Разработка открытого урока по химии: Коррозия металлов 9 класс


Дата: Класс: 9
Тема: Коррозия металлов. Способы защиты металлов от коррозии..
Цель урока:
изучить сущность процесса коррозии металлов и способы защиты от коррозии; научить использовать приобретённые знания для объяснения явлений окружающей среды;
развивать умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, работать с учебником; развивать познавательный интерес к предмету, используя межпредметные связи;
Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Ученики осмысливают поставленную цель. 10
мин. II. Проверка домашней работы.
Решите цепочку превращений:
Fe → FeCl2↔Fe(OH)2
Fe → Fe2O3 → Fe(OH)3↔ Fe2(SO4)3
Тестовый опрос:
Наружный слой металлов имеет электронов: а)1-3, б) 7, в) 4-7, г) 0.
Металлы имеют связь: а) ковалентную, б) водородную, в) металлическую, г) ионную.
Металлические свойства в группах с увеличением порядкового номера: а) сначала >, затем <, б) не изменяются, в) увеличиваются, г) <.
s, р - металлы не встречаются в свободном виде, так как: а) их мало, б) очень активны, в) гигроскопичны, г) получают электролизом.
Металлы нельзя получить: а) Аl-термией, б) Из оксида с помощью С и СО, в) взаимодействием кислоты с металлом, г) восстановление из оксида Н2.
Металлы не выделяют водород из: а) HCl, б) H3PO4, в) H2SO4, г) HNO3
Металлы имеют разную пластичность, так как: а) образуют ионы металлов, б) свободные частицы, в) разная упаковка в кристаллической решетке, г) им это не присуще.
Металлы V-VΙΙ групп хрупкие, так как: а) много свободных электронов, б) нетипичные металлы, в) нет блеска, г) отличаются строением.
Переходные металлы: а) Na, K; б) Al, Zn; в) Mg, Ca; г) нет таких.
Разложение электролитов током – это: а) гидролиз, б) электролиз, в) гидратация, г) нет такого процесса.
1а2в3в4б5в6г7в8а9б10б Ученики отвечают на разноуровневые вопросы. Раздаточный материал
20 мин. Подготовка учащихся к активному восприятию нового материала
Задания для групп:
Изучите теоретический материал по своему направлению
Подготовьте спикера
Оформите постеры для ответа.
Учитель: Для того, чтобы продуктивно дать отпор «Рыжему дьяволу» мы должны немного отдохнуть.
6. Физминутка
7. Выступления групп с защитой постеров.
Виды коррозии
По характеру разрушения металла различают коррозию сплошную, язвенную и точечную (демонстрация фотографий коррозии металлов).
химическая (газовая) коррозия – происходит в сухих газах, при полном отсутствии влаги.
вос-ль Сu0 – 2e→ Cu2+ /2/ окисление
ок-ль O20+4e→2O2-/1/ восстановление
Вывод: кислород оказывает огромное влияние на процесс коррозии, являясь одним из наиболее агрессивных ее факторов.
электрохимическая коррозия – происходит в среде электролита с возникновением электрического тока. Это такая коррозия, в результате которой наряду с химическими процессами (процесс окисления), происходят электрические (перенос электронов от одного участка изделия к другому).
Учитель вспоминает еще раз о разрушении Эйфелевой башни, она ржавеет и разрушается. Это сложный процесс, который включает несколько стадий. Суммарно оно выглядит следующим образом:
4Fe + 6H2O(влага) + 3O2(воздух) → 4Fe(OH)3 (учащиеся самостоятельно рассматривают окислительно – восстановительые процессы, делают выводы).
Однако химически чистое железо почти не корродирует. Техническое железо, содержащее различные примеси, например, в чугунах и сталях, ржавеет. Если на контакт двух металлов (железо и медь) попадает раствор электролита, например, соляная кислота, то образуется гальванический элемент, и начинается окислительно-восстановительная реакция. В результате реакции более активный металл (железо) окисляется и переходит в раствор, а ионы водорода восстанавливаются 3200400800100на менее активном металле (меди):
в-ль Fe0 – 2e →Fe 2+ (ок-ие)
ок-ль 2H+ + 2e → H2 (вос-ие)
Способы защиты металлов от коррозии.
Далее учитель рассказывает о том, что еще в Древнем Египте было замечено, что латунные изделия (сплав меди и цинка) со временем покрываются слоем губчатой меди, а цинк окисляется. В средние века было рассмотрено отбеливание монет из сплава меди с серебром в растворе винного камня, при этом медь растворялась, а на поверхности монеты оставалось серебро.
1.Защитные поверхностные покрытия:
а) металлическое (цинк, олово, никель, свинец)
б) неметаллические (лаки, краски, эмали…)
2.Создание сплавов с антикоррозионными свойствами – легирование
металлов (никель, кобальт, хром, вольфрам…)
3. Введение ингибиторов
4. Протекторная защита

10 мин. IV. Закрепление урока.
Обобщим наш материал, 1.Я задаю первый вопрос, кто на него ответит, задает свой любому ученику класса. (3 минуты),
2. Игра « учитель всегда прав», в этой игре учитель в своих утверждениях делает ошибки и учащиеся должны найти и аргументировать эту ошибку.
3. Тест – пятиминутка:
1. Коррозию металлов и сплавов вызывает
А) вода и кислород
Б) оксиды углерода и серы
В) растворы солей
Г) все перечисленные компоненты
2. Наиболее сильно металл коррозирует
А) в растворе хлорида натрия
Б) в кипяченой дистиллированной воде
В) в сухом воздухе
Г) в дистиллированной воде
3. Для защиты стальных корпусов морских судов обычно используют
А) Na
Б) Zn
В) Сu
Г) Fe
4.Более активный металл, предотвращающий коррозию менее активного металла, называется
А) катализатор коррозии
Б) активатор коррозии
В) ингибитор коррозии
Г) протектор
5. Вещества, введение которых уменьшает агрессивность среды, называют
А) катализаторы коррозии
Б) активаторы коррозии
В) ингибиторы коррозии
Г) протектор
1Г2А3Б4Г5В Ученики отвечают на вопросы учителя аргументируют свои ответы.
Ученики отвечают на вопросы тестов 5 мин. V. Итог урока. Этап рефлексии:
Рефлексия: «Три М».
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
Китайская мудрость гласит «Даже если вы достигли вершины горы, продолжайте карабкаться дальше. Многие армянские сказки заканчиваются фразой: «… первое яблоко тому, кто рассказывал. Второе – тому, кто слушал. А третье-кому? Тому – кто понял». Я уверена, что сегодня с урока вы уходите с яблоками, хотя и виртуальным. Спасибо за сотрудничество! Урок окончен! До свидания! Всем добра и успехов!
Подведение итогов урока. Учащиеся называют три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие стикеры
2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Записывают домашнюю работу в дневниках. Итог урока:____________________________________________________________
Положительные стороны урока:___________________________________________
______________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:___________________________________________
______________________________________________________________________
Приложение:
Лист самооценки
Ф.И.___________________________________________ класс____________________________
Начало урока 3016885812804398010-4445162623562230
Конец урока 301688582554455160-127016262358255
Этап урока Опрос домашнего задания Введение нового материала Обобщение
Вид работы, роль в группе Оценка