Рабочая программа учебной дисциплины Социально-экономическая география мира, 117 часов




















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины "ГЕОГРАФИЯ"




















Москва
2014






СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13


ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ»
Область применения программы:
Реализация программы среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по специальности 40.02.02 «Правоохранительная деятельность» в соответствии с примерной программой общеобразовательной дисциплины География, автора Петровой Н.Н., доктора педагогических наук, профессора и одобренной ФГУ «ФИРО» Минобранауки России, 2008г.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относиться к базовым общеобразовательным дисциплинам среднего (полного) общего образования и направлена на формирование общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Цели и задачи общеобразовательной учебной дисциплины- требования к результатам освоения дисциплины:
Учебная дисциплина «География» призвана акцентировать внимание на целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектов глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов. При реализации программы учитывается межпредметная связь с общеобразовательными дисциплинами: Естествознание, Основы безопасности жизнедеятельности, Обществознание, а также обеспечивается преемственность преподавания дисциплины «География» с профессиональными дисциплинами ОПОП ФГОС «Право и организация социального обеспечения»: «Основы экономики», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы социологии и политологии».
Вместе с тем в результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть общеучебными компетенциями по 4 блокам:
Самоорганизация
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях.
Самообучение
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, заниматься самообразованием.
Информационный блок
Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.
Коммуникативный блок
Способность эффективно работать в коллективе и команде, брать на себя ответственность за результат выполнения заданий.
Профессиональная направленность изучения дисциплины осуществляется путем отбора дидактических единиц в соответствии с ОПОП ФГОС «Право и организация социального обеспечения».
Учебная дисциплина «География» ориентирована на достижение следующих целей:
овоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектов глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геологических и экологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и стран;
воспитание патриотизма, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; политической и экономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций, простого общения.
Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины.
Профильное изучение дисциплины осуществляется:
Перераспределение часов с одной темы на другую без изменений с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Осуществлением межпредметных связей дисциплины с профессиональными дисциплинами ОПОП ФГОС.
Организацией внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на расширение и углубление знаний, которые будут необходимы при осуществлении профессиональной деятельности (профессионально значимое содержание).
Рекомендуемое количество часов на освоение программы общеобразовательной дисциплины в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 39 часов.
Изменения, внесенные в рабочую программу по сравнению с Примерной программой по общеобразовательной дисциплине «География»:
Количество часов без изменений в соответствии с примерными объемными параметрами общеобразовательной подготовки по программам с учетом профилей получаемого профессионального образования и структурой рабочей программы (письмо ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ от 14.07.2012 г.).


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ГЕОГРАФИЯ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка
117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка
78

В том числе:


практические занятия
28

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
39

в том числе:


на выполнение домашнего задания для подготовки к учебным занятиям
13

на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на углубление и расширение знаний по дисциплине, необходимой в будущей профессиональной деятельности
26

из них:


Составление таблиц «Этапы формирования политической карты мира», «Классификация государств по уровню экономического развития (5 типов)
2

Подготовка докладов на тему: «Характерные черты современной урбанизации»; Построить график «Динамика численности населения регионов мира за последние 150 лет»
4

Нарисовать карту зон экологического загрязнения в России. Подготовка докладов на тему: «Использование альтернативных источников энергии в регионе России». Творческая работа на тему: «Современная экологии и ее значение для устойчивого развития общества»
8

Подготовка доклада на тему: «Крупнейшие мащиностроительные компании мира. Философия успеха»
4

Подготовка доклада на тему: « Характеристика островного государства Океании» (на выбор)
2

Подготовка доклада на тему: « Геополитическое положение страны»
2

Подготовка докладов на темы: «Глобальные проблемы человечества», «Районы неблагоприятной экологии в мире»
4

Итоговая аттестация в форме
зачет



2.3 Тематический план и содержание учебной дисциплины География

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающегося
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1. ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ

60


Введение.

Содержание учебного материала:
2
1


География как наука. Структура географии. Экономическая и социальная география мира: значение, роль, структура. Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем.



Тема 1.1 Источники географической информации
Содержание учебного материала
2
1


Географическая карта – особый источник информации о действительности.
Статистические материалы. Другие способы и формы получения географической информации: использование космических снимков, моделирование.



Тема 1.2 Политическое устройство мира
Содержание учебного материала
4
2


Страны на современной политической карте мира. Экономическая типология стран. Социальные показатели состояния развития стран мира. Государственное устройство стран мира.




Практическая работа:
Классификация государств по типу государственного устройства и строя.
2



Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
Составление таблиц «Этапы формирования политической карты мира», «Классификация государств по уровню экономического развития (5 типов)
2


Тема 1.3 Население мира
Содержание учебного материала
4
2


Численность и динамика населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения, их типы и виды. Состав и структура населения. Демографическая политика в разных регионах и странах мира.




Практическая работа:
Типология стран по социально-экономическим показателям.
2



Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
Подготовка докладов на тему: «Характерные черты современной урбанизации»; Построить график «Динамика численности населения регионов мира за последние 150 лет»
4


Тема 1.4 Природные ресурсы мира
Содержание учебного материала
4
2


Природные ресурсы Земли, и