Презентация к сочинению по картине И. Э. Грабаря Февральская лазурь


_ учить описывать картину; _ формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;_ воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и развивать чувство прекрасного в процессе анализа репродукции картины;_ формировать личностное отношение к шедеврам российской живописи;_воспитывать национальную гордость. «Лазурью светлою горят небес вершины…» Вяземский Если видишь: на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш, Обязательно картина Называется пейзаж. (Г. Гладков) Пейзаж... Природа... Порой мы даже не замечаем той красоты, среди которой живем. Искусство пейзажа напоминает нам об этом. Каждый настоящий художник-пейзажист, внося в картину свое отношение к природе, как бы приглашает нас пристальнее вглядеться в нее и насладиться ею. А может, и пообщаться с ней. Не надо думать, что природа — это нечто неподвижное и молчаливое. Ведь не случайно поэт Федор Тютчев писал: Не то, что мните вы, природа:Не слепок, не бездушный лик –В ней есть душа, в ней есть свобода,В ней есть любовь, в ней ест 1. Рассмотреть картину.2. Составить план сочинения.3. Обдумать каждую часть.4. Написать сочинение.5. Проверить работу. И.Э. Грабарь — классик при жизни — по праву вошел в историю изобразительного искусства. Его имя стало почти легендарным. Ученик Репина. Современник Серова, Врубеля, Левитана. Друг Бенуа. Народный художник СССР. Автор блестящих исследований по истории искусства. Один из основоположников отечественной искусствоведческой науки. Выдающийся педагог, воспитавший целое поколение художников и искусствоведов. Основоположник современной теории и практики реставрационного дела. Крупнейший знаток музейного дела (он с 1913 по 1925 г. возглавлял Государственную Третьяковскую галерею). Академик... В последние годы он много работал в Абрамцеве на творческой даче. Умер в Москве в мае 1960 года. Он ушел из жизни как истинный художник: на мольберте остался недописанный этюд любимой им природы. . «В то необычайное утро природа праздновала какой-то небывалый праздник — праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток, сапфировых теней на сиреневом снегу. Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба...» И.Э. Грабарь Лазоревый – нежно-голубой; Жемчужный – цвет жемчуга, нежный, тёплый блестящий оттенок белого; Коралловые ветки – причудливо изогнутые нежные, хрупкие веточки; Сапфировый – ярко-синий цвет с блеском драгоценного камня. Голубые, синие, белые, серебристые. Солнечное, ясное, погожее, морозное.) Снег, берёзы, небо, тени. Голубое, нежно-синее, лазурное. Серебристый, нежно-голубой, искристый . Тени сапфировые .Жемчужные, кружевные, коралловые ветки . Могучие, изогнутые .Цвет стволов нежно-белый, сверкает на солнце, как жемчуг, инеем покрыты веточки! . -Как думаете, почему художник именно так назвал свою картину?-Какие же цвета преобладают на картине? -Художник вспоминал о поразивших его красках – я увидел перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённые голубой эмалью неба. -Какое утро изображёно на картине? -Что изобразил художник? -Каким вы видите небо на картине? -Художнику удалось получить впечатление перезвонов и переливов голубых красок – от нежно-бирюзовых внизу до ультрамариновых наверху. -Каков снег на картине? -Что видите на снегу? -Почему тени так чётко видны? -Но главные на картине – берёзы. Рассмотрим их. -Какими мы их видим? Опишите их. -Что можно сказать о стволах деревьев? - Почему берёзы – жемчужные? -Почему художнику захотелось нарисовать именно березы? Учитель обобщает ответы детей: -Верно, когда хочешь показать всем то, что тебе очень нравится и делаешь это взволнованно и талантливо, то и другим это нравится. 1. Художник и его картина.2. Солнечное февральское утро.3. Гимн берёзам.4. Тени на снегу.5. Моё отношение к картине. Разве снег, с высот летящий На леса, поля и чащи, Разве он, как мёртвый мел, Только бел, бел, бел? Весь игольчатый с мороза, На заре он нежно-розов, Он вдали, в тени, в низине Голубой и даже синий! В картине И.Э.Грабаря « Февральская лазурь» показана истинная природа без фальши и лишних зарисовок. Художник чётко и ясно нарисовал берёзки на белоснежном фоне, тем самым показывая всю красоту зимней природы. Игорь Эммануилович часто вспоминал то самое солнечное февральское утро, когда возник замысел картины. Природа как будто праздновала свой зимний праздник на фоне утреннего рассвета. Его белоствольные берёзы , шепча и шелестят ветками, на которых ещё остались прошлогодние листья, поют нам гимн на фоне сверкающего февральского ультрамаринового неба. Блеск сапфировых теней от берёз падает на серебряную гладь белого снега. Эта тень играет в утреннем рассвете, уменьшаясь или увеличиваясь , при слабом дуновении ветерка. В этой картине показана явственная природа в зимний месяц. Она действительно соответствует названию « Февральская лазурь». Цыбулина А. Постарайтесь так рассказать о картине Грабаря в своем сочинении, чтобы даже тот, кто никогда ее не видел, смог мысленно представить «Февральскую лазурь» И.Э. – полотно, отличающееся звучностью красок, жизнерадостностью, полного света, гармонии, красоты.Послушать работы учащихся. Отметить лучшие варианты, сделать вывод. Домашнее заданиеЗакончить работу над сочинением.