Инновационные технологии в логопедической работе учителя-логопеда Коньковой Вероники Геннадьевны.


ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ Учитель-логопед: Конькова Вероника Геннадьевна КГУ «СШ№9» ПЕТРОПАВЛОВСК, 2015 г. Диагностическая деятельность После обследования, проведенного с 1 по15 сентября 2014 года, было выявлено среди учащихся начальной школы 93 ребенка, нуждающихся в логопедической помощи. Из этого количества детей были зачислены для посещения логопедического пункта 71 человек со следующими диагнозами: ФН, ФФН, НОНР, и 22 учащихся поставлены на очередь. На основании проведенной диагностики были скомплектованы 14 групп, для оказания логопедической и коррекционной помощи. В каждую группу входили дети со сходными нарушениями, группа состояла из 5-6 человек. 5 групп - классы предшколы, 18 учащихся с ФН и ФФН – выпускаю 9уч.6 групп – 1-е классы, 27 учащихся с ФФН и ФН, Моторная эфферентная алалия, НОНР- выпускаю16уч1 группа – 2-е классы, 8 учащихся, дисграфия с НОНР- выпускаю 5 уч.1 группа – 3 – классы,7 учащихся, дисграфия с ФФНР- выпускаю 4уч.1 группа – индивидуальные занятия, 2-й класс и с КПП - 2 учащихся с диагнозом дизартрией – оставлены для продолжения занятий на следующий год. Направление взаимодействия логопеда с педагогамиПо запросам педагогов были проведены беседы с родителями первых классов и будущих первоклассноков на родительских собраниях «О значении работы логопедической службы в школе», «Предпосылки обучения грамоте», В течение года проводилась очень тесная работа с учителями первых классов по выявлению детей с проблемами в речевом развитии и обучении их на логопункте. Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов с актуальными темами:«Оптическая дисграфия»(с показом видеофильма)«Развитие орфографической зоркости»В хожу в состав творческой группы учителей начальных классов: Першина С.Н, Иванова С.Н Учителя, родители и логопед контролировали посещение детьми логопедических занятий. Учителя учитывали в своей работе рекомендации логопеда. 2013-2015 учебном году мною были посещены уроки учителей с целью выработки единых требований к детям. Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога. Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка. Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения. Инновационные технологии в логопункте ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИИ: арт - терапевтические технологии; современные технологии логопедического и пальцевого массажа;современные технологии сенсорного воспитания;телесноориентированные техники; «Су – Джок» –терапия; криотерапия;информационные технологии. «Арт-терапия» является средством свободного самовыражения. В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем помочь человеку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций. Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей. Дудочка-флейта. Губная гармошка Виды арт-терапии: Вокалотерапия ( участие КПП и1-классов) использую как в групповых так и на индивидуальных занятиях. Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, её ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты. Элементы музыкотерапии Во время проведения расслабляющего логопедического массажа используются произведения, оказывающие седативное действие( музыка природы), а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие. Также тонизирующие музыкальные произведения я использую во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики. развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость,улучшают мыслительную деятельность,способствуют улучшению памяти и внимания. Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Зайчик – коза – вилка» и др. Современные технологии сенсорного восприятия - это Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие: Кинезиотерапия Логоритмика - это система музыкально -двигательных, речедвигательных и музыкально - речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции. Логоритмика применятся давно в логопедической работе, разработаны компьютерные программы и литература. Дети КПП и 1-классы очень любят заниматься логоритмикой. Техники изо-терапии, используемые для развития речи: Техники изо-терапии, используемые для развития речи:Мною применяются два вида изо-терапии,с учащимися КПП и первых классов, в летний период на школьной площадке.• техника «кляксография»;• техника «оттиск пробками»; Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе. Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтный ситуации в коллективной деятельности. Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника помогает в развитии:связной речи;ассоциативного мышления;зрительной и слуховой памяти;зрительного и слухового внимания;воображения;ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Мнемотехника Две руки (звуки р, р’)Колобок (звуки л, л’) Креативная игротерапия – один из методов -это песочная терапия , способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы. Проводится в КПП, 1-х классов. Песочная терапия способствует: совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;обогащению словарного запаса;развитию связной речи; побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;развитию фантазии и образного мышления. Смехотерапия – это вид психотерапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности. Юмор и смех поднимают настроение, помогают наладить коммуникативные связи, позволяют эффективно противостоять стрессовым ситуациям. Ароматерапия – это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека. Запахи управляют настроением, успокаивают перевозбуждённую нервную систему, повышают работоспособность. Виды ароматерапии:ванны;распыление;ингаляциия;массаж. Телесноориентированные техники: биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки; растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.Эта техника также используется на логопедических занятиях и является основной в моей работе, с учащимися все групп. Биоэнергопластика Логопедический массаж На своих занятиях я использую ручной и точечный массаж, для этого я применяю массаж зондами, зондозаменителями для постановки звуков и восстановления мышечного тонуса артикуляционного аппарата. Логопедический массаж я применяю в работе с тяжелыми нарушениями речи (дизартрия, ринолалия, ДЦП) с детьми на индивидуальных занятиях. Для развитие мелкой моторики применяю такие виды массажа и со всеми группами учащихся:массаж ладонных поверхностей стеклянными разноцветными шариками;прищепочный массаж; массаж орехами, каштанами; массаж шестигранными карандашами; массаж « Су-Джок» - терапии. массаж резиновыми ковриками. Пальцевый массаж Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками Прищепочный массаж Массаж орехами, каштанами Массаж шестигранными карандашами Массаж приборами Су-Джок терапии. Массажные коврики Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства DVD, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. Возможности использования ИТ в логопедии: Как уже было сказано, для проведения коррекционно-логопедических занятий используется дидактический материал. Это готовый образовательный ресурс в виде лицензированных обучающих программ («Гарфилд», «Баба Яга учится читать», «Игры для Тигры», «Пропись», «Физминутки», «Упражнения для глаз» и др.) и самостоятельно разработанный  инструментарий (презентации, логопедические тренажеры). Использование  компьютерных игр, тренажеров  со звуковыми эффектами, анимацией активизирует деятельность учащихся на занятии. Используемый продукт, кроме того, предусматривает ненавязчивый и необидный для детей контроль (звуковой, зрительный), а также дает возможность создать игровую или соревновательную ситуацию на занятии. Следовательно делая вывод-Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма. Спасибо за внимание!