Интегрированный урок по материаловедению для группы по профессии 08.01.08



Материаловедение-физика
Методическая разработка открытого интегрированного урока
Преподаватели Мелихова Г.Н., Березова Ю.С.

План урока
Профессия: Мастер отделочных строительных работ.
Предмет (дисциплина): ОП.01.Основы материаловедения.
Тема урока: «Классификация, состав и свойства строительных растворов»
Тип (вид урока): Интегрированный урок: изучения нового материала, выработка умений (рассказ, показ, самостоятельная работа).
проблемно – исследовательский с элементами работы в группах; урок – «деловая игра».
Интегрированный урок: изучения нового материала, выработка умений (рассказ, показ, самостоятельная работа).
Цель урока: Сформировать потребность в знаниях, научить выбирать источники знаний, научить выявлять общее и особенное, научить применять знания, научить приёмам самоконтроля.
Образовательная: Формирование знаний по теме «Классификация, свойства и состав строительных растворов»
Развивающая: Способствовать развитию умений студентов применять полученные знания, способствовать развитию у обучающихся технологического мышления, внимания, точности выполнения практической работы.
Воспитательная: Создать условия обеспечивающие воспитание интереса к будущей профессии «мастер отделочных строительных работ», умение работать в команде.
формировать умения учащихся работать в группе, самостоятельно; взаимодействовать с членами группы, коллектива; быть дисциплинированным, ответственным за совместное дело, критичным к себе и другим, эмоционально выдержанным;
Задачи урока:
повышение мотивации учебной деятельности;
рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;
организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижении, определённых руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию. Осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
Метод(ы) обучения: урок-деловая игра, словесный, объяснительный, диалогический, наглядный, показательный, инструктивный, практический.
Средства обучения: учебные пособия, коллекция «Минералы и горные породы», презентация, дидактический материал, видеофильм.
Задачи:
учащиеся должны знать (понимать):
приёмы организации работы в коллективе, группе;
смысл понятий: проблема, межпредметная связь, анализ, самооценка; величина; единицы измерений;
смысл профессиональных понятий и терминов: раствор, вяжущее, заполнитель, портландцемент, гипс, известь, глина, жирный, тощий, нормальный;
смысл физических определений: плотность; масса; температура; влажность; испарение; пластичность, упругость, прочность, твёрдость;
различать агрегатные состояния тел; прочность от твёрдости; адгезия;
приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория даёт возможность объяснять известные явления и научные факты;
использовать приобретённые знания и умения в профессиональной деятельности;
методические:
продемонстрировать использование методики деловой игры; возможность использования элементов технологии контекстного обучения;
показать использование элементов самостоятельной работы, работы в группах;
проиллюстрировать установление межпредметных связей ( технология, физика, математика,) и связи с профессией;
способствовать развитию рефлексии; применение различных методов и приёмов при проведении учебного занятия;
Инструментарий: компьютерное сопровождение с заданиями и ответами; оформление кабинета; листы с заданиями; справочные данные; учебные издания по предмету «физика» и спецдисциплины «материаловедение»; часы для контроля времени выполнения заданий; плакат для иллюстрации «оплаты из премиального фонда»; психрометр, психрометрическая таблица; таблица выбора свойств отделочных материалов для групповой и коллективной работы.
Оформленный кабинет. Подготовленное компьютерное сопровождение.
Задания звеньям, учебники и справочный материал на партах.
Плакат с графами для записей «премий и штрафов»
Ход урока
I.Организационный момент: проверка готовности, сдача рапорта -2 мин.
Преподаватель материаловедения (ПМ). (Приветствует гостей и участников урока)
Ребята сегодня мы с вами проведем наш урок в деловой игры. Профессия, на которую вы обучаетесь – «мастер отделочных строительных работ», включает несколько смежных профессий (учащиеся могут назвать). Сегодня вы – штукатуры. Итак, начинается работа на рабочем участке. Многие нуждаются в услугах штукатуров, т.к. возникает большая необходимость в оштукатуривании конструкций, в их ремонте. Так получилось и в нашем случае: в кабинете физики необходим ремонт.
ПМ. Какая цель стоит перед вами как штукатурами?
Учащиеся называют цель: отделочные работы должны быть выполнены качественно и в срок.
ПМ. С чего мы начнем наш ремонт.... Подбора материала. Это и будет нашей первоочередной задачей. Сегодня у нас на участке две бригады, во главе которых стоят бригадиры. Я буду выполнять роль инженера, у вас есть «наряды-задания», в них указаны все работы, которые необходимо выполнить. Перед началом работ давайте проведем инструктаж.
Инструктаж: бригадир распределяет виды деятельности между всеми участниками бригады; за каждый этап работы назначаются оплата (до 5 у.е.), премии или штрафы; на каждый вид деятельности отводится строго определённое время; в обсуждении общего решения принимают активное участие все члены бригады; каждая бригада работает без «брака»; бригадир следит за работой участников. Все члены бригады получают единую итоговую отметку. Ваша задача: как можно больше заработать условных единиц. Следите, обязательно, за временем, отведённом для выполнения задания. Вам нужно вспомнить весь материал, который вы изучили. Обратите внимание на задания в нарядах. Первый пункт содержит несколько вопросов. Каждое звено отвечает по порядку. Члены другой бригады за дополнительную оплату могут высказать свои замечания или дополнения.
А принимать нашу работу будет начальник участка, это преподаватель физики Березова Ю.С.
ПМ: Сейчас давайте определим тему нашего занятия и для этого я Вам покажу презентацию, и поясню некоторые вопросы?
1.Определение строительный раствор
2.Раствор по виду вяжущего
3.Раствор по количеству вяжущего
4.Состав раствора
НАРЯД-ДОПУСК №1на подбор отделочных работ

Выдан "___"_____________ 20__ г
1.Руководителю работ (работнику звена) – 1(зв) ....................................................................................................................
2. На выполнение работ: подбор строительного раствора для оштукатуривания стен помещения (учебный кабинет).
3 Инструктаж: бригадир распределяет виды деятельности между всеми участниками звена; за каждый этап работы назначаются оплата (до 5 у.е.), премии или штрафы; на каждый вид деятельности отводится строго определённое время; в обсуждении общего решения принимают активное участие все члены звена; каждое звено работает без «брака»; бригадир следит за работой участников

(Ф.И.О., должность)
4. В процессе производства работ необходимо выполнить следующее:   
Наименование мероприятия
Срок выполнения Исполнитель
(фамилия участников звена) Оплата (оценка)/ самооценка
Задание 1.
1.Выполнить технический диктант по материаловедению ПМ 5 минут
Ответ даётся сразу Как вы считаете, какие разделы (темы, вопросы) физики необходимы для качественного освоения знаний «Материаловедения» о свойствах отделочных материалов? ПФ Ответ даётся сразу
Задание 2
2. Подобрать строительный раствор для оштукатуривания внутренних стен кабинета физики
2.1 Используя таблицы 1,2,3, выяснить: какими свойствами должен обладать строительный раствор и какие физические знания используются для их освоения. (ПМ)
2.2 Объяснить, как происходит высыхание материала с позиции физики.
(ПФ) 4 минуты
1 минута Бригадир распределяет задания между членами звена; каждый участник выступает по своему вопросу
Задание 3.
3.Выполнить расчёты
Задача записывается на доске сразу же по завершении её решения без вызова учителя (учитывается правильность оформления, решения и быстрота выполнения) (ПФ) 4 минуты Задание 4.
4. Провести мероприятия для контроля качества
3 минуты 5 Сумма заработной платы         Начало работ в ____ час _____мин ________ 20__ г.        Окончание работ в ____ час _____ мин ________ 20__ г.  
Условные «оплаты труда»:
- «5 у.е» - за идеально выполненное задание;
- «+1 у.е.» - премия за «внеплановую» деятельность (дополнение);
- «-1 у.е.» - штраф за каждое невыполненное задание (или участники не уложились в срок); вычитаются из премиального фонда;
- премиальный фонд – 1 у.е. (потенциальная премия каждому звену по 1 у.е.).  
Используемая литература:
Завражин, Н.Н. Технология отделочных строительных работ: учеб. пособие для нач. проф. образования / Н.Н.Завражин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 416 с.
Парикова, Е.В. материаловедение (сухое производство) : учебник для нач. проф. образования / Е.В.Парикова, Г.Н.Фомичёва, В.А.Елизарова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 304 с.   
 5. Состав исполнителей работ    
Фамилия, имя, отчество Квалификация, группа по ТБ С условиями работ ознакомил, инструктаж провел С условиями работ ознакомлен
1
2
3
45
6
7
8
9
10
Учащийся группы №1О Преподаватель  
    6. Наряд-допуск выдал
    Наряд-допуск принял бригадир бригады №1 ...............................
    7. Рабочее место и условия труда проверены.         Разрешаю приступить к выполнению работ
(Ф.И.О., должность, подпись, дата)
    8. Работа выполнена в ................ объеме. Наряд-допуск закрыт.
        
Бригадир - непосредственный руководитель низового производственного коллектива. Бригадой считается трудовой коллектив численностью 10 человек и более. Коллективы меньшего состава называются звеньями. Бригадир, являясь рабочим, основное время трудится в составе бригады, как и все остальные ее члены. Он занят руководством бригадой, за что получает соответствующую доплату (за отличное руководство, правильно организованную работу доплата от 1 у.е.).. Бригадир организует работу бригады, обеспечивая в коллективе трудовую дисциплину и соблюдение правил трудового распорядка. Бригадир принимает от мастера задание и распределяет работу между членами бригады. В его обязанности входит проверка фронта работ и обеспечение их качественного выполнения.
        
НАРЯД-ДОПУСК №1на подбор отделочных работ

Выдан "___"_____________ 20__ г
1.Руководителю работ (работнику звена) – 1(зв) ....................................................................................................................
2. На выполнение работ: подбор строительного раствора для оштукатуривания стен помещения (учебный кабинет).
3 Инструктаж: бригадир распределяет виды деятельности между всеми участниками звена; за каждый этап работы назначаются оплата (до 5 у.е.), премии или штрафы; на каждый вид деятельности отводится строго определённое время; в обсуждении общего решения принимают активное участие все члены звена; каждое звено работает без «брака»; бригадир следит за работой участников

(Ф.И.О., должность)
4. В процессе производства работ необходимо выполнить следующее:   
Наименование мероприятия
Срок выполнения Исполнитель
(фамилия участников звена) Оплата (оценка)/ самооценка
Задание 1.
Выполнить технический диктант (ПМ) 3 минуты
Ответ даётся сразу Как вы считаете, какие разделы (темы, вопросы) физики необходимы для качественного освоения знаний «Материаловедения» о свойствах отделочных материалов? (ПФ) Ответ даётся сразу
Задание 2
2. Подобрать строительный раствор
2.1 Для оштукатуривания наружных оконных кабинета физики
2.1 Используя таблицы 1,2,3, выяснить: какими свойствами должен обладать строительный раствор и какие физические знания используются для их освоения. (ПМ)
2.2 Объяснить, как происходит набор прочности материала с позиции физики. (ПФ) 4 минуты
1 минута Бригадир распределяет задания между членами звена; каждый участник выступает по своему вопросу
Задание 3.
3.Выполнить расчёты
Задача записывается на доске сразу же по завершении её решения без вызова учителя (учитывается правильность оформления, решения и быстрота выполнения) 4 минуты Задание 4.
4. Провести мероприятия для контроля качества
3 минуты 5 Сумма заработной платы         Начало работ в ____ час _____мин ________ 20__ г.        Окончание работ в ____ час _____ мин ________ 20__ г.  
Условные «оплаты труда»:
- «5 у.е» - за идеально выполненное задание;
- «+1 у.е.» - премия за «внеплановую» деятельность (дополнение);
- «-1 у.е.» - штраф за каждое невыполненное задание (или участники не уложились в срок); вычитаются из премиального фонда;
- премиальный фонд – 1 у.е. (потенциальная премия каждому звену по 1 у.е.).  
Используемая литература:
Завражин, Н.Н. Технология отделочных строительных работ: учеб. пособие для нач. проф. образования / Н.Н.Завражин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 416 с.
Парикова, Е.В. материаловедение (сухое производство) : учебник для нач. проф. образования / Е.В.Парикова, Г.Н.Фомичёва, В.А.Елизарова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 304 с.   
 5. Состав исполнителей работ    
Фамилия, имя, отчество Квалификация, группа по ТБ С условиями работ ознакомил, инструктаж провел С условиями работ ознакомлен
1
2
3
45
6
7
8
9
10
Учащийся группы №1О Преподаватель  
    6. Наряд-допуск выдал
    Наряд-допуск принял бригадир бригады №1 ...............................
    7. Рабочее место и условия труда проверены.         Разрешаю приступить к выполнению работ
(Ф.И.О., должность, подпись, дата)
    8. Работа выполнена в ................ объеме. Наряд-допуск закрыт.
Работа в звеньях (2 минуты)
Задание 2.1
Каждое звено выбирает определение своего материала
вставляет пропущенное слово. Участники выходят к экрану и называют ответ. На слайде записаны четыре определения
«Премия» выплачивается звену, отгадавшему четвёртое определение.
1. Портландцемент — это гидравлическое вяжущее вещество, получаемое тонким измельчением клинкера и гипса (до 3,5%). 
2 Гашение- основная операция при получении извести.
3.Гипс– сероватое либо белое порошкообразное вещество тонкого помола. Получается переработкой природного минерала методом обжига при повышенных температурах
4. СНиП- система нормативных документов в строительстве
Таблица 1
Вяжущие, рекомендуемые для обычных штукатурных смесей  
Штукатурка Оштукатуриваемые поверхности Рекомендуемые вяжущие
Наружная - для стен, цоколей, карнизов и т.п., подвергающихся систематическому увлажнению, а также внутренняя - для стен, перегородок и перекрытий в помещениях с относительной влажностью воздуха св. 60%  Каменные и бетонные Пуццолановый портландцемент, шлакопортланд-цемент, портландцемент марок 300-400
Наружная - для стен, перегородок и перекрытий в помещениях с относительной влажностью воздуха до 60%  Каменные и бетонные Известь, известково-шлаковые и т.п. местные вяжущие, портландцемент марки 300
Внутренняя - для стен, перегородок и перекрытий в помещениях с относительной влажностью воздуха до 60% Деревянные и гипсовые; каменные и бетонные Смесь извести с гипсом, глиной; известь, известь с добавкой гипса, портландцемент марки 300, глина
Таблица 2
Строительно – эксплуатационные
свойства отделочных материалов
Свойства Индивидуальный выбор Выбор звена Выбор звеньев №№2,3
1 Физические свойства:
плотность;
пористость
2 Гидрофизические свойства:
гигроскопичность;
капиллярное всасывание;
набухание;
усадка;
водостойкость
3 Теплофизические свойства:
теплопроводность;
температурные деформации;
4 Механические свойства:
упругость;
эластичность;
пластичность;
хрупкость
5 Прочностные свойства (предел прочности)
6 Специальные механические свойства:
истираемость;
твёрдость
7 Адгезия
Таблица 3
Молекулярная физика
Свойства жидкостей и твёрдых тел
Свойства Индивидуальный выбор Выбор звена Выбор звеньев №№2,3
1 Основные положения молекулярно – кинетической теории (МКТ):
первое положение МКТ;
второе положение МКТ;
третье положение МКТ
1 Свойства жидкостей:
испарение;
влажность;
смачивание (несмачивание);
поверхностное натяжение; адгезия и когезия;
капиллярность
2 Свойства твёрдых тел:
деформация;
прочность;
твёрдость;
упругость;
пластичность;
хрупкость Работа в звеньях (4 минуты + 2 минуты на обсуждение)
Задание для звена №1
2.2 Используя таблицы 1,2,3, указать: какими свойствами обладает растворная смесь и какие физические знания используются для их объяснения.
2.3 Объяснить, как происходит высыхание материала с позиции физики.
Задание для звена №2
2.2 Используя таблицы 1,2,3 указать: какими свойствами обладает раствор и какие физические знания используются для их объяснения.
2.3 На основании МКТ объяснить, чем обусловлена подвижность раствора.
3.1* Составление «дорожной» (технологической карты) (2 минуты)



Её можно составить на основании технологической карты. В ней указаны все операции технологической цепочки в строго определённом порядке.
Учащиеся должны вспомнить всю последовательность выполняемых работ.
«Дорожная» (технологическая) карта
подбора материалов для отделочных работ
стен учебного кабинета
(2 минуты)
Мероприятия для контроля качества*.
Подбор материала


4

Остановка №4 (Расчёт материалов)
Чтобы попасть сюда, нужно (знать,
уметь, понимать и т.п.).....................
..............................................................
3

Остановка №3 (Подбор
строительного раствора)
Чтобы попасть сюда, нужно
(знать, уметь и т.п.) ..........
................................................
2

Остановка №2 (Свойства раствора)
Чтобы попасть сюда, нужно (знать,
уметь, понимать и т.п.) ....................
................................................................
1

Остановка №1 (Состав раствора)
Чтобы попасть сюда, нужно
(знать, уметь, понимать и т.п.)
....................................................
6.Подведение итогов урока.
Объявление оценок
- рефлексия:
• Что вы ожидали от проведенного урока и что получили? Проанализируйте свои предварительные цели и реально достигнутые результаты.
• Что вам более всего понравилось на уроке, что хотелось бы изменить?
• Какие проблемы и трудности удалось разрешить на этом уроке?
• Что вам показалось наиболее наглядным и доступным, что помогло вам усвоить тему урока?
• Что лучше всего удалось на данном уроке? Благодаря чему?
• Какие новые для вас элементы занятия удалось найти?
• Что было интереснее всего и почему?
• Что во время урока оказалось для вас неожиданностью?
• Какова результативность вашей ученической деятельности?
7. Домашнее задание (1 минута):
Домашнее задание
Растворы
Задание 1. Заполните схему «Классификация растворов»
По плотности
По виду вяжущего
Условия твердения
По составу
По количеству вяжущего и заполнителя
По назначению



Технический диктант
1. Как называется негашеная известь? (кипелка).
2. Верно ли утверждение, что глина самое древнее вяжущее? (да). 3. Как называется крупный заполнитель остроугольной формы? (щебень). 4. Для приготовления строительных растворов воду можно брать из любого водоема? (нет).
5. Для чего применяют стандартный конус? (для определения подвижности, густоты раствора)
6. Что такое адгезия? (сцепление с поверхностью);
7. Какие воздушные вяжущие вы знаете? (глина, известь, гипс, жидкое стекло);
8. Попеременное замораживание и оттаивание называется (морозостойкость)
Конспект
1.Строительный раствор – искусственный каменный материал полученный в результате затвердения растворной смеси, состоящей из вяжущего вещества, воды, мелкого заполнителя и добавок, улучшающих свойства смеси и растворов.
Для изготовления строительных растворов чаще используют неорганические вяжущие вещества (цементы, воздушную известь и строительный гипс).
Строительные растворы разделяют в зависимости от вида вяжущего вещества, величины плотности и назначения.
По виду вяжущего различают растворы цементные, известковые, гипсовые и смешанные (цементно-известковые, цементно-глиняные, известково-гипсовые).
По плотности различают: тяжелые растворы плотностью более 1500 кг/м3, изготовляемые обычно на кварцевом песке; легкие растворы плотностью менее 1500 кг/м3, изготовляемые на пористом мелком заполнителе и с породообразующими добавками.
По назначению различают строительный раствор:  кладочные – для каменной кладки стен, фундаментов, столбов, сводов; штукатурные – для оштукатуривание внутренних стен, потолков, фасадов зданий; монтажные – для заполнения швов между крупными блоками, панелями при монтаже зданий и сооружений из готовых сборных конструкций и деталей; специальные – растворы – декоративные, гидроизоляционные, тампонажные.
Свойства строительных растворов
Удобоукладываемость – это свойство растворной смеси легко укладываться плотным и тонким слоем на пористое основание и не расслаиваться при хранении, перевозке и перекачивании растворонасосами. Она зависит от подвижности и способности смеси.
Подвижность смесей характеризуется глубиной погружения металлического конуса (массой 300 г) стандартного прибора. Подвижность назначают в зависимости от вида и отсасывающей способности основания. Для кирпичной кладки подвижность раствора составляет 9-13 см, для заполнения швов между панелями и другими сборными элементами – 4-6 см, а для вибрирования бутовой кладки – 1-3 см.
Водоудерживающая способность – это свойство растворной смеси сохранять воду при укладке на пористое основание, что необходимо для сохранения подвижности смеси, предотвращения расслоения и хорошего сцепления раствора с пористым основанием. Водоудерживающую способность увеличивают путем введения в растворную смесь неорганических дисперсных (состоящих из мелких частиц) добавок и органических пластификаторов. Смесь с этими добавками отдает воду пористому основанию постепенно, при этом он становится плотнее, хорошо сцепляется с кирпичом, отчего кладка становится прочнее. Удобоукладываемую растворную смесь получают, если правильно назначен зерновой состав ее твердых составляющих, определяемой соотношением песка, вяжущего и дисперсной добавки. Тесто вяжущего заполняет пустоты между зернами песка и равномерно покрывает песчинки тонким слоем, уменьшая внутреннее трение. С удобоукладываемой растворной смесью удобно работать, в результате повышается производительность труда. От удобоукладываемости растворной сети зависит качество каменной кладки. Правильно подобранная растворная смесь заполняет неровности, трещины, углубления в кирпиче или камне, поэтому получается большая площадь контакта между раствором кирпичом (камнем), в результате прочность и монолитность кладки возрастает. Увеличивается долговечность стен.
Основным свойством строительных растворов являются: прочность (марка) к заданному сроку твердения, сцепление с основанием, морозостойкость и Деформативные характеристики: усадка в процессе твердения, влияющая на трещиностойкости, модуль упругости, коэффициент Пуассона.
Прочность при сжатии определяют испытанием образцов-кубиков с длиной ребра 7,07 см в возрасте, установленном в стандарте или технический условиях на данный вид раствора. Изготовление образцов из растворной смеси подвижностью менее 5 см производят в обычных формах с поддоном, а из смеси с подвижностью 5 см и более – в формах без поддона, установленных на основании-кирпиче (покрытой смоченной водой газетной бумагой).
Прочность смешанных растворов зависит от количества введенной в раствор извести или глины. Оптимальная добавка известкового или глинистого теста, позволяющие получить удобоукладываемые растворные смеси и плотные растворы, соответствует максимуму на кривых прочности (см. В.Г. Микульского Строительные материалы, с. 307 - график влияния дисперсных добавок (извести, глины) на прочность растворов состава (цемент : песок 1-1; 2-1:4; 3-1:5; 4-1:6; 5-1:9) для растворных смесей разного состава – от жирных 1:3 до «тощих» состава 1:9; состав указан в объемных частях – цемент : тесто : песок.
Морозостойкость раствора характеризуется числом циклов попеременного замораживания и оттаивания, которое выдерживают насыщения водой стандартные образцы-кубики размером 7,07х7,07х7,07 см (допускается снижение прочности образцов не более 25% и потеря массы не свыше 5%).
     По физико-механическим свойствам растворы классифицируют по двум важнейшим показателям: прочности и морозостойкости, характеризующим долговечность раствора. По величине прочностипри сжатии строительные растворы подразделяют на восемь марок: 4, 10, 25, 50, 75, 100, 150 и 200. Растворы М4 и 10 изготовляют на местных вяжущих (воздушной и гидравлической извести и др.). По степени морозостойкостив циклах замораживания растворы имеют девять марок морозостойкости: от F10 до F300.
Строительные растворы. Виды и классификация
Строительный раствор объединяет понятия «растворная смесь», «сухая растворная смесь», «раствор».
Строительным раствором называют материал, получаемый в результате затвердевания смеси вяжущего вещества (цемент), мелкого заполнителя (песок), затворителя (вода) и в необходимых случаях специальных добавок. Эту смесь до начала затвердевания называют растворной смесью.
Сухая растворная смесь— это смесь сухих компонентов — вяжущего, заполнителя и добавок, дозированных и перемешанных на заводе, — затворяемая водой перед употреблением.
Вяжущее в растворе обволакивает частички заполнителя, уменьшая трение между ними, в результате чего растворная смесь приобретает необходимую для работы подвижность. В процессе твердения вяжущий материал прочно связывает между собой отдельные частицы заполнителя. В качестве вяжущего используют цемент, глину, гипс, известь или их смеси, а в качестве заполнителя — песок. Строительные растворы классифицируют в зависимости от ряда факторов: применяемого вяжущего, свойств вяжущего вещества, соотношения между количеством вяжущего материала и заполнителя, плотности и назначения.
5.1.1. Классификация строительных растворов по виду вяжущего
По виду применяемого вяжущего вещества строительные растворы бывают:
- Простые- с использованием одного вяжущего (цемент, известь, гипс и др.);
- Сложные - с использованием смешанных вяжущих (цементно-известковые, известково-гипсовые, известково-зольные и др.).
Составы простых растворов обозначают двумя числами. Первое число (обычно единица) показывает, что вяжущего материала в растворе одна объемная (или массовая) часть. Последнее число в соотношении с первым показывает, сколько объемных (или массовых) частей заполнителя приходится на одну часть вяжущего материала. Например, известковый раствор состава 1:3 означает, что в данном растворе на 1 ч. извести приходится 3 ч. заполнителя. Для сложных растворов соотношение состоит из трех чисел, из которых первое число (единица) выражает объемную часть основного вяжущего материала, а второе число показывает, каково количество дополнительного вяжущего нужно взять на одну часть.
5.1.2. Классификация растворов в зависимости от условий твердения
В зависимости от условий твердения существуют следующие растворы:
- Воздушные растворы- твердеющие в воздушно-сухих условиях (например, гипсовые);
- Гидравлические- начинающие твердеть на воздухе и продолжающие твердеть в воде или во влажных условиях (цементные).
5.1.3. Классификация растворов в зависимости от количественного соотношения компонентов
В зависимости от соотношения между количеством вяжущего материала и заполнителя различают:
- Жирные растворы - растворы с избытком вяжущего материала. Их смеси очень пластичны, но дают при твердении большую усадку; нанесенные толстым слоем жирные растворы растрескиваются;
- Нормальные растворы;
- Тощие растворы- содержат относительно небольшое количество вяжущего материала. Однако они дают очень малую усадку, что весьма ценно при облицовочных работах.
5.1.4. Классификация растворов в зависимости от плотности
По плотности строительные растворы подразделяют на:
- Тяжелые— средней плотностью в сухом состоянии 1500 кг/м3и более, приготовляемые на обычном песке;
- Легкие — средней плотностью до 1500 кг/м3, которые приготовляют на легком пористом песке из пемзы, туфа, керамзита и др.
5.1.5. Классификация растворов по назначению
По назначению строительные растворы бывают:
- Кладочные(для каменной обычной и огнеупорной кладки, монтажа стен из крупноразмерных элементов);
- Отделочные(для оштукатуривания помещений, нанесения декоративных слоев на стеновые блоки и панели);
- Специальные(обладающие особыми свойствами - гидроизоляционные, акустические, рентгенозащитные).