Тематический план и содержание учебной дисциплины химия для профессий технического профиля


6.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУДб.06 Химия
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов ОК
1 2 3 4
ОУДб.06.01.Введение
Содержание учебного материала.
Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. Значение химии при освоении профессий СПО и специальностей СПО технического профиля профессионального образования. 2 ОК 01. –
ОК 10.
Практические работы. - Контрольные работы. - Внеаудиторная самостоятельная работа.
Работа с учебной, справочной литературой и интернет-ресурсами.
Подготовка доклада «Методы познания в химии и их представление»
2 Раздел 1. Общая и неорганическая химия ОУДб.06.02. Основные понятия и законы химии
Содержание учебного материала.
Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический
элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и
количественный состав веществ. Химические знаки и формулы.
Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества.
Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы
веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон
Авогадро и следствия их него.
Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы,
определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Модели
молекул простых и сложных веществ (шаростержневые и Стюарта-
Бриглеба). Коллекция простых и сложных веществ. Некоторые вещества
количеством 1 моль. Модель молярного объема газов. Аллотропия фосфора,
кислорода, олова.
Профильные и профессионально-значимые элементы содержания. Аллотропные модификации углерода (алмаз, графит), кислорода (кислород,озон), олова (серое и белое олово). Понятие о химической технологии,биотехнологии и нанотехнологии. 6 ОК 01. –
ОК 10.
Лабораторные опыты. - Практические работы. - Контрольные работы. Внеаудиторная самостоятельная работа.
Решение расчетных задач. 2 ОК 01. –
ОК 10.
ОУДб.06.03. Периодический закон и периодическая система химическихэлементов Д.И. Менделеева и строение атома
Содержание учебного материала.
Периодический закон Д.И. Менделеева. Открытие Д.И. Менделеевым
периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И.
Менделеева.
Периодическая таблица химических элементов – графическоеотображение периодического закона. Структура периодической таблицы:
периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).
Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. Атом –
сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка.
Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых
периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов
больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-
Орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
Современная формулировка периодического закона. Значение
периодического закона и периодической системы химических элементов
Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
Демонстрации. Различные формы периодической системы
химических элементов Д.И. Менделеева. Динамические таблицы для моделирования периодической системы. Электризация тел и их
взаимодействие.
Профильные и профессионально-значимые элементы содержания.
Радиоактивность. Использование радиоактивных изотопов в технических
целях. Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине.
Моделирование как метод прогнозирования ситуации на производстве. 6 ОК 01. –
ОК 10.
Лабораторные опыты. Моделирование построения периодическойтаблицы химических элементов 1 ОК 01. –
ОК 10.
Практические работы. Контрольные работы.
Контрольная работа № 1 1 ОК 01. –
ОК 10.
Внеаудиторная самостоятельная работа.
Работа с учебной, справочной литературой и интернет-ресурсами.
Подготовка рефератов и докладов.
Создание презентаций.
Примерная тематика рефератов и презентаций:
«История открытия периодического закона и периодической системы Д.И. Менделеева»
«Мир элементарных частиц»
«Жизнь и деятельность великого ученого Д.И. Менделеева» 4 ОК 01. –
ОК 10.
ОУДб.06.04. Строение вещества Содержание учебного материала.
Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов врезультате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь как связь междукатионами и анионами за счет электростатического притяжения.
Классификация ионов: по составу, по знаку заряда, по наличию гидратной
оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионнымтипом кристаллической решетки.
Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентнойсвязи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность.
Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи.
Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ смолекулярными и атомными кристаллическими решетками.
Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и
металлическая химическая связь. Физические свойства металлов.
Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое
и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного
состояния в другое. Водородная связь.
Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и
гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов
смеси, массовая доля примесей.
Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная
фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о
коллоидных системах.
Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия.
Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита.
Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или иода), алмаза, графита
(или кварца). Приборы на жидких кристаллах. Образцы различныхдисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей.
Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.
Профильные и профессионально-значимые элементы содержания.
Полярность связи и полярность молекулы. Конденсация. Текучесть.
Возгонка. Кристаллизация. Сублимация и десублимация. Аномалии
физических свойств воды. Жидкие кристаллы. Минералы и горные породы
как природные смеси. Эмульсии и суспензии. Золи (в том числе аэрозоли) и
гели. Коагуляция. Синерезис. 9 ОК 01. –
ОК 10.
Лабораторные опыты. Приготовление суспензии карбоната кальция вводе. Получение эмульсии моторного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем. 1 ОК 01. –
ОК 10.
Практические работы. - Контрольные работы. - Внеаудиторная самостоятельная работа.
Работа с учебной, справочной литературой и интернет-ресурсами.
Создание презентаций по темам:
«Химическая связь и ее виды»,
«Дисперсные системы и их значение»,
Грубодисперсные системы, их классификация и использование в профессиональной деятельности.
Косметические гели.
Применение суспензий и эмульсий в строительстве.
Минералы и горные породы как основа литосферы. 6 ОК 01. –
ОК 10.
ОУДб.06.05. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация Содержание учебного материала.
Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость
веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы.
Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ отразличных факторов.
Массовая доля растворенного вещества.
Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты.
Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитическойдиссоциации для веществ с различными типами химической связи.
Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитическойдиссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории
электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как
электролиты.
Демонстрации. Растворимость веществ в воде. Собирание газов
методом вытеснения воды. Растворение в воде серной кислоты и солей
аммония. Образцы кристаллогидратов. Изготовление гипсовой повязки.
Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет
диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации
уксусной кислоты от разбавления раствора. Движение окрашенных ионов вэлектрическом поле. Приготовление жесткой воды и устранение ее
жесткости. Иониты. Образцы минеральных вод различного назначения.
Профильные и профессионально-значимые элементы содержания.
Растворение как физико-химический процесс. Тепловые эффекты прирастворении. Кристаллогидраты. Решение задач на массовую долю
растворенного вещества. Применение воды в технических целях. Жесткость
воды и способы ее устранения. Минеральные воды. 6 ОК 01. –
ОК 10.
Лабораторные опыты. Практические работы.
Практическая работа № 1 Приготовление раствора заданной концентрации 1 ОК 01. –
ОК 10.
Контрольные работы.
Контрольная работа № 2 1 ОК 01. –
ОК 10.
Внеаудиторная самостоятельная работа.
Решение расчетных задач.
Работа с учебной, справочной литературой и интернет – ресурсами.
Подготовка докладов, рефератов.
Создание презентаций.
Примерная тематика рефератов и презентаций:
«Растворы вокруг нас»
«Вода как реагент и как среда для химического процесса»
«Типы растворов»
«Жизнь и деятельность С. Аррениуса»
«Вклад отечественных ученых в развитие теории электролитической диссоциации»
«Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях» 6 ОУДб.06.06. Классификация неорганических соединений и их свойства Содержание учебного материала.
Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация
по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории
электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия
концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные
способы получения кислоты.
Основания и их свойства. Основания как электролиты, их
классификация по различным признакам. Химические свойства оснований всвете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в
воде оснований. Основные способы получения оснований.
Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и
основные. Химически свойства солей в свете теории электролитической
диссоциации. Способы получения солей.
Гидролиз солей.
Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды.
Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида
от степени окисления образующего его металла. Химические свойства
оксидов. Получение оксидов.
Демонстрации. Взаимодействие азотной и концентрированной серной
кислот с металлами. Горение фосфора и растворение продукта горения вводе. Получение и свойства амфотерного гидроксида. Необратимый гидролиз
карбида кальция. Обратимый гидролиз солей различного типа.
Профильные и профессионально-значимые элементы содержания.
Правила разбавления серной кислоты. Использование серной кислоты впромышленности. Едкие щелочи, их использование в промышленности.
Гашеная и негашеная известь, их применение в строительстве. Гипс и
алебастр, гипсование.
Понятие о рН раствора. Кислотная, щелочная, нейтральная среды
растворов. 11 ОК 01. –
ОК 10.
Лабораторные опыты - Практические работы.
Практическая работа № 2 «Химические свойства неорганических соединений»
Испытание растворов кислот индикаторами.
Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами
металлов. Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот ссолями. Испытание растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие
щелочей с солями. Разложение нерастворимых оснований.
Взаимодействие солей с металлами. Взаимодействие солей друг сдругом. Гидролиз солей различного типа. 1 ОК 01. –
ОК 10.
Контрольные работы. - Внеаудиторная самостоятельная работа.
Решение расчетных задач.
Работа с учебной, справочной литературой и интернет - ресурсами.
Подготовка докладов, рефератов.
Создание презентаций.
Примерная тематика рефератов и презентаций:
Серная кислота – «хлеб химической промышленности».
Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля.
Оксиды и соли как строительные материалы.
История гипса.
Поваренная соль как химическое сырье.
Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту. 6 ОК 01. –
ОК 10.
ОУДб.06.07. Химические реакции Содержание учебного материала.
Классификация химических реакций. Реакции соединения,
разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и
необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции.
Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химическихреакций. Термохимические уравнения.
Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления.
Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод
электронного баланса для составления уравнений окислительно-
восстановительных реакций.
Скорость химических реакций. Понятие о скорости химическихреакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов:
природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности
соприкосновения и использования катализаторов.
Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые
реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.
Демонстрации. Примеры необратимых реакций, идущих собразованием осадка, газа или воды. Зависимость скорости реакции отприроды реагирующих веществ. Взаимодействие растворов серной кислоты срастворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры.
Модель кипящего слоя. Зависимость скорости химической реакции от присутствия катализатора на примере разложение пероксида водорода спомощью диоксида марганца и каталазы. Модель электролизера. Модель
электролизной ванны для получения алюминия. Модель колонны синтеза
аммиака.
Профильные и профессионально-значимые элементы содержания.
Понятие об электролизе. Электролиз расплавов. Электролиз растворов.
Электролитическое получение алюминия. Практическое применение
электролиза. Гальванопластика. Гальваностегия. Рафинирование цветных
металлов.
Катализ. Гомогенные и гетерогенные катализаторы. Промоторы.
Каталитические яды. Ингибиторы.
Производство аммиака: сырье, аппаратура, научные принципы. 13 ОК 01. –
ОК 10.
Лабораторные опыты. Реакция замещения меди железом в растворе
медного купороса. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды.
Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от ихприроды. Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой отее концентрации. Зависимость скорости взаимодействия оксида меди (II) ссерной кислотой от температуры. Практические работы. - Контрольные работы.
Контрольная работа № 3 1 ОК 01. –
ОК 10.
Внеаудиторная самостоятельная работа.
Решение расчетных задач.
Работа с учебной, справочной литературой и интернет - ресурсами.
Подготовка докладов, рефератов.
Создание презентаций.
Примерная тематика рефератов и презентаций.
«Химические реакции и повседневная жизнь человека»
«Гидролиз в живой природе»
«Электролиз в металлургии»
«Скорость химической реакции»
Реакции горения на производстве и в быту
Виртуальное моделирование химических процессов.
Электролиз растворов электролитов.
Электролиз расплавов электролитов.
Практическое применение электролиза: рафинирование, гальванопластика, гальваностегия.
История получения и производства алюминия.
Электролитическое получение и рафинирование меди.
Жизнь и деятельность Г. Дэви. 6 ОК 01. –
ОК 10.
ОУДб.06.08. Металлы и неметаллы Содержание учебного материала.
Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические
свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам.
Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений
металлов. Металлотермия.
Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии.
Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные
и цветные.
Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы – простые
вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в периодическойсистеме. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов взависимости от их положения в ряду электроотрицательности.
Демонстрации. Коллекция металлов. Взаимодействие металлов снеметаллами (железа, цинка и алюминия с серой, алюминия с иодом, сурьмыс хлором, горение железа в хлоре). Горение металлов. Алюминотермия.
Коллекция неметаллов. Горение неметаллов (серы, фосфора, угля).
Вытеснение менее активных галогенов из растворов их солей более
активными галогенами.
Модель промышленной установки для производства серной кислоты.
Модель печи для обжига известняка. Коллекции продукций силикатной
промышленности (стекла, фарфора, фаянса, цемента различных марок и др.)
Профильные и профессионально-значимые элементы содержания.
Коррозия металлов: химическая и электрохимическая. Зависимость скорости
коррозии от условий окружающей среды. Классификация коррозии металлов
по различным признакам. Способы защиты металлов от коррозии.
Производство чугуна и стали.
Получение неметаллов фракционной перегонкой жидкого воздуха и
электролизом растворов или расплавов электролитов.
Силикатная промышленность. Производство серной кислоты. 9 ОК 01. –
ОК 10.
Лабораторные опыты. Закалка и отпуск стали. Ознакомление соструктурами серого и белого чугуна. Распознавание руд железа. Практические работы.
Практическая работа № 3 Получение, собирание и распознавание газов.
Практическая работа № 4 Решение экспериментальных задач 2 ОК 01. –
ОК 10.
Контрольные работы.
Контрольная работа № 4. 1 ОК 01. –
ОК 10.
Внеаудиторная учебная работа.
Решение расчетных задач.
Работа с учебной, справочной литературой и интернет - ресурсами.
Подготовка докладов, рефератов.
Создание презентаций.
Примерная тематика докладов, рефератов, презентаций:
Роль металлов в истории человеческой цивилизации.
История отечественной черной металлургии.
История отечественной цветной металлургии
Современное металлургическое производство.
Профессии, связанные с обработкой металлов.
Роль металлов и сплавов в научно-техническом прогрессе.
Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.
Инертные или благородные газы.
Рождающие соли – галогены.
История шведской спички.
Химия металлов в моей профессиональной деятельности.
Химия неметаллов в моей профессиональной деятельности. 6 ОК 01. –
ОК 10.
Раздел 2. Органическая химия. ОУДб.06.09. Основные понятия органической химии и теория строения
органических соединений Содержание учебного материала.
Предмет органической химии. Природные, искусственные и
синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ снеорганическими.
Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов вмолекулы по валентности.
Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова.
Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры.
Химические формулы и модели молекул в органической химии.
Классификация органических веществ. Классификация веществ по
строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи
и гомология. Начала номенклатуры IUPAC.
Классификация реакций в органической химии. Реакции
присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования,гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования,дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции
изомеризации.
Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических
соединений. Качественное обнаружение углерода, водорода и хлора вмолекулах органических соединений.
Профильные и профессионально-значимые элементы содержания.
Понятие о субстрате и реагенте. Реакции окисления и восстановления
органических веществ. Сравнение классификации соединений и
классификации реакций в неорганической и органической химии. 7 ОК 01. –
ОК 10.
Лабораторные опыты. Изготовление моделей молекул органических
веществ. 1 ОК 01. –
ОК 10.
Практические работы. - Контрольные работы. - Внеаудиторная самостоятельная работа.
Изготовление моделей молекул органических соединений.
Работа с учебной, справочной литературой и интернет-ресурсами.
Подготовка рефератов.
Создание презентаций.
Примерная тематика рефератов и презентаций:
«Краткие сведения из истории возникновения и развития органической химии»
«Жизнь и деятельность А.М. Бутлерова»
«Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии»
«Современные представления о теории химического строения» 4 ОК 01. –
ОК 10.
ОУДб.06.10. Углеводороды и их природные источники Содержание учебного материала.
Алканы. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура
алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение,
разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана,деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия,
номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные
реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия),
гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств.
Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя
двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-
1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки.
Натуральный и синтетические каучуки. Резина.
Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение,
обесцвечивание бромной воды, присоединений хлороводорода и гидратация.
Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия салкадиенами.
Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции
замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе
свойств.
Природные источники углеводородов. Природный газ: состав,
применение в качестве топлива.
Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты.
Демонстрации. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение
метана, этилена, ацетилена и бензола к растворам перманганата калия и
бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола, ацетилена
– гидролизом карбида кальция. Разложение каучука при нагревании,
испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов
нефти и нефтепродуктов. Коллекция «Каменный уголь и продукция
коксохимического производства»..Профильные и профессионально-значимые элементы содержания.
Правило В.В. Марковникова. Классификация и назначение каучуков.
Классификация и назначение резин. Вулканизация каучука.
Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным способом.
Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.
Тримеризация ацетилена в бензол.
Понятие об экстракции. Восстановление нитробензола в анилин.
Гомологический ряд аренов. Толуол. Нитрование толуола. Тротил.
Основные направления промышленной переработки природного газа.
Попутный нефтяной газ, его переработка.
Процессы промышленной переработки нефти: крекинг, риформинг.
Октановое число бензинов и цетановое число дизельного топлива.
Коксохимическое производство и его продукция. 9 Лабораторные опыты. - Практические работы.
Практическая работа № 5 Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины.
Практическая работа № 6 «Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки 2 ОК 01. –
ОК 10.
Контрольные работы.
Контрольная работа № 5 1 ОК 01. –
ОК 10.
Внеаудиторная самостоятельная работа.
Решение расчетных задач.
Работа с учебной, справочной литературой и интернет – ресурсами.
Подготовка рефератов.
Создание презентаций.
Примерная тематика рефератов и презентаций:
«Экологические аспекты использования углеводородного сырья»
«Экономические аспекты международного сотрудничества по использованию углеводородного сырья»
«История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Российской Федерации»
«Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия»
«Углеводородное топливо, его виды и назначение»
«Нефть и ее транспортировка как основа взаимовыгодного международного сотрудничества»
«Ароматические углеводороды как сырье для производства пестицидов»
Синтетические каучуки: история, многообразие и перспективы.
Резинотехническое производство и его роль в научно-техническомпрогрессе.
Сварочное производство и роль химии углеводородов в ней. 5 ОК 01. –
ОК 10.
ОУДб.06.11. Кислородсодержащие органические соединения Содержание учебного материала.
Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией
этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельныходноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие снатрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид.
Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и
предупреждение.
Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная
реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние
атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной
кислотой. Применение фенола на основе свойств.
Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как
функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление всоответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт.
Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение
формальдегида на основе его свойств.
Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах.
Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельныходноосновных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот
окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие
свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение
уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере
пальмитиновой и стеариновой.
Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией
этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение
сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические
свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров
на основе свойств. Мыла.
Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза,фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза).
Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт.
Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту,
восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы наоснове свойств.
Значение углеводов в живой природе и в жизни человека. Понятие о
реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений:
глюкоза ↔ полисахарид.
Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественные реакции
на многоатомные спирты. Растворимость фенола в воде при обычной
температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция
серебряного зеркала альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы
в кислоту с помощью гидроксида меди (II). Качественная реакция накрахмал. Коллекция эфирных масел.
Профильные и профессионально-значимые элементы содержания.
Метиловый спирт и его использование в качестве химического сырья.
Токсичность метанола и правила техники безопасности при работе с ним.
Этиленгликоль и его применение. Токсичность этиленгликоля и правила
техники безопасности при работе с ним.
Получение фенола из продуктов коксохимического производства и избензола.
Поликонденсация формальдегида с фенолом вфенолоформальдегидную смолу. Ацетальдегид. Понятие о кетонах напримере ацетона. Применение ацетона в технике и промышленности.
Многообразие карбоновых кислот (щавелевая кислота какдвухосновная, акриловая кислота как непредельная, бензойная кислота как
ароматическая).
Пленкообразующие масла. Замена жиров в технике непищевымсырьем. Синтетические моющие средства.
Молочнокислое брожение глюкозы. Кисломолочные продукты.
Силосование кормов. Нитрование целлюлозы. Пироксилин. 10 ОК 01. –
ОК 10.
Лабораторные опыты. Растворение глицерина в воде и
взаимодействие с гидроксидом меди (II). Свойства уксусной кислоты, общие
со свойствами минеральных кислот. Доказательство непредельногохарактера жидкого жира. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом
меди (II). Качественная реакция на крахмал Практические работы. - Контрольные работы. - Внеаудиторная самостоятельная работа.
Решение расчетных задач.
Работа с учебной, справочной литературой и интернет – ресурсами.
Подготовка рефератов.
Создание презентаций.
Примерная тематика рефератов и презентаций:
«Углеводы и их роль в живой природе».
«Строение глюкозы: история развития представлений и современные воззрения».
«Развитие сахарной промышленности в России».
«Роль углеводов в моей будущей профессиональной деятельности»
«Метанол: хемофилия и хемофобия»
«Этанол: величайшее благо и страшное зло»
«Алкоголизм и его профилактика»
«Многоатомные спирты и моя будущая профессиональная деятельность»
«Формальдегид как основа получения веществ и материалов для моей профессиональной деятельности»
«Муравьиная кислота в природе, науке и производстве»
«История уксуса»
«Сложные эфиры и их значение в природе, быту и производстве»
«Жиры как продукт питания и химическое сырье»
«Замена жиров в технике непищевым сырьем»
«Нехватка продовольствия как глобальная проблема человечества и пути ее решения»
«Мыла: прошлое, настоящее, будущее»
«Средства гигиены на основе кислородсодержащих органических соединений»
«Синтетические моющие средства: достоинства и недостатки» 5 ОК 01. –
ОК 10.
ОУДб.06.12. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры Содержание учебного материала.
Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация
и номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина изнитробензола. Применение анилина на основе свойств.
Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные
органические соединения. Химические свойства аминокислот:
взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакцияполиконденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение
аминокислот на основе свойств.
Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков.
Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные
реакции. Биологические функции белков.
Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры.
Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и
поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы.
Представители пластмасс.
Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные
представители химических волокон.
Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с солянойкислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия
функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение
белков. Цветные реакции белков. Горение птичьего пера и шерстяной нити.
Профильные и профессионально-значимые элементы содержания.
Аминокапроновая кислота. Капрон как представитель полиамидных волокон.
Использование гидролиза белков в промышленности. Поливинилхлорид,
политетрафторэтилен (тефлон). Фенолоформальдегидные пластмассы.
Целлулоид. Промышленное производство химических волокон. 7 ОК 01. –
ОК 10.
Лабораторные опыты. - Практические работы.
Практическая работа №7 «Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне»
Практическая работа № 8 Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений
Практическая работа №9 «Распознавание пластмасс и волокон» 3 ОК 01. –
ОК 10.
Контрольные работы.
Контрольная работа № 6
Дифференцированный зачет 2 ОК 01. –
ОК 10.
Внеаудиторная самостоятельная работа.
Решение расчетных задач.
Работа с учебной, справочной литературой и интернет-ресурсами.
Подготовка рефератов.
Создание презентаций.
Примерная тематика рефератов и презентаций:
«Аммиак и амины – бескислородные основания»
«Анилиновые красители: история, производство, перспектива»
«Аминокислоты – амфотерные органические соединения»
«Синтетические волокна на аминокислотной основе»
«Жизнь это способ существования белковых тел…»
«Структура белка и его деструктурирование»
«Биологические функции белков»
«Роль ферментов в живом организме»
«Белковая основа иммунитета» 5 ОК 01. –
ОК 10.
Всего: 171 Внеаудиторная самостоятельная работа: 57 Обязательная аудиторная: 114 Из них практических: 9