Технологическая карта урока Определение лицевой стороны ткани


Кувашова Людмила Владимировна
учитель технологии МАОУ «СОШ № 54»
г. НовоуральскТехнологическая карта урока по учебному предмету «Технология» в 5 классе на тему
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЦЕВОЙ СТОРОНЫ ТКАНИ
Тип урока: урок открытия нового знания
Авторы УМК: Синица Н.В., Симоненко В.Д
Цель урока для учителя: создать условия для формирования представления о лицевой и изнаночной сторонах ткани; умения определять лицевую сторону ткани.
Цель урока для учащихся: научиться определять лицевую и изнаночную стороны ткани
Задачи урока для учителя:
обобщить и систематизировать знания о видах ткани по способу отделки: набивная, гладкокрашеная, пёстротканая;
организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний (лицевая и изнаночная стороны ткани);
обучить новому способу действия: определять лицевую и изнаночную сторону ткани по основным признакам;
научить самостоятельно оценивать результаты работы;
расширять кругозор учащихся; творческое мышление; активизировать творческие способности учащихся;
воспитывать эстетический вкус, интерес к рукоделию; формировать навыки культуры труда и аккуратности в работе; формировать коммуникативные навыки.
Задачи урока для учащихся:
Рассмотреть различные по способу отделки виды тканей. Определить основные признаки лицевой стороны для каждого вида ткани.
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
планирование технологического процесса и процесса труда;
соблюдение норм и правил безопасности труда;
восприятие, осмысление и первичное запоминание новых знаний: виды ткани по способу отделки, лицевая и изнаночная стороны ткани;
освоение нового способа действия: определение лицевой и изнаночной стороны ткани по основным признакам;
самостоятельное оценивание результатов работы.
Метапредметные:
ставить вопросы и формулировать учебные проблемы;
отвечать на вопросы и формулировать гипотезы;
составлять план, алгоритм;
выделять главную мысль структурной единицы текста;
использовать для решения познавательных задач различные источники информации, в том числе словари;
принимать решения.
Личностные:
проявление познавательных интересов;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Оборудование: компьютер, телевизор
Материалы, инструменты и приспособления: образцы тканей, ножницы, клей.
Дидактические средства обучения: учебник, шаблон таблицы «Признаки определения лицевой стороны ткани», инструкция по выполнению лабораторно-практической работы, лист для оформления результатов исследования «Результаты исследования», лист оценивания лабораторно-практической работы; лист «Домашнее задание».
Образовательные ресурсы:
Толковый словарь Ожегова http://slovarozhegova.ru;
Авторская творческая презентация к уроку
Используемые источники:
Технология. Технология ведения дома: 5 класс: методическое пособие/Н.В. Синица, – М.: Вентана-Граф, 2013. – 144 с.;
Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/Н.В. Синица, В.Д. Симоненко – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с.:ил.

Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормы и методы обучения Формируемые УУД Результат (продукт) учебной деятельности учащихся
Этап 1
Мотивационный (8 минут)
Задачи этапа: актуализировать личностный опыт учащихся; вывести на проблемы и затруднения; сформировать у учащихся потребность в овладении учебным материалом; показать значимость материала для дальнейшего овладения технологии обработки ткани.
Проверяет посещаемость.
Проверяет готовность к уроку. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Подводящий диалог,
мотивирующий приём;
работа с лексическим значением слова Регулятивные –
организация рабочего места, постановка учебной проблемы.
Познавательные – систематизация субъективных знаний, работа с информацией, постановка проблемы, умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме.
Коммуникативные – формирование компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, умение слушать и слышать собеседника, учителя, рассуждать, вести диалог.
Актуализация субъектного опыта,
постановка учебной проблемы
Актуализирует субъектный опыт обучающихся- Какие открытия вы сделали для себя на прошлом уроке? Вспоминают материал прошлого урока (сырьё для производства текстильных волокон; технология производства ткани). Мотивирует учащихся
Профессиональные портные придерживаются правила: раскрой швейного изделия необходимо вести на изнаночной стороне ткани. Воспринимают информацию учителя Создаёт ситуацию затруднения
Какие вопросы у вас возникли, когда узнали это правило? Задают вопросы учителю:
-Почему раскрой швейного изделия необходимо вести на изнаночной стороне ткани? Организует работу по выходу обучающихся из ситуации затруднения
-Может быть, ответ лежит в значении самого слова?
Организует работу с лексическим значением слова «изнаночный» («изнанка»)
-Теперь вы можете ответить на свой вопрос: «Почему раскрой швейного изделия необходимо вести на изнаночной стороне ткани»? Работают с толковым словарем Ожегова, находят лексическое значение слова «изнаночный» («изнанка»)
Высказывают предположения.
Создаёт учебную проблему
-Вы – начинающие портные, но тоже должны будете выполнять это правило!
-Сможете ли вы им воспользоваться?
-Почему не сможете? Отвечают на поставленные вопросы.
Формулируют проблему:
-Не умеем определять изнаночную сторону ткани. Этап 2
Ориентировочный (3 минуты)
Задача этапа: обеспечить включение учащихся в совместную деятельность по определению целей учебного занятия.
Организует деятельность обучающихся по определению темы и цели урока.
Высказывают предположения.
Формулируют тему и цель урока. Подводящий диалог Личностные – смыслообразование (установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом).
Регулятивные – целеполагание, планирование, саморегуляция.
Познавательные – формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме.
Коммуникативные – формирование компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, умение слушать и слышать собеседника, учителя, рассуждать, вести диалог. Формулирование темы, цели урока
Этап 3
Планирование и организация деятельности (10 минут)
Задача этапа: обеспечить разработку алгоритма действий по решению возникшей проблемы или затруднения
Знакомит с раздаточным материалом для организации деятельности обучающихся на уроке
(дидактические материалы урока, смотри приложения)
-Подпишите лист оценивания лабораторно-практической работы. Знакомятся с материалами, предложенными учителем; подписывают лист оценивания лабораторно-практической работы. Работа с образцами ткани;
работа в группах;
выдвижение гипотез;
проверка гипотез;
выражение нового знания в виде опорного сигнала (таблицы);
работа по учебнику.
Регулятивные – планирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция.
Познавательные – поиск и выделение необходимой информации, выдвижение гипотез и их обоснование, умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме, самостоятельное создание способов решения проблемы.
Коммуникативные – участие в коллективном обсуждении проблемы, умение выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Понимание нового знания.
Продукт – таблица «Признаки определения лицевой стороны ткани».
Организует работу по решению учебной проблемы
-Работаем с образцами в файле №1. Рассмотрите их внимательно. Определите основные признаки лицевой стороны для каждого образца. Жду ваших гипотез.
Выслушивает гипотезы, оформляет ответы учащихся на доске, используя слова-подсказки.
Организует работу по проверке гипотез Выдвигают гипотезы, докладывают их классу.
Проверяют свои гипотезы, сверяя их с информацией в учебнике. Организует работу по составлению опорного сигнала
-Заполните пустые ячейки таблицы «Признаки определения лицевой стороны ткани».
-Сравните результат вашей работы с информацией на слайде. Заполняют шаблон таблицы.

Сравнивают результат своей работы с информацией на слайде.
Этап 4
Осуществление деятельность по достижению поставленной цели. Лабораторно-практическая работа (15 минут)
Задача этапа: обеспечить реализацию плана действий
Проводит вводный инструктаж
Организует работу обучающихся с текстом инструкции по выполнению лабораторно-практической работы.
-Прочитайте инструкцию.
-Что нам потребуется для выполнения работы?
-Составьте план работы, расскажите его. Воспринимают информацию учителя.
Читают инструкцию.
Отвечают на поставленные вопросы.
Составляют план лабораторно-практической работы, докладывают его классу. Воспроизведение знания;
работа по критериям;
работа по таблице;
индивидуальная работа Регулятивные – планирование, коррекция, саморегуляция.
Познавательные – поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий, самостоятельное создание способов решения проблемы.
Коммуникативные – участие в коллективном обсуждении проблемы, умение выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем. Применение нового знания.
Продукт:
план лабораторно-практической работы;
критерии оценивания лабораторно-практической работы;
оформленный лист «Результаты исследования».
Организует работу обучающихся по разработке критериев оценивания лабораторно-практической работы.
-Сможем ли мы оценить выполненную лабораторно-практическую работу?
-Что необходимо разработать?
Подводит итог обсуждения.
Критерии оценивания лабораторно-практической работы (слайд):
Лицевая и изнаночная стороны ткани с набивным рисунком определены верно – 1 балл.
Лицевая и изнаночная стороны ткани с ворсом определены верно – 1 балл.
Лицевая и изнаночная стороны гладкокрашеной ткани определены верно – 1 балл.
Образцы ткани в коллекции одинакового размера, вырезаны ровно – 1 балл.
Образцы ткани в коллекции приклеены аккуратно – 1 балл. Предлагают критерии оценивания лабораторно-практической работы. Организует деятельность обучающихся по выполнению лабораторно-практической работы «Определение лицевой и изнаночной сторон ткани»
Проводит текущий инструктаж:
Проверяет правильность выполнения работы.
Корректирует работу обучающихся.
Даёт дополнительное задание для учащихся, выполнивших лабораторно-практическую работу досрочно:
-Определите лицевую и изнаночную сторону пёстротканой ткани.
Выполняют индивидуальную работу в соответствии с составленным планом.
Работают с инструкцией по выполнению лабораторно-практической работы.
Оформляют лист «Результаты исследования». Этап 5
Рефлексивно-оценочный (9 минут)
Задачи этапа: организовать проверку правильности решения поставленной учебной задачи, оценку степени достижения цели;
организовать деятельность учащихся по анализу путей решения учебной задачи, оценке их оптимальности.
Организует деятельность обучающихся по оцениванию лабораторно-практической работы «Определение лицевой и изнаночной сторон ткани»
Организует работу обучающихся с листом оценивания лабораторно-практической работы.
Ставит вопросы о том, как решалась учебная задача и достигалась цель урока.
Анализирует уровень освоенности учащимися необходимых знаний, умений, навыков, надпредметных способов действия. Выставляют баллы в лист оценивания.
Определяют свою квалификацию («технолог», «начинающий технолог») по таблице «Уровень достижений учащихся».
Работают с таблицей «Уровни для самооценки».
Анализируют свою учебную деятельность, пути и способы решения учебной задачи, оценивают оптимальность выбранного пути; определяют значимость полученных на уроке знаний и умений. Самооценка;
работа с листом оценивания лабораторно-практической работы. Регулятивные – контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещѐ подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные – умение строить речевые высказывания в устной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные – строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем. Лист оценивания лабораторно-практической работы