Рабочая программа по материаловедению



-57150495300 Автономное учреждение
профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Сургутский политехнический колледж»
Структурное подразделение - 2
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР
_________/Г. Н. Шарапова/
« » 2015г
Рабочая программа
учебной дисциплины
ОП.08. Материаловедение
для студентов очной формы обучения
Специальность: 22.02.06 Сварочное производство
Технический профиль
3Сургут 2015
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС), приказ №360 от 21.04.2014 среднего профессионального образования (далее - СПО) по специальности: УГС 15.00.00 Машиностроение, 15.01.06 Сварочное производство
Организация-разработчик: АУ «Сургутский политехнический колледж»
Разработчик:
М.К. Избасаров, преподаватель
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
__________________________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
__________________________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Рекомендована профессионально-методическим объединением
«Металообработка»,
протокол № ____ от « » 2015 г.
Эксперты:

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации учебной дисциплины
9
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
11
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08. Материаловедение
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности: УГС 15.00.00 Машиностроение, 15.01.06 Сварочное производство
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована
в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 15.01.05 - Сварщик (электросварочные и газосварочные работы).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
-распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;
-определять виды конструкционных материалов;
выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации;
-проводить исследования и испытания материалов;
знать:
-закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, основы их термообработки, способы защиты металлов от коррозии;
-классификацию и способы получения композиционных материалов;
принципы выбора конструкционных материалов для их применения в производстве;
-строение и свойства металлов, методы их исследования;
классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 32
в том числе: лабораторные работы 10
практические занятия контрольные работы 1
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 16
в том числе: Индивидуальное проектное задание Тематика внеаудиторной самостоятельной работы 16

Итоговая аттестация в форме (указать)- дифференцированный зачет
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Материаловедение»

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Содержание учебного материала 32 Введение 1. Задачи предмета, его содержание. Значение металлов в производстве. 1 1
Тема 1.1
Закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов 2. Основные сведения о металлах и сплавах. Методы исследования материалов. Атомно-кристаллическое строение металлов. Кристаллизация металлов. 1
2 2
3. Общие сведения о сплавах. Физические, механические и технологические свойства металлов и сплавов. 2
2
4. Деформация и разрушение металлов. Основные типы деформаций. Коррозия металлов и способы защиты от коррозии. 2
2
5. Общая классификация сталей. Маркировка сталей. 2 2
6. Классификация чугунов. Структура, свойства и виды чугунов. 2 2
7. Основные виды термической обработки. Химико-термическая обработка стали (цементация, азотирование, цианирование, металлизация). 2 2
8. Контрольная работа по теме: «Металлы и сплавы» 1 Практические работы:
1. Составить таблицу «Определение физических свойств металлов по справочной литературе и по внешнему виду». 2 2. Определения и расчет твердости материалов 2 3. Составить таблицу «Классификация и маркировка ж/у сплавов» 2 Тема 1.2.
Конструкционные материалы Содержание учебного материала 1. Защитные газы для сварки плавлением. Правила поставки, хранения и подготовка сварочных материалов. 1
2
2. Сварка и характеристика электродов, сварочной проволоки. Флюсы для сварки плавлением 2
2
3. Классификация и способы получения композиционных материалов. Смазочно-охлаждающие материалы: характеристика и области применения. 2 2
Практические работы: 2 1. Выбор электродов(марки, покрытия) в зависимости от видов металлов 2. Дефекты и контроль качества сварных соединений. Контрольная работа. Зачетное занятие 2 Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по разделу 1.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем)
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
1.Классификация металлов - составить схему классификации металлов. Классификация композиционных материалов.
2. Механические свойства металлов. Составить кроссворд.
3. Составить схему - Классификация сталей. Определение химического состава сталей по их маркам.
4. Легирующие элементы. Составить кроссворд.
5. Достоинства и недостатки различных видов химико – термической обработки. Заполнить таблицу.
6. Цветные металлы и сплавы. Заполнить таблицу –области применения некоторых латуней и бронз. Определить химический состав латуней и бронз по их маркам.
7. Структура условного обозначения электрода. Нарисовать схему.
8.Аргонодуговая сварка. Подготовить сообщение- доклад. 16
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Материаловедение».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочие место преподавателя;
- комплект учебно –наглядных пособий «Материаловедение»;
- объемные модели металлической кристаллической решетки;
- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
-коллекция микрошлифов и фотографий структур черных и цветных металлов
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
- оборудование для изготовления микрошлифов, комплект.
- металлографический микроскоп типа МИМ-7
- прибор для измерения твёрдости по методу Роквелла
- прибор для измерения твёрдости по методу Бринелля
- прибор для измерения твёрдости портативный
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
1. Сафронов В.Е. Технология конструкционных материалов и материаловедение: Электронный учебник МГТУ www.mt2.bmstu.ru/technjl.php2. Коротких М.Т. Технология конструкционных материалов и материаловедение: Электронный учебник www.lokesnet.ru/.../840-materialovedenie-knigi.html3. Приходько В.М., Фатюхин Д.С. Библиотека учебно-методической литературы www.librery.tkm.front.ru4. Егоров Ю.П., Хворова И.А. Материаловедение и технология конструкционных материалов btn.sfu-kras.ru/ebibl/umkd/12/u_sam.pdf
Основные источники:
1. Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение. Учеб.пособие. –М: ОИЦ «Академия», 2010.-288с. –серия: начальное профессиональное образование.
2. Вишневецкий Ю.Т., Материаловедение для технических колледжей: Учебник Издательство: Дашков, 2010 г., 332 с.
3. Солнцев Ю.П.Материаловедение учебник для студ.сред.проф. образования – 4-е изд., исправ. –М.: Издательский центр «Академия», 2011.-496с.
4. Материаловедение: Учебник / Сеферов Г.Г., Батиенков В.Т., Сеферов Г.Г., Фоменко А.Л. Издательство: Инфра-М , 2012 г., 150 с.
Дополнительные источники:
Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учеб. пособие. – М: ОИЦ «Академия», 2008. – 288 с. – Серия: Начальное профессиональное образование.
Курс материаловедения в вопросах и ответах: Учебное пособие Богодухов С.И., Синюхин А.В., Гребенюк В.Ф., Издательство: Машиностроение, 2005 г., 256 с.
Материаловедение: Учеб. пособие. Давыдова И.С., Максина Е.Л. Издательство: РИОР, 2006 г., 240 с. Основы материаловедения (металлообработка): Учебное пособие для НПО, Заплатин В.Н., Сапожников Ю.И., Дубов А.В., Издательство: Академия, 2010 г., 256 с.
Рогов В.А., Позняк Г.Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки: Учеб. пособие. – ОИЦ «Академия», 2008. – 336 с.
Интернет-ресурсы:
http://materialu-adam.blogspot.com/
http://www.twirpx.com/files/machinery/material/

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения: -распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;
-определять виды конструкционных материалов;
-выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации;
-проводить исследования и испытания материалов;
лабораторные работы, практические работы, рефераты.
Знания: -закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, основы их термообработки, способы защиты металлов от коррозии;
-классификацию и способы получения композиционных материалов;
-принципы выбора конструкционных материалов для их применения в производстве;
-строение и свойства металлов, методы их исследования;
-классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения
контрольная работа, лабораторные работы, внеаудиторная самостоятельная работа
Разработчик:
___СПК-СП-2____ преподаватель Избасаров М.К.
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
_______________ __________________ __________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)