-логопеда является:
создание развивающей образовательной среды;
осознание того, что игровая деятельность - ведущая в дошкольном
возрасте.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Однако, в  последнее десятилетие произошли большие изменения в образовательных структурах. Наблюдаются два взаимосвязанных процесса:
Усложнение научно – технического прогресса 
Появилось больше компьютеров, мобильных телефонов, планшетов, телевизоров и других гаджетов, стал доступным Интернет. Соответственно это изменило и формы общения, хотя потребности в общении сохранились на том же уровне. Все меньше дети разговаривают и играют во дворе, в компаниях, больше взаимодействуют с компьютером, общаются через Интернет. Меньше разговаривают, глядя на человека, глаза в глаза, больше по телефону. Меньше общения посредством звука и больше посредством буквы.
Усложнение дефектов речи
Характер, глубина, количество и структура дефектов речи изменились. Во– первых, если раньше был нарушен один звук, то сейчас, как правило, не одна группа. Во- вторых, усложнились дефекты в самой структуре речи. Нарушены не только звуки, фонетико-фонематическое различение звуков, но и грамматика, и связная речь. Помимо всего этого, дети с речевыми проблемами имеют психологические особенности: 
1.  Дефицит внимания;
2.  Низкий уровень развития самоконтроля.
3.  Низкий уровень познавательной активности. 
4.  Быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность.
5.  Особенности зрительно-пространственного восприятия.
6.  Низкий уровень мотивации к обучению.
Вот поэтому самым эффективным средством при обучении детей с нарушениями речи были и являются игровые технологии.  Игра как форма деятельности способствует гармоничному развитию у ребенка психических процессов, личностных качеств, интеллекта.
Во ФГОСе ДО написано, что - «интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды». Развитие ребенка во всех его проявлениях неразрывно связано с речью. Следовательно, при наличии у ребёнка нарушений речи ему необходимо своевременно оказать помощь, предупредить негативизм, дать возможность освоить программу.
Но как это сделать, как помочь ребенку, чтобы не навредить, чтобы ребенку было интересно, занимательно? В настоящее время в продаже имеется большое количество пособий для автоматизации поставленных звуков в словах, словосочетаниях, предложениях и так до свободной речи, т.к. основная масса логопатов проходит этап автоматизации поставленных звуков изолированно и в слогах быстро и незаметно. Но иногда, дети испытывают на этом этапе значительные трудности, в силу возраста или особенностей развития, а учитывая специфику логопедической работы очень трудно удержать ребёнка на одном месте и добиться от него многократного повторения одного и того же звука до его автоматизации. Что бы решить эту задачу и превратить однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звука в интересную игру, приходиться придумывать разнообразные способы, чтобы заинтересовать ребёнка игровыми сюжетами, моментами, приёмами, и желательно каждый раз новыми.
Поэтому я строю свою работу таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, чтобы ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, умел отстаивать свое мнение. Наши «трудные звуки», «длинные слова» и «красивые рассказы» должны помочь ребёнку в решении «учебно-практических и учебно-познавательных задач». Содержание моей работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с речевыми нарушениями, на осуществление индивидуально-ориентированной педагогической помощи с учетом особенностей психофизического развития.
- Что же такое игровые технологии?
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.
В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Не раз возникала попытка научной классификации игры и определение ее каким-нибудь одним исчерпывающим понятием, но к настоящему моменту научно определены всего лишь связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности ребенка и взрослого, эмпирическим путем выявлена биологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и социальными факторами. Между тем игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования. Игровая мотивация превалирует над учебной, но на её базе формируется готовность к обучению в школе.
Целью использования игровой технологии в логопедической практике является повышение мотивации к занятиям, повышение работоспособности на занятиях, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку, формирование предпосылок к учебной деятельности.
Для проведения коррекционно-развивающей работы с использованием игровых технологий в моем кабинете подобраны игрушки, дидактические и компьютерные игры.
Игрушки используются на занятиях, как герои, создающие мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент. Почти на каждое подгрупповое занятие «приходит гость». Это может быть динозаврик Звукоежка, крокодил Гена и Чебурашка, умеющие петь, мишка, играющий на металлофоне, кукла, рассказывающая детям о частях тела, бельчонок, который ищет друзей, старик со старухой из сказки и др. Почти всегда эти игрушки погружают детей в какую-то сказочную или игровую ситуацию, где дети должны помочь героям или приглашают их поиграть, научить тому, чему учатся сами дети. В конце занятия они благодарят их за помощь. Такая игровая ситуация воспитывает нравственные чувства детей, они не просто учились произносить какой-либо звук, но и помогали Диназаврику выучить его любимый звук и т.п. Одна из любимых игрушек – это мяч. Он используется для проведения динамических пауз и дидактических игр. А мячи-ёжики и для массажа рук.
Для работы с детьми младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями использую сюжетно-ролевые игры. Чтобы вызвать ответные речевые реакции у неговорящего ребёнка разыгрывается какой-то сюжет с несколькими игрушками и ребёнок вовлекается в сюжетно-ролевую игру. Таким образом, отрабатываются короткие диалоги, которые могут состоять из звукоподражаний и простых слов, и можно повторить вновь появившееся слово многократно используя его в игровой ситуации. Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства;
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который
переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Все мои занятия проходят в игровой форме. В начале занятия ставится дидактическая задача в игровой форме. Например: появляется гость, приходит письмо с заданием для детей или погружение в сказочный сюжет. В процессе занятия, путём выполнения упражнений по заданию героя, дети так же могут выполнять роли (спортсмены, путешественники, космонавты, пассажиры и др.). За успешное выполнение заданий дети оцениваются фишками, звёздочками и т.п., что вносит соревновательный элемент.
Очень нравятся старшим дошкольникам занятия в форме конкурса, викторины, соревнования. Но в этом случае надо продуманно отнестись к распределению детей в команды или подбора детей для выполнения различных занятий, чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал на занятии, не замыкался, не стеснялся принять участие в конкурсе. Необходимо создать доброжелательную атмосферу в группе, в команде, чтобы дети поддерживали друг друга, действовали совместно, дружно.
Для привлечения внимания ребёнка к артикуляционной гимнастике использую рисунки к рассказу логопеда «Сказки о весёлом язычке», гимнастику с красочными картинками «Делаем вместе с Буренкой», «Умная Уточка», альбом «Правильная артикуляция».
Особое внимание хотелось бы уделить дидактическим играм. Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактического материала использую:
• игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.,), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена и мн.др.).
Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи:
• Расширять и уточнять знания детей,
• Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация),
• Совершенствовать речь,
• Развивать все психические процессы.
Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, в которых дети выполняют определенные роли: (сделаны атрибуты к играм: «Три поросенка», «Вини-Пух и его друзья», «Маша и медведь», «Три медведя», «Теремок».
Настольно-печатные игры, которые получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников. Они разнообразны по содержанию, обучающими задачами, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Виды настольно-печатных игр: лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, кубики и мн. др.
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры провожу в основном с детьми старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевёртышами, игры-загадки («Какое это время года? », игры-предположения («Что было бы, если бы.? »).
Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов. Основной компонент - дидактическая (обучающая) задача. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры.
Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу. Являясь эффективным средством обучения, они являются составной частью занятия.
В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушение речи, дидактические игры подобраны по каждому направлению работы для решения узкой коррекционной задачи:
1) Формирование точных движений органов артикуляции (с помощью приёмов артикуляционной гимнастики).
2) Формирование направленной воздушной струи.
3) Развитие мелкой моторики:
а) с помощью пальчиковой гимнастики;
б) с помощью массажа рук;
в) с помощью самомассажа пальцев рук;
г) с помощью предметно-практической деятельности (шнуровка, лепка,
мозаика, конструктор, плетение, нанизывание и т.д.).
4) Развитие фонематических процессов  (фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематические представления).
5) Отработка опорных звуков (это звуки, которые сходны с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования), но произносимые ребенком правильно.
Большое внимание уделено разделу «Звукопроизношение», т.к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку. Игровая мотивация стимулирует к заинтересованности в положительном результате. С другой стороны, игровая мотивация может служить и усложнением при закреплении навыка правильного произношения, т.к. увлёкшись игровым сюжетом, ребёнок перестаёт контролировать произношение и может проиграть. Поэтому ему приходится концентрировать на двух задачах одновременно: соблюдать правила игры и контролировать правильное произношение. Некоторые игры, такие как «Электронная викторина», «Логико-малыш», позволяют ребёнку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания.
С помощью дидактических игр проводится работа по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи. Когда необходимо закрепить полученные навыки, дети могут самостоятельно выбрать игру, используя символическое обозначение игр.
Самые любимые детьми игры на развитие психологической базы речи. Такие игры, как «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови», «Чудесная коробка» и др., использую в работе по коррекции звукопроизношения, слоговой структуры, активизация словаря.
В работе использую личный ноутбук, который даёт возможность использовать ИКТ в логопедической работе. Самостоятельно разработаны 3 игровые презентации «Звук [Ц]», «Звуки [С – З]», «Насекомые». В целях развития дыхания, чувства ритма, фонематического слуха, восприятия, произношения, связной речи, грамматического строя использую логопедические программы: «Учимся говорить правильно», инновационная методика Александра Сметанкина «Учимся и оздоравливаемся».
В свои логопедические занятия я стараюсь включать различные современные инновационные технологии, игры и упражнения, необходимые для формирования грамматического строя речи, обогащения словаря, формирования слоговой структуры слова, развития связной речи, фонематического восприятия, а также когнитивных процессов детей дошкольного возраста: внимания, памяти, мышления, которые отвечают новым требованиям. Физкультминутки, которые я провожу, помогают детям расслабиться, снять напряжение. Также они развивают общую и мелкую моторику, зрительно-моторную и слухо-моторную координации.
Некоторые формы работы детям наиболее интересны и я вижу результат своей деятельности, после применения современных информационных технологий. В работе применяю метод су-джок терапии. Использование су-джок массажёров – массажных шариков в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий позволяют повысить физическую и умственную работоспособность детей, дает возможность для максимальной целенаправленной коррекционной работы с ребёнком.       
Подгрупповые логопедические занятия по подготовке к обучению грамоте проводятся в подготовительной к школе группе. Для облегчения усвоения учебного материала изготовлены дидактические пособия: в кабинете висит замок звуков, в которых постепенно поселяются девочки – гласные звуки и мальчики – согласные звуки. Для обозначения этапов занятия, последовательность выполнения упражнений, заданий изготовлено пособие «Паровозик». Для индивидуальных и подгрупповых занятий использую рабочие тетради: в старшей и в подготовительной к школе группе пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте – Т.Р. Кисловой, А.А. Ивановой в 5 ч. «По дороге к Азбуке». Занимательные сюжеты, предложенные авторами пособий, очень нравятся детям. В каждой тетради есть постоянные герои, которые поддерживают игровой сюжет на протяжении всего периода обучения: Мудрая Сова, Ёжик, Лисенок, которые вместе с детьми приобретают много знаний, умений и навыков.
        По окончании данного курса торжественно вручаю детям дипломы, которые расположены в конце пособия. И тогда каждый ребенок осознает, что он уже чего-то в жизни достиг и готов к новым победам!
Изучив и обобщив литературу по использованию игровых технологий в соответствии с основными задачами подготовки дошкольников с нарушениями речи к усвоению грамоты,   материал по использованию игровых технологий  я разделила на   направления:
1. Фонетико-графический, моторный - формирование фонематического анализа и синтеза слов, слогового анализа.
2. Звуко-буквенный и слоговой - ознакомление детей с буквами и формирование первоначальных навыков чтения.
3. Лексико-грамматический - ознакомление со словесным составом предложения. Анализ предложений.
4. Закрепление, контроль – задания на самостоятельный подбор слов по готовым схемам; выполнение контрольных заданий, исходя из представленной классификации букв.
I направление.  
Формирование фонематического и слогового анализа и синтеза.
Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик.
Фонематический анализ и синтез - это  способность расчленять слово на отдельные фонемы, определять их последовательность, количество, а так же составлять слово из отдельных звуков.
В процессе развития элементарных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что умение выделять и вычленять звук зависит от его характера, от положения в слове, а так же от произносительных особенностей звукового ряда.
На этапе выделения звука из ряда звуков, слогов и слов использую следующие игровые приемы по типу "Услышишь звук - подай сигнал":
«Берегись автомобиля» Услышав звук (Р), ребенок показывает красный кружок.
«Светофор», «Чуткие ушки» Ребенок поднимает соответствующий звуку кружок.
«Кораблик в тумане» Услышав звук Л, ребенок зажигает фонарик, показывая дорогу кораблю.
«Горшок каши» Услышав, что каша кипит (звук Ш), ребенок звонит в колокольчик.
«Поймай комара» Услышав звук З, ребенок хлопает в ладоши.
«Поймай жука» Услышав звук Ж, дети хлопают в ладоши.
«Поймай звук в ладошки», «Подними символ»
«Умная машина», «Умный паровоз», «Умный самолет» Эти транспортные средства перевозят пассажиров или грузы с определенным звуком в названии. Дети должны отобрать соответствующие картинки.
Выделение первого и последнего звука в словах
«Магазин» Заплатить первым или последним звуком в названии покупки.
«Поймай слово за хвост», «Я начну, а ты закончи»
«Звукоед» Звукоед съел первый (последний) звук в слове, назови какой.
…адуга, …акета, …убаха.
Определение места звука в слове.
 «Соберем вещи» В одну сумку положим вещи, в названии которых звук находится в начале слова, в другую - в середине и в третью - в конце.
 «Разложи вещи» Уберем одежду в комод, в соответствии с местом расположения звука в слове: в верхний ящик, в средний и в нижний.
Рубашка, сарафан, свитер.
«Новоселье в зоопарке» Расселить животных по клеткам в соответствии с расположением звука в слове: Лошадь, волк, осел. Рысь, корова, бобер.
«Подбери картинки к схеме» Использование раздаточных карточек
Звуковой анализ и синтез
«Живые звуки» Дети, изображающие звуки встают в определенной последовательности
«Разбросаем звуки», «Рассыплем слово по звукам»
Логопед называет детям слово, а дети называют звуки.
 «Позовем звуки домой» Первый звук, второй и третий…
«Подбери схему к картинке» Выставляется картинка и набор схем. Дети находят ту схему, которая подходит к данной картинке.
«Подбери картинку к схеме»
Детям предложена схема и несколько картинок. Дети подбирают картинку к схеме.
«Кубик» Каждый из детей бросает кубик, и подбирает картинку в соответствии с количеством звуков или звуковой схемой.
«Слово рассыпалось», «Поймай звуки»
Логопед называет, «бросает» звуки, а дети составляют слово и называют его.
 «Прочитай» слово по первым звукам картинок»
Логопед предлагает детям ряд картинок, определив первый звук в названии картинок можно составить слово.
«Цепочка звуков» Дети стоят в кругу. Логопед называет слово, а дети, передавая мяч, называют звуки по порядку,  ребенок, назвавший последний звук в слове поднимает мяч и отдает ведущему.
«Волшебные часы», «Слово рассыпалось» Логопед называет звуки в разбивку. Дети составляют слово из предложенных звуков.
Слоговой анализ.
«Слогоцветик» Дети собирают цветок, в соответствии с количеством слогов в слове.
«Магазин» Чтобы купить товар, дети должны заплатить такое количество «монет», сколько слогов в названии этого предмета.
«Поезд» Рассадить пассажиров  в соответствии с количеством слогов в слове.
«Собираем урожай» В одну корзину положим овощи, в названии которых два слога, а в другую - три слога. Свекла, салат, морковь, горох, - баклажан, картошка, помидор.
«Картинки-половинки» Перед ребенком на столе лежат разрезанные на половину картинки, с изображением предметов с названиями состоящими из 2 слогов. Логопед называет первый слог и показывает на картинку, ребенок находит вторую половинку и произносит второй слог. Ребенок повторяет слово, показывая на каждую часть, называя количество слогов.
II направление.
Знакомство с буквами, первоначальные навыки чтения.
В процессе работы над звуками происходит формирование звукобуквенных связей и  закрепляется графический образ буквы.
«Подними букву» Эту игру используют для закрепления звукобуквенных связей. Услышав слово с соответствующим звуком, дети поднимают букву.
 «Сложи букву» Конструирование буквы из элементов, из различных материалов, составление разрезного изображения. Для закрепления зрительного образа составление буквы можно предложить по образцу и по памяти.
«Чудесная коробка» Используются пластмассовые буквы. Дети узнают их на ощупь.
«Отгадай по описанию» Две палочки, наверху перекладина. (П)
Три палочки, внизу перекладина, справа хвостик. - Щ
Палочка в середине - по бокам полуовалы - Ф.
Палочка - посередине вверху перекладина - Т
«Слово рассыпалось» Дети оставляют слово из предложенных букв разрезной азбуки: Р, К, А.
«Замени букву» Преобразование слов. МАК-БАК-ЛАК-ЛУК-СУК-СОК
«Волшебные тучки», «Путешествие по морю» Дети учатся сливать слоги, сначала обратные, затем прямые.
«Разложи предметы по величине» При составлении слов из букв, дети выполняют задания, опираясь  на размер предмета с изображенной на нем буквой. Детям предлагаются плоскостные фигуры, на которых располагаются буквы. Разложив их по величине, можно будет прочитать слово.
«Путаница» Дети выделяют начальные звуки в названиях предложенных картинок, вписать буквы в соответствующие клетки и прочитать полученное слово.
III направление.  Анализ предложений.
Работу над предложением провожу в два этапа.  Сначала детей знакомлю со словесным составом предложения. Затем дети учатся выделять  предложения из текста и подсчитывать их количество.
На этапе анализа предложений
«Живые слова» Слова изображают дети, им предлагается встать последовательно, слева направо, соответственно словесному составу предложения.
«Подружим слова» Дети восстанавливают грамматическую форму слов в предложении. Мама, завязывать, девочка, бант
«Разбери завал» Дети разбирают «бревнышки». На каждом бревнышке деформированное предложение, правильность которого дети восстанавливают.
«Исправь ошибки Незнайки» Дети вставляют пропущенный или неправильно вставленный  предлог.
«Подбери предложение к схеме», «Исправь  ошибку»
Допускается намеренная ошибка в графическом обозначении предложения. Правильно ли Незнайка записал предложение? Согласны ли вы с ним?
«Какое слово убежало?» На доске схема предложения совместно составленная с детьми. Дети закрывают глаза, логопед убирает одну полоску на схеме предложения. Дети называют слово.
«Волшебный кубик» На гранях кубика схематическое изображение предлога. Бросив кубик, дети составляют предложение с соответствующим предлогом.
Применяемые мною игровые технологии используют   и воспитатели   в образовательной деятельности и в режимных моментах, в индивидуальной работе с детьми. Совместно мы работаем над формированием предметно-развивающего пространства в группе, создаем благоприятные условия для полноценного развития наших воспитанников.
Провожу консультации для родителей по использованию игр в коррекционной работе, предлагаю памятки, буклеты. Советы и рекомендации размещаю на личном сайте и сайте детского сада.