Совершенствование профессиональной компетентности учителя химии в условиях реализации ФГОС ООО


ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Институт психологии и образования
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Отделение экономики и управления образования
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
слушателей курсов
«Совершенствование профессиональной компетентности учителя химии в условиях реализации ФГОС ООО»
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ХИМИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Авторы проекта:
Леоненко Н.В. учитель химии МБОУ
«СОШ№64» Московского района г. Казани
Янайкина Н.В. учитель химии МБОУ
«СОШ№2» г. Мензелинска РТ
Романова А.В. учитель химии и биологии
МБОУ «Бирюлинская СОШ» Высокогорского района РТ
Научный руководитель: Штретер Ю.Н.,
доцент, к.п.н. ПМЦПК и ППРО
Проект допущен к защите:
«25» сентября 2015 г.
Казань, 2015
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….......…3
Глава 1. Роль учебного проекта в достижении планируемых результатов обучения …………………….……...………………………………………..…....5
1.1. Общие требования к проектам и проектной деятельности……………….5
1.2. Общие характеристики проектного метода, раскрывающие его значение для интеллектуального развития учащихся…… ………........................................... 17
Глава 2. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий ……………………………………………………..………...18
2.1. Проект урока……………………………………………………….………..18
2.2. Метапредметные (общеучебные) умения и навыки ...……..……………..40
Заключение ………………………………………………………………..……...32
Список литературы………………………………………………………….…...34
Приложение …………………………………………………………………...…35
Введение
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта в условиях требований ФГОС, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Одним из возможных путей повышения уровня химического образования является внедрение проектных технологий в практику работы учебного учреждения.
Применение проектной и исследовательской деятельности – это явление времени, так как она способствует становлению нового технологического мышления, получению опыта созидательной работы, решению конкретных школьных проблем, выявлению и использованию в образовательном процессе активной части учащихся, имеющих склонность к организаторской работе, лидерству. Такой позитивный настрой на созидательную деятельность будет способствовать сохранению укреплению здоровья школьников. Практическая проектно-исследовательская деятельность позволяет формировать у учащихся целостные представления об окружающем мире, умение четко устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями.
Анализ ситуации
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения; внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении. Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с детьми на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Актуальность проекта
Важнейшей задачей школы и методики химии, как педагогической науки является повышение качества обучения и воспитания учащихся в соответствии с требованиями стандарта второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения и существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Цель и задачи проекта
Цель проекта
Показать эффективность проектной деятельности на уроках химии как средства развития познавательной активности учащихся в рамках требования к развитию УУД. Разработать и реализовать технологическую карту и дидактический материал к уроку в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Задачи проекта:
1. Изучить требования ФГОС к достижению предметных и метапредметных результатов.
2.На основе изученных требований разработать технологическую карту к уроку по теме: «Алюминий, его физические и химические свойства, применение».
3.Разработать методическое сопровождение урока (раздаточный материал для учащихся, сценарий урока, презентацию, инструктивную карту для выполнения экспериментальных заданий).
4.Провести урок с использованием разработанных материалов и оценить их эффективность для формирования системы знаний о важнейших соединениях алюминия, их свойствах и значение для человека.
Целевая группа проекта: учителя основной школы.
Объект исследования: методическое обеспечение предмета химии в условиях реализации ФГОС ООО.
Предмет исследования: процесс формирования развития познавательной деятельности при изучении химии на примере проектной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО.
Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)
Технологическая карта урока (см. приложение).
Глава 1. Роль учебного проекта в достижении планируемых результатов обучения
Общие требования к проектам и проектной деятельности
Новый стандарт уделяет особое внимание приобретению учащимися опыта участия в проектной деятельности и успешной её реализации. Суть этих требований заключается в том, что проектная деятельность представляет собой особую форму учебной работы, которая в некоторых отношениях сущностно отличается от привычной учебной деятельности, направленной на получение и освоение систематических знаний. В отличие от привычной учебной деятельности, основным результатом которой является получение нового знания (т.е. результата для себя, принципиально неотчуждаемого продукта), основным результатом выполнения проекта является получение отчуждаемого продукта (наброска, макета, эскиза), который по замыслу и исполнению может и должен быть представлен и передан другим людям. Эта особенность проектной деятельности, которая может быть сформулирована как направленность во внешнее поле, на получение практического результата, наилучшим образом отвечает задаче формирования и развития готовности и способности к разрешению проблем и проблемных ситуаций, т.е. реализации одного из сущностных требований нового Стандарта. Направленность в понятийное поле науки, в поле знаний или во внешнее по отношению к науке пространство (социальное, материальное и др.) и есть тот тонкий водораздел, который разграничивает учебный проект и учебное исследование. Последнее, в отличие от проекта, направлено прежде всего на преобразование, изменение главным образом субъективного понятийного пространства ученика, в то время как результат выполнения проекта направлен на преобразование, изменение материального, социального пространства.
Ещё одно отличие привычной учебной деятельности от проектной деятельности определено их содержанием и логикой развёртывания во времени. Содержание и логика учебной деятельности, направленной на получение и освоение систематических знаний, обусловлены в первую очередь содержанием и логикой развёртывания учебного материала, логикой базовой науки, в то время как проектная деятельность строится от результата. Её структура, последовательность выполнения отдельных действий, содержание этапов определяется в первую очередь решаемой в проекте задачей, замыслом проекта, ожидаемым результатом его выполнения. Поэтому структура проектной деятельности более индивидуальна, непредсказуема, нежели структура процесса освоения нормативных знаний, что делает её, с одной стороны, труднее для управления педагогом, а с другой более ценным педагогическим средством для формирования готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, включая способность к личностному смыслообразованию, познавательной и личностной рефлексии, самостоятельности, инициативности, повышению познавательной мотивации. Процесс реализации проекта, имеющий три основные стадии (разработка замысла, его реализация и представление готового продукта), хорошо соотносится с задачами формирования регулятивных универсальных учебных действий, развития готовности и способности к самоорганизации и саморегуляции. В ходе реализации исходного замысла учащиеся на практическом уровне овладевают умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных, а также наиболее приемлемых для себя решений, в том числе с учётом уровня сформированности своих научных знаний и возможностей.
Таким образом, повышенное внимание, уделяемое требованиями Стандарта проблеме проектной деятельности, объясняется тем педагогическим эффектом, который достигается при её правильной организации и оценке. Это касается, прежде всего, требований к формированию подавляющего большинства личностных и метапредметных результатов.
Общие характеристики проектного метода, раскрывающие его значение для интеллектуального развития учащихся
Выполнение проекта предусматривает в основном самостоятельную работу учащихся. Учитель при этом консультирует участников проекта, даёт им советы и рекомендации относительно выбора темы исследования, поиска необходимой информации, использования опорных знаний, поведения эксперимента и т.п. Обязательным условием осуществления проекта является наличие проблемы, которую формулируют сами учащиеся на доступном им уровне. Поэтому проблема становится для них значимой, интересной и служит стимулом для последующих действий.
Учебный проект всегда имеет конкретную цель, которая является ориентиром для определения способов решения проблемы. Инициатива при выборе этих способов принадлежит участникам проекта. Однако общее решение принимается с учетом рекомендаций учителя. Эта деятельность для учащихся имеет большое практическое значение. По сути это путь к достижению таких важных метапредметных результатов обучения, как овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации и планирования своей учебной деятельности, приобретение опыта действовать осознанно, с учетом условий конкретной ситуации.
Ещё одна характерная особенность учебного проекта – предварительное планирование всего хода работы. Как правило, осуществление принятого плана всегда связано со сбором информации по выбранной теме из различных источников, включая справочную литературу, средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета и др. Сбор информации завершается её анализом, реферативным обзором и выводами, сделанными на их основе. Это чрезвычайно важная в интеллектуальном отношении деятельность участников проекта. Она способствует развитию навыков самостоятельной работы с учебной и справочной литературой, формированию познавательной и информационной культуры, готовности к самообразованию.
По итогам выполнения учебного проекта составляется подробный отчет, а результат выполненной работы, т.е. реальный продукт проекта, является предметом публичной защиты. Он может быть представлен в различной форме. Это могут быть собранные статистические данные; схемы, таблицы, графики; результаты анкетного опроса; мини-справочники; коллекции объектов исследования и т.д.
В ходе защиты проекта учащиеся дают обоснование практической значимости полученных результатов и приобретенного опыта исследования. В целом выполнение любого проекта должно быть направлено на приобретение нового опыта творческой деятельности, развитие универсальных учебных действий.
Глава 2. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий
2.1. Проект урока
Класс 9
Тема урока – Алюминий, его физические и химические свойства, применение. (первый урок темы)
Тип урока – формирование и закрепление новых знаний
Вид урока – смешанный (используется несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени)
Цели урока:
- образовательная: продолжить знакомство с особенностями научного исследования на основе установления причинно-следственной связи между строением, свойствами и применением на примере алюминия;
- развивающая: развитие познавательных интересов, умения определять цель, выдвигать гипотезу через выполнение исследовательской работы; навыков самостоятельной работы и способность к рефлексии, коммуникативных качеств, уверенности в своих силах;
- воспитательная: формирование культуры общения, чувства сопричастности общему делу, умения работать коллективно через работу в парах, группе; воспитание культуры умственного труда, сохранения своего здоровья, соблюдения техники безопасности при работе с кислотами, щелочами.
Методы и методические приемы – исследовательский, поисковый, лабораторная работа, работа в группах, решение проблемных ситуаций, взаимоконтроль, эвристическая беседа, тестирование.Оборудование и реактивы для учителя – штативы с пробирками, спиртовка, спички, держатель для пробирок, стакан с водой; бенгальский огонь, растворы соляной кислоты и гидроксида натрия, концентрированные растворы серной и азотной кислот, гранулы алюминия; интерактивная доска, проектор, компьютер, выход в Интернет; программное обеспечение: компьютерная презентация к уроку, Интернет-ресурсы.Оборудование и реактивы для учащихся – штативы с пробирками, спиртовка, спички, держатель для пробирок, стакан с водой; бенгальский огонь, растворы соляной кислоты и гидроксида натрия, гранулы алюминия.
Литература для учителя: Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений (авт. О.С. Габриелян). // Программа общеобразовательных учреждений. Химия М.: Дрофа, 2007.// Габриелян О.С. Химия, 9 класс, М.: Дрофа, 2007. Габриелян О.С., Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова «Химия. 9 класс» Настольная книга учителя химии. М.: Дрофа, 2007. Габриелян О.С. Химия. Методическое пособие (8-9) М.: Дрофа, 2000
Литература для учащихся: 1. О.С. Габриелян Химия, 9 класс, М.: Дрофа, 2007
2. О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. «Химия. 9 класс» Рабочая тетрадь - М.: Дрофа, 2007. О.С Габриелян, Н.П. Воскобойникова. «Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 классы». – М.: Дрофа, 2007.
2.2. Метапредметные (общеучебные) умения и навыки.
В результате выполнения первого этапа Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы получены устойчивые модели для дальнейшего массового внедрения преобразований и оценки их результативности, разработаны сценарии для различных типов образовательных учреждений, регионов и социально-экономических условий. Она построена на основе учёта метапредметных (общеучебные) умений и навыков. Данная система является перспективной, т.к. нацеливает учителя и ученика на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности, т.е. формирует очень важное в настоящее время качество – компетентность.
1. Учебно-организационные общеучебные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися. К ним относятся:
определение индивидуальных и коллективных учебных задач;
выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи;
сравнение полученных результатов с учебной задачей;
владение различными формами самоконтроля;
оценивание своей учебной деятельности и учебной деятельности одноклассников;
определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины;
постановка цели самообразовательной деятельности;
определение наиболее рациональной последовательности действий по осуществлению самообразовательной деятельности.
2. Учебно-информационные общеучебные умения и навыки обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. К ним относятся:
работа с основными компонентами учебника;
использование справочной и дополнительной литературы;
различение и правильное использование разных литературных стилей;
подбор и группировка материалов по определенной теме;
составление планов различных видов;
создание текстов различных типов;
владение разными формами изложения текста;
составление на основе текста таблицы, схемы, графика;
составление тезисов, конспектирование;
подготовка рецензии;
владение цитированием и различными видами комментариев;
подготовка доклада, реферата;
использование различных видов наблюдения;
качественное и количественное описание изучаемого объекта;
проведение эксперимента;
использование разных видов моделирования.
Учебно-интеллектуальные общеучебные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач. К ним относятся:
определение объектов анализа и синтеза и их компонентов;
выявление существенных признаков объекта;
определение соотношения компонентов объекта;
проведение разных видов сравнения;
установление причинно-следственных связей;
оперирование понятиями, суждениями;
классификация информации;
владение компонентами доказательства;
формулирование проблемы и определение способов ее решения.
4. Учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми. К таким навыкам относятся:
выслушивание мнения других;
владение различными формами устных публичных выступлений;
оценка разных точек зрения;
владение приемами риторики;
организация совместной деятельности;
владение культурой речи;
ведение дискуссии. [3.c.28]
Жизненный цикл и этапы реализации проекта
Сроки реализации проекта с сентября 2015 года по май 2015 года.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный: выбор темы и планирование работы;
2. Основной: апробирование и оценка комплекта контрольно-диагностических материалов;
3. Заключительный: Обсуждение на методическом объединение школы, подготовка к публикации, заключение экспертов.
Ресурсное обеспечение:
1.компьютер
2.мультимедийное оборудование
3.химическое оборудование и набор необходимых реактивов
4.УМК
5.раздаточный материал
Ожидаемые результаты реализации проекта
1.Повышение мотивации учащихся к учебной деятельности и в результате – повышение успеваемости и качества знаний обучающихся по химии.
2.Развитие творческого мышления и совершенствование индивидуальны способностей на основе деятельностного подхода; повышение интереса к проектной и поисковой деятельности, также общеучебных и интеллектуальных умений; развитие аналитического компонента мышления в процессе выполнения обучающих структур и мыслительных приемов.
3.Совершенствование умения планировать и рационально организовывать учебно-познавательную деятельность, применять полученные знания в новой конкретной ситуации.
4.Формирование навыка групповой работы.
Заключение
Целью данной методической разработки являлось повышение педагогической эффективности классно-урочной формы обучения с применением проектно-исследовательских способов деятельности и развитие у обучающихся метапредметных (общеучебные) умений и навыков.
На примере мини – проекта в классно-урочной форме показана совместная учебно-познавательная деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
По мнению Н.Ю. Пахомовой, метод учебного проекта – это один из личностно ориентированных способов организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые формы организации процесса, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Будучи творческой и в значительной мере самостоятельной деятельностью учащихся, метод учебных проектов подразумевает:
поиск информации, необходимой для реализации идей проекта или вспомогательных задач, изучение, анализ и обобщение собранного материала;
выработку гипотезы собственного исследования, получение и анализ экспериментальных данных, выдвижение идей и их теоретическое обоснование;
социально значимую практическую деятельность по результатам проведенных исследований, отражающих личностно-индивидуальную позицию.
Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора и анализа необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. К таким методам и приемам могут быть отнесены проектные технологии, которые используют учителя-предметники, как на уроке, так и во внеурочной и внеклассной работе. По мнению большинства современных дидактов, проектные и исследовательские методы дают возможность формированию у учащихся универсальных учебных действий.
На втором этапе Федеральной целевой программы развития образования будут сформированы новые модели управления образованием в условиях широкомасштабного использования информационно-телекоммуникационных технологий, а также определены основные позиции по целям и задачам федеральной целевой программы развития образования на следующий период, где широко будут использоваться ИКТ и метод проектов в преподавании уроков химии.
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
В соответствии с целями подготовки проекта образовательным учреждением для каждого обучающегося разрабатываются план, программа подготовки проекта, которые как минимум должны включать требования по следующим рубрикам:
- организация проектной деятельности;
- содержание и направленность проекта;
- защита проекта;
- критерии оценки проектной деятельности.
Таким образом, проектная деятельность способствует формированию нового типа учащихся, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделённого опытом самообразования. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.
Список использованных документов и источников информации
Каверина А.А., Иванова Р.Г., Добротин Д.Ю. Химия. Планируемые результаты. Система заданий: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013. 128с.
Материалы заочного семинара «Технология деятельностного метода обучения». /Методические рекомендации для учителей. – 2008. – с.48.
Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования: (Статья) // Науч. - практ. жур.«Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – Вып. 1(3). – С.46-54.
Новой школе – новое качество/ Часть 4/ ФГОС ОО/ Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии /Петропавловск – Камчатский/ 2012 /Отпечатано с предоставленного макета «Оперативная полиграфия»/ 683000, г. Петропавловск – Камчатский, индивидуальный предприниматель Романенко М.И./ Лицензия ПД 14-2 № 002305 от 14.07.2000 г./с.82
Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 61 “О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы”
Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. – М.: Академкнига, 2010.
Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений» - М.: АРКТИ, 2003. 211с.
Цукерман Г.А. Оценка без отметки: http://experiment.lv/rus/biblio/ cukerm_ocenka.htm/.21.00/22.11.2012

Приложение 1.
Ход урока.
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1 Организационный момент Приветствие учеников. Организация контроля начала работы, обеспечение интеллектуального и эмоционального настроя на урок. Приветствие учителя. Настрой на восприятие материала урока. личностные УУД: организация деятельности
2 Определение темы и цели урока Постановка темы и цели урока. Историческая справка.
Существует легенда, что однажды неизвестный мастер показал, полученный им, новый металл императору Тиберию. Невероятно легкий, внешне красивый, необычный кубок с серебристым блеском удивил всех своими свойствами. Мастер, ожидая вознаграждения за его открытие, рассказал, что он получил этот новый материал из самой обыкновенной глины. Но правитель решил предотвратить падение стоимости золота и серебра. Он отдал приказ разрушить мастерскую, где был получен чудо-металл. А мастер лишился головы.
Это лишь легенда, она не учитывается в мире науки, так как наука требует факты. В XVI в. Парацельс обнаружил «квасцовую землю». Она содержала окись неизвестного в те времена вещества. В XVIII в. Андреас Маркграф повторил опыт Парацельса. Он назвал полученную окись «alumina», что переводится как вяжущий. После этого открытия существование алюминия никто не оспаривал. Но так как новый металл не был обнаружен в природе без примесей, он не получил полного признания.
Беседа об удивительных свойствах алюминия.
Учащиеся рассказывают о том, что ученые долго пробовали выделить из минералов чистый алюминий.
В 1808 г. Хэмфри Дэви безуспешно пытался достичь этого путем электролиза.
В 1825 г. Ханс-Кристиан Эрстед, проводя эксперименты, получил металл, похожий своим внешним видом на олово.
Немецкий ученый Фридрих Велер получил свой первый слиток алюминия, посвятив этому 18 лет беспрерывных опытов.
В 1854 г. Сент-Клер Девиль предоставил миру более экономный способ выделения чистого алюминия. На парижской выставке, которая проводилась в 1855 году, алюминий сильно впечатлил мировую общественность. Наполеон III оказывал Девилю финансовую помощь, так как мечтал оснастить своих солдат кирасами из легкого алюминия. Девиль построил первые алюминиевые заводы, но цены на этот металл все еще держались. Из него изготавливали только предметы роскоши, ювелирные изделия из алюминия пользовались успехом среди богатых слоев общества.
Но к концу XIXв. все изменилось. Появился новый метод производства, который разработали Чарльз Холл и Поль Эру. Надо отметить то, что оба ученых работали отдельно, но оба предлагали электролиз расплавленной окиси алюминия. Этот метод давал свои плоды. Но был один недостаток - большая затрата электричества.
Австрийский инженер Байер усовершенствовал технологию и сделал её дешевле. Основы и принципы, которые заложили эти ученые применяются по сей день.
Новый материал, который так долго был неизвестен, обладал полезными и уникальными свойствами. Единственным недостатком была его низкая прочность, что мешало его внедрению в определенные сферы. Решение этой проблемы нашел химик Альфред Вильм, открывший, что сплав алюминия с медью, марганцем и магнием приобретает прочность, после закалки. В 1911 г. этот сплав получил название «дюралюминий» в честь города Дюрена, в котором он был впервые произведен. Уже через 8 лет из чудо-алюминия был сконструирован самолет.
С IX по XX в.в. производство алюминия с нескольких тон в год возросло до 30 миллионов тонн. Так из неизвестного материала, алюминий превратился в металл, без которого многие достижения науки были бы невозможны. личностные УУД: внутренняя позиция школьника учебно-познавательная мотивация
3 Актуализация опорных знаний об алюминии Фронтальная беседа по вопросам:
- Что называется коррозией?
- Виды коррозии?
- Сущность электрохимической коррозии?
- условия способствующие коррозии?
Меры защиты от коррозии?
Сегодня на уроке будут рассматриваться металлы I, II, III групп главных подгрупп в сравнении.
- Какое положение в периодической системе занимают металлы?
- Какое строение в периодической системе занимает алюминий?
- В чем особенность строения атома алюминия?
- Как строение атома химического элемента связано с химическими свойствами химических элементов. Запись темы урока в тетрадях: Алюминий и его соединения.
Установление причинно-следственной связи строения, свойств и применения.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
- Что называется коррозией? (это самопроизвольное разрушение металлов в результате химического или физико-химического взаимодействия с окружающей средой)
- Виды коррозии?(химическая, электрохимическая, газовая, подземная)
- Сущность электрохимической коррозии? (на примере: при контакте железа с медью в водной среде железо, как более активный металл, постепенно коррозирует, переходя в воду в виде ионов железа. Электроны, высвободившиеся из атомов железа, передут к меди, выделившимся из компонента водной среды.)- условия способствующие коррозии?
Меры защиты от коррозии? (нанесение защитных покрытий на поверхности предохраняемого от коррозии металла- масла, краски и т.п)
Сегодня на уроке будут рассматриваться металлы I, II, III групп главных подгрупп в сравнении.
- Какое положение в периодической системе занимают металлы? (I, II, III(кроме бора) групп главных подгрупп, IV группа германий, олово, свинец., V группа сурьма, висмут, VI группа полоний, химические элементы побочных подгрупп все металлы.)
- Какое строение в периодической системе занимает алюминий? (III группа главная подгруппа)
- В чем особенность строения атома алюминия? (атом алюминия имеет сравнительно большой радиус, поэтому его внешние электроны значительно удалены от ядра и слабо с ним связаны)
- Как строение атома химического элемента связано с химическими свойствами химических элементов. ( металлы свободные атомы и простые вещества, не могут быть окислителями, т.е. не могут присоединять к себе электроны) познавательные УУД: построение логической цепи рассужденийрегулятивные УУД:
познавательная инициатива, планирование, прогнозирование
4 Организует работу учащихся в группах. Контролирует выполнение упражнения с помощью ЭОР.
Обучающиеся делятся на три команды,
Дают характеристику элемента алюминия по положению в ПСХЭ.Порядковый номер 13,
3 период (малый),
3 группа, главная подгруппа (IIIA) +13 окисление.
Переходный элементСравнивают свойства атома алюминия с соседними химическими элементами по группе и периоду В группе : Бор - Алюминий – Галлий. На внешней оболочке – по 3 электрона (сходство). Количество оболочек: у алюминия на 1 оболочку больше, чем у бора, но на 1 оболочку меньше, чем у галлия, следовательно, радиус атома алюминия больше, чем у бора, но меньше, чем у галлия, металлические и восстановительные свойства алюминия сильнее, чем у бора, но слабее, чем у галлия. В периоде: Магний – Алюминий – Кремний. Количество оболочек – по 3 (сходство). Количество внешних электронов: у кремния 4e, у алюминия – 3, у магния - 2e, следовательно, радиус атома алюминия больше, чем у кремния, но меньше, чем у магния, металлические и восстановительные свойства алюминия слабее, чем у магния, но сильнее, чем у кремния Алюминий – простое вещество. Наиболее распространенный металл в земной коре (8,3% по массе), серебристого цветаТ пл.=660,450,, плотность 2,699г/см3, Т кип.=25200, твердость 2,75Металлическая кристаллическая решетка. Металлическая химическая связь Электропроводность, теплопроводность, ковкость, пластичность, металлический блеск, легкость, неядовитость. Химические свойства: реагирует с неметаллами при нагревании – составить уравнения реакций с кислородом, хлором, серой, водой, соляной кислотой, оксидом титана эл. ток.
Получение: 2 Al2O3 = 4 Al + 3 O2 Оксид алюминия – Al2O3 Солеобразующий, амфотерный. Ковалентная полярная связь (записать схему образования связи) Белый цвет (минерал корунд). Химические свойства: Запишите реакции оксида алюминия с оксидом натрия, гидроксидом натрия, соляной кислотой.
Получение: 4 Al + 3 O2 = 2 Al2O3
2 Al(OH)3 = Al2O3 + 3 H2O Гидроксид алюминия- амфотерный Al(OH)3 Al3+ - ОH- ионная связьAl3+ - простой ион, ОH- - сложный ион ОH- - КПС. Вязкая, студенистая белая масса, которая может растворяться в кислоте и растворе щелочи, нерастворим в воде, разлагается при нагревании
Al(OH)3 = H3AlO3.
Химические свойства: запишите реакции гидроксида алюминиясгидрокидом калия, соляной кислотой.
Получение: Al → Al2O3 → AlCl3→Al(OH)3 Водородное соединение – AlH3 гидрид алюминия Бесцветное нелетучее твердое вещество, полимер, термически неустойчив выше 150-200 градусов.
Сильный восстановитель. Активно реагирует с водой с выделением водорода. Cоли алюминия – алюминаты, комплексные соединения Открытие алюминия – Около 1807 г. Дэви попытался провести электролиз глинозема, получил металл, который был назван алюмиумом (Alumium) или алюминумом (Aluminum), что в переводе с латинского - квасцы.Алюминий тяжело было отделить от других веществ, поэтому он был дороже золота. В 1886 году химиком Ч.М. Холлом был предложен способ, который позволил получать металл в больших количествах. Проводя исследования, он в расплаве криолита AlF3•nNaF растворил оксид алюминия. Полученную смесь поместил в гранитный сосуд и пропустил через расплав постоянный электрический ток. Через некоторое время на дне сосуда он обнаружил бляшки чистого алюминия. Этот способ и в настоящее время является основным для производства алюминия в промышленных масштабах. Полученный металл всем был хорош, кроме прочности, которая была необходима для промышленности. И эта проблема была решена. Немецкий химик Альфред Вильм сплавил алюминий с другими металлами: медью, марганцем и магнием. Получился сплав, который был значительно прочнее алюминия. В промышленных масштабах такой сплав был получен в немецком местечке Дюрене. Это произошло в 1911 году. Этот сплав был назван дюралюминием, в честь городка.
Выполнив задание, отвечают с места. Ответы комментируются и обсуждаются, сверяются с ответами на экране и переносятся в тетрадь познавательные УУД:
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия
структурирование знаний
использование знаково-символических средств
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,
построение логической цепи рассуждений
коммуникативные УУД:
выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации
формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникаций
учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций
5 Исследование физических свойств Знакомство с физическими свойствами Обучающиеся рассматривают образцы алюминия на столах и высказывают свои предположения о возможном применении алюминия на основе его физических свойств
Металл серебристо-белого цвета, лёгкий
плотность — 2,7 г/см³
температура плавления у технического алюминия — 658 °C, у алюминия высокой чистоты — 660 °C
удельная теплота плавления — 390 кДж/кгтемпература кипения — 2500 °C
высокая пластичность: у технического — 35 %, у чистого — 50 %, прокатывается в тонкий лист и даже фольгу
Алюминий обладает высокой электропроводностью (37·106 См/м) и теплопроводностью (203,5 Вт/(м·К)), 65 % от электропроводности меди, обладает высокой светоотражательной способностью.
Слабый парамагнетик.
Температурный коэффициент электрического сопротивления 2,7·10−8K−1. Алюминий переходит в сверхпроводящее состояние при температуре 1,2 кельвина.
Алюминий образует сплавы почти со всеми металлами. Наиболее известны сплавы с медью и магнием (дюралюминий) и кремнием (силумин). личностные УУД:
нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
познавательные УУД:
выдвижение гипотез и их обоснование
6 Исследование химических свойств алюминия Фронтальная беседа:
Повторение общих химических свойств металлов.
Инструкция по технике безопасности.
Предлагает использовать мини-проект по изучению свойств алюминия.
1. Учитель подходит для консультирования и контроля к каждой группе.
2. Демонстрация ЭОР «Отношение алюминия к йоду».
3. Демонстрационный опыт «Отношение алюминия к концентрированным кислотам.
http://fcior.edu.ru/card/7498/primenenie-alyuminiya-i-ego-soedineniy.htmlПодведение итогов. Обучающиеся на основе своих знаний об общих химических свойствах металлов, высказывают свои предположения о свойствах алюминия,
Легко реагирует с простыми веществами: с кислородом, образуя оксид алюминия:
4Al + 3O2 = 2Al2O3
с галогенами (кроме фтора)[7], образуя хлорид, бромид или иодид алюминия:
2Al + 3Hal2 = 2AlHal3 (Hal = Cl, Br, I)
с другими неметаллами реагирует при нагревании:
со фтором, образуя фторид алюминия:
2Al + 3F2 = 2AlF3
с серой, образуя сульфид алюминия:
2Al + 3S = Al2S3
с азотом, образуя нитрид алюминия:
2Al + N2 = 2AlN
с углеродом, образуя карбид алюминия:
4Al + 3С = Al4С3
Сульфид и карбид алюминия полностью гидролизуются:
Al2S3 + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2S
Al4C3 + 12H2O = 4Al(OH)3+ 3CH4
Со сложными веществами:
с водой (после удаления защитной оксидной пленки, например, амальгамированием или растворами горячей щёлочи):
2Al + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2
со щелочами (с образованием тетрагидроксоалюминатов и других алюминатов):
2Al + 2NaOH + 6H2O = 2Na[Al(OH)4] + 3H2
2(NaOH•H2O) + 2Al = 2NaAlO2 + 3H2
Легко растворяется в соляной и разбавленной серной кислотах:
2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2
2Al + 3H2SO4(разб) = Al2(SO4)3 + 3H2
При нагревании растворяется в кислотах — окислителях, образующих растворимые соли алюминия:
8Al + 15H2SO4(конц) = 4Al2(SO4)3 + 3H2S + 12H2O
Al + 6HNO3(конц) = Al(NO3)3 + 3NO2 + 3H2O
восстанавливает металлы из их оксидов (алюминотермия):
8Al + 3Fe3O4 = 4Al2O3 + 9Fe
2Al + Cr2O3 = Al2O3 + 2Cr
о сходствах и различии с другими металлами и о способах доказательства
Обучающиеся по очереди говорят о цели своих исследований, Проводят лабораторную работу в парах (4 вида заданий)
1 группа – Отношение алюминия к кислороду (горение бенгальского огня)
2 группа – Отношение алюминия к воде
3 группа – Отношение алюминия к соляной кислоте
4 группа – Отношение алюминия к гидроксиду натрия
Ученики рассказывают о своих наблюдениях, результаты выводятся на экране, проводится связь между свойствами и применением познавательные УУД:
анализ, синтез
выдвижение гипотез и их обоснование
использование знаково-символических средств
поиск необходимой информации
моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т.д.)
установление причинно-следственных связей,
коммуникативные УУД:
формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
учет разных мнений,
координирование в сотрудничестве разных позиций
достижение договоренностей и согласование общего решения
разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников
управление поведением партнера
адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач
регулятивные УУД:
волевая саморегуляцияпознавательная инициатива
7 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Тренировочная фронтальная работа по составлению уравнений химических реакций с помощью ЭОР
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba781a-4185-11db-b0de-0800200c9a66/x9_159.swfСоставление уравнений реакций
Взаимоконтроль
Запишите уравнения реакций к данной схеме превращений. Для ОВР составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель. Для реакций ионного обмена запишите полные и краткие ионные равнения.
Al Al2O3 AlCl3 Al (OH)3 Al2 (SO4)3

Al2 (SO4)3 NaAlO2
познавательные УУД:
подведение под понятие использование общих приемов решения задач
использование знаково-символических средств
самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале
построение речевых высказываний
выведение следствий
регулятивные УУД:
контроль
коррекция
волевая саморегуляциякоммуникативные УУД:
адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач
8 Алюминий в природе Демонстрация ЭОР
http://fcior.edu.ru/card/1190/alyuminiy-v-prirode.htmlфизминуткаличностные УУД:
нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
9 Самостоятельная работа с проверкой по эталону Выполнение теста
http://fcior.edu.ru/card/11621/testy-po-teme-alyuminiy.htmlпознавательные УУД:
анализ, сравнение, классификация
использование знаково-символических средств
использование общих приемов решения задач
рефлексия способов и условий действия
самостоятельная адекватная оценка правильности
выделение и формулирование проблемы
регулятивные УУД:
самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале
волевая саморегуляцияпознавательная инициатива
осуществление самоконтроля по результату и по способу действия
результатов действия, внесение необходимых корректив
коммуникативные УУД:
координирование разных позиций с учетом разных мнений
достижение договоренностей и согласование общего решения
личностные УУД:
развитие этических чувств и регуляторов морального поведения
10 Включение в систему знаний и повторение Фронтальная беседа При ответе ученик пользуется опорным конспектом
познавательные УУД:
анализ, синтез, сравнение, классификация
выделение необходимой информации
моделирование, преобразование модели
умение структурировать знания
построение речевых высказываний
подведение под понятие
выведение следствий и доказательств
коммуникативные УУД:
формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
постановка вопросов
адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач
управление поведением партнера
личностные УУД:
нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
11 Домашнее задание § 13 составить электронные презентации о свойствах алюминия, истории открытия, получении, применении, влиянии на организм человека, перспективах применения алюминия и его соединений 12 Рефлексия учебной деятельности на уроке На уроке я работал
Своей работой на уроке я
Урок показался мне
За урок я
Мое настроение
Материал урока был мне
На уроке я работал
Активно/пассивно
Своей работой на уроке я
Доволен/недоволен
Урок показался мне
Коротким/длинным
За урок я
Не устал/усталМое настроение
Улучшилось/ухудшилось
Материал урока был мне
Понятным/непонятным
Полезным/неполезным
Интересным/скучным
Легким/тяжелым познавательные УУД:
рефлексия способов и условий действия контроль и оценка процесса и
результатов деятельности
регулятивные УУД: эмпатияадекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности
коммуникативные УУД:
формулирование и аргументация своего мнения
планирование учебного сотрудничества
личностные УУД:
внутренняя позиция школьника
самооценка на основе критерия успешности
Приложение 2.
Алюминий: физические и химические свойства.
Урок изучения нового материала с мультимедийным сопровождением.
Цели:
сформировать знания о физико-механических и химических свойствах алюминия на основе его положения в периодической системе, строения атома и кристалла;
установить причинно-следственную связь между строением и свойствами при сравнении металлов I, II, III групп главных подгрупп;
продолжить развитие умений наблюдать, делать выводы, объяснять ход эксперимента;
формировать навыки составления уравнений химических реакций с участием простых веществ;
показать практическое значение химических знаний.
Оборудование: схема-кластер; видеоматериалы с демонстрационными опытами; презентация, компьютер, экран, проектор, наборы реактивов на столах (алюминиевая проволока, фольга, растворы соляной кислоты, гидроксида натрия).Ход урока
Учитель: Из глины я обыкновенной,
Но я на редкость современный,
Я не боюсь электротока,
Бесстрашно в воздухе лечу;
Служу на кухне я без срока-
Мне все задачи по плечу.
Горжусь своим я именем:
Зовусь я..............(алюминием).
Сообщение темы и целей урока (запись темы в тетради)
Учитель: «Однажды к древнеримскому императору Тиберию пришел ремесленник и принес чашу невиданной красоты, изготовленную из серебристого и на удивление легкого металла. На вопрос императора о названии чудесного металла ремесленник ответил, что металл получен им из … глины и пока не имеет названия. Император, испугавшись, что новый металл, который можно получать из обыкновенной глины, обесценит серебро и подорвет могущество Рима, повелел чашу уничтожить, ремесленника обезглавить, его мастерскую сравнять с землей!». Теперь, по прошествии тысячелетий, мы не можем сказать, сколько правды лежит в основе этой легенды, рассказанной римским историком Плинием Старшим в своей «Естественной истории», но значительная доля правды в ней кроется. Действительно, алюминий-серебристо-белый, но в отличие от серебра, на удивление легкий металл, который в принципе можно получить даже из глины. Не случайно у нас в России в XIX столетии алюминий называли «глиний».
Сегодня нам предстоит знакомство с алюминием как химическим элементом, так и простым веществом.
Обратите внимание: на ваших столах находятся схемы-кластеры. Именно по ним мы будем поэтапно изучать самый распространенный металл на земле.
Каждому ряду предлагается самостоятельная работа.
Самостоятельная работа.
1 ряд.
Дать характеристику элементу №13 по положению в периодической таблице.
2 ряд.
Указать состав ядра алюминия и строение электронной оболочки.
3 ряд.
Сопоставить строение атомов натрия, магния, алюминия и сделать вывод о химической активности этих металлов.
Ответы учащихся:
Алюминий-металл, находится в 3 группе главной подгруппе, третьем малом периоде; порядковый номер-13, Аr(Аl)=27.
Строение атома: Z(Аl)=13, е(Аl)=13, N(Аl)= Аr-Z= 27-13=14
Аl 1s2,2s2,2р6,3s2,3р1
Аl 1s2,2s2,2р6,3s1,3р2
Выводы: Степень окисления: +3, следовательно, алюминий в реакциях будет восстановитель.
Тип химической связи: металлическая.
Тип кристаллической решетки: металлическая.
Металлические свойства ярче выражены у кальция и еще сильнее у натрия по сравнению с алюминием, так как в ряду Na---Са---Аl число электронов на внешнем энергетическом уровне увеличивается, сила притяжения между ядром и электронами внешнего энергетического уровня увеличивается, атомный радиус уменьшается, энергия ионизации увеличивается, электроотрицательность увеличивается. Следовательно, химическая активность в ряду уменьшается.
Учитель: Но в электрохимическом ряду напряжения металлов алюминий расположен сразу после щелочноземельных металлов. Следовательно, можно предположить о его достаточной химической активности. Поэтому в природе алюминий в свободном виде не встречается. В природе алюминий встречается в виде:
- бокситов,
- каолина,
- нефелина и т. д. (Слайд- ) Месторождения алюминиевого сырья имеются на Урале, в Казахстане, Башкирии.
Учитель: Рассмотрев особенности химического элемента алюминия, перейдем к изучению простого вещества.
Лабораторная работа по теме:
«Физические свойства алюминия»
Инструктивная карта.
1. Рассмотрите алюминиевую проволоку и фольгу.
2. Определите агрегатное состояние вещества алюминия.
3. Какого цвета образцы металла?
4. Определите, имеет ли блеск металл?
5. Опустите кусочек проволоки в воду. Наблюдается ли растворение алюминия в воде?
6. Кратко запишите свои наблюдения согласно плану:
- агрегатное состояние,
- цвет,
- блеск,
- пластичность,
- растворимость в воде.
Дополнение учителя:
- легкий металл; плотность=2,7г/см3
- легкоплавкий металл: tпл.=660оС
- электропроводен (3-е место по электропроводности),
- алюминий в воде не растворяется, т.к. на его поверхности образуется оксидная пленка.
(Слайд-физические свойства алюминия).
Учитель: Мы с вами выяснили, что в химических реакциях алюминий будет проявлять восстановительные свойства. С какими же веществами он должен взаимодействовать?
Учащиеся: Как с простыми, так и со сложными веществами.
Учитель: Записываем: Химические свойства алюминия.
I. Алюминий взаимодействует с простыми веществами- неметаллами.
Опыт: Сгорание порошка алюминия.
Горение бенгальской свечи.
Учитель: Пока горит бенгальская свеча, записываем уравнение химической реакции и разбираем его, как ОВР. 4Аl+3О2=2Аl2О3
Опыт: Взаимодействие алюминия с йодом: смешиваем порошок алюминия с йодом в соотношении 1:15, в середину смеси капаем две капли воды. Врезультате реакции образуется иодит алюминия и фиолетовые пары йода.
Учитель: Записываем уравнение реакции и разбираем его как ОВР.
2Аl+3I2=2АlI3
Видео: - взаимодействие алюминия с бромом;
- взаимодействие алюминия с серой.
Учитель: Записываем уравнения реакций и разбираем как ОВР.
2Аl+3Вr2=2АlВr3
2Аl+3S=Аl2S3
Учитель: Уравнения реакций взаимодействия алюминия с азотом, углеродом и фосфором записываем в молекулярном виде, а дома разбираем как ОВР.
2Аl+N2=2АlN(t800оС)
4Аl+3С=Аl4С3(t2000оС)
Аl+Р=АlР(t500оС)
II. Алюминий взаимодействует со сложными веществами.
Лабораторная работа по теме:
«Взаимодействие алюминия с кислотами и щелочами».
Инструктивная карта.
1. Возьмите две пробирки. В каждую положите по кусочку алюминия. Прилейте в одну из них 1-2 мл. раствора соляной кислоты, а в другую столько же раствора щелочи (NаОН). Что наблюдаете? Пробирки слегка нагрейте.
2. Запишите уравнения соответствующих реакций.
3. Сделайте выводы.
Учащиеся записывают уравнения реакций на доске и разбирают их в свете ОВР.
2Аl+6HCl=2AlCl3+3H2
2Al+2NaOH+2H2O=2NaAlO2+3H2
Вывод: Алюминий проявляет амфотерные свойства, так как взаимодействует как с растворами кислот, так и с растворами щелочей.
Учитель: Для алюминия характерными являются реакции взаимодействия с солями, в состав которых входит менее активный металл: (Cлайд )2АL+3СиSO4=Al2(SO4)3+3Cu,
а также алюминотермия- взаимодействие более активного металла с оксидом менее активного металла: 8Аl+ 3Fe3O4=9Fe+4Al2O3
Учитель: Алюминий взаимодействует с водой (без оксидной пленки):
2 Аl+6H2O=2Al(OH)3+3H2
Записанные уравнения реакций дома разобрать как окислительно-восстановительные.
Алюминий не реагирует с коцентрированными азотной и серной кислотами на холоде.
Учитель: Получение алюминия:
Из минералов в промышленности алюминий может быть получен в основном электролизом расплава:
2Аl2О3-----4Аl+3О2
При получении алюминия используют также металлический натрий:
АlCl3+3Na=Al+3NaCl (метод датского ученого Г.Эрстеда, впервые получившего алюминий).
Опираясь на физические и химические свойства, а также получение, рассмотрим применение алюминия.
Учащий ся.
Применение алюминия и его сплавов во всех видах транспорта, а в особенности воздушного, привело к уменьшению собственной массы транспортных средств и к резкому увеличению эффективности их использования.
Авиаконструкции, моторы, блоки, головки цилиндров, картеры, коробки передач, насосы и многие другие детали также изготавливают из алюминия и его сплавов.
Алюминий и его сплавы применяют также при отделки железнодорожных вагонов, изготовлении корпусов и дымовых труб, спасательных лодок, радарных матч, трапов.Активно используют алюминий и его сплавы в электротехнической промышленности для изготовления кабелей, шинопроводов, конденсаторов, выпрямителей переменного тока. В приборостроении алюминий и его сплавы используют в производстве кино- и фотоаппаратуры, радиотелефонной аппаратуры. Алюминий применяется в строительстве и ядерной энергетике. Нет ни одной отрасли народного хозяйства, где бы не находил применение алюминий.
Закрепление.
Тест.
1 ряд.1.Какова электронная конфигурация атома алюминия?А) 1s22s22p1 Б)1s22s22p3B) 1s22s22p63s23p1 Г) 1s22s22p63s23p63d14s22. С какими из указанных веществ реагирует алюминий?А) СаО Б) HClB) Cl2 Г) NaOH2 ряд.1. Какие из указанных металлов являются более активными, чем алюминий?А) Na Б) CuB) Ca Г) Fe2. Наиболее характерная степень окисления алюминия:А) +1 Б) +2В) +3 Г) +43 ряд.1. Алюминий в химических реакциях проявляет свойства:А) окислителя Б) инертного соединенияВ) восстановителя Г) окислителя и восстановителя2. В промышленности алюминий получают:А) используя в качестве восстановителя металлический натрийБ) электролизом расплава оксида алюминияВ) используя в качестве восстановителя оксид углерода (П)Г) электролизом раствора солей алюминия
Правильные ответы:
1 ряд. 1 ряд 2 ряд 2 ряд 3 ряд 3 ряд
1В2Б, Г 1А, В 2В1В2БВыводы:
1. Алюминий - самый распространенный химический элемент- метал в земной коре.
2. В химических реакциях алюминий является восстановителем, его степень окисления равна +3.
3. Алюминий- активный металл, взаимодействует как с простыми, так и со сложными веществами.
4. Алюминий- амфотерный металл, так как реагирует и с кислотами и со щелочами.
5. В промышленности алюминий получают электролизом расплава оксида алюминия.
Это интересно!!!
Металлический алюминий первым выделил в 1825 году датский химик Ханс Кристиан Эрстед. Пропустив газообразный хлор через слой раскаленного оксида алюминия, смешанного с углем, Эрстед выделил хлорид алюминия без малейших следов влаги. Чтобы восстановить металлический алюминий, Эрстеду понадобилось обработать хлорид алюминия амальгамой калия. Через 2 года Фридрих Велер усовершенствовал метод, заменив амальгаму калия чистым калием.
Домашнее задание: параграф 13, упр.2-5.