Оценка качества деятельности преподавателя как способ совершенствования образовательного процесса


Мордовина Ольга Николаевна
ГБОУ СПО УСПК КК, Россия, г.Усть-Лабинск
Использование информационно-коммуникационных технологий в подготовке воспитателей детей дошкольного возраста
В современном обществе большое внимание уделяется воспитанию информационной  и коммуникационной культуры подрастающего поколения. Профессиональная деятельность будущих воспитателей в сфере дошкольного образования требует от современных студентов огромного запаса знаний в области использования информационных технологий. Важнейшей задачей образования становиться научить человека жить и плодотворно трудиться в мире глобальных коммуникационных сетей, Интернета, подготовить его к восприятию различной информации, научить человека понимать ее. Чтобы достичь обозначенных целей, необходимо применять в образовательной и воспитательной деятельности современные образовательные технологии.
ИК-технологии только тогда приведут к положительной динамике в развитии воспитанников, когда применение их будет в совокупности с другими образовательными технологиями - игровыми, проектными, разноуровнего и креативного обучения, технологиями блочно-модульного (концентрированного) обучения, личностно-ориентированными, развивающими и т.д.  Использование различных педагогических технологий позволяет преподавателю колледжа достигать оптимальных результатов в своей деятельности. С применением ИКТ на учебных занятиях у студентов наблюдается повышенный интерес к урокам, активизируется познавательная деятельность, целеустремленность к познанию будущей профессии.
Использование ИКТ в процессе проведения уроков педагогики и внеклассных мероприятий «Среда развития ребенка», «Точка зрения», «Здоровье ребенка и его аспекты», «Деловое общение», фотогаллерея «Участок детского сада» и др. позволяет студентам в яркой, интересной форме рассматривать объекты изучения, осознавать понятия и определения, видеть объекты занятий в видеороликах и на фотографиях, закреплять материал в интересной форме, что способствует чёткому восприятию информации по той или иной теме.
Применение ИКТ и игровых технологий не только облегчает усвоение учебного материала,  но и предоставляет новые возможности для  развития творческих  способностей  студентов:
повышает мотивацию обучающихся к изучению нового материала;
активизирует познавательную деятельность;
развивает мышление и творческие способности студентов;        
формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
В практико-ориентированной деятельности использование ИКТ приобретает особый смысл. Студенты используют ИК-технологии на учебных занятиях и внеклассных мероприятиях, в организации самостоятельной, исследовательской, проектной и творческой деятельности, в организации их познавательного досуга, в профессиональных выступлениях на совещаниях, советах, заседаниях и т.д.
В зависимости от дидактических целей можно выделить виды  компьютерных программ для сферы дошкольного образования:
порталы и сайты «Воспитатель.ру», «Логопед.ру»,«Солнышко», «Семь гномов» и др.;
программно-методическое обеспечение с использованием интерактивной доски «Мир музыки», «В мире растений», «Уроки хорошего поведения»;
программно-методическое обеспечение для обучения дошкольников рисованию «Фантазеры мультитворчества», «Фантазеры-волшебники» и др.;
программно-методическое обеспечение для развития речи дошкольников: «Учимся говорить правильно» авт. Шевченко Л.Е; «Уроки логопеда», «Помоги Незнайке» авт. Волкова И.И.;
программное обеспечение для работы психолога «Диагностическое лото дошкольника», «Маленький искатель» и др.;
серии занятий «Фантазеры. Волшебный конструктор», включающие пять блоков: «Сказки природы», «Цветочная фантазия», «Строитель-архитектор», «Художник», «Театр из бумаги» на основе интеграции образовательных областей в сфере дошкольного образования;
серии занятий «Домашний логопед» и консультации для родителей по логопедии с практикумом;
познавательные и обучающие игры «Учимся говорить», «Читаем по слогам», «Устный счет»;
игры по декоративно-прикладному искусству «Создай узор» с элементами гжельской, хохломской, жостовской росписей и др.;
тренажеры «Звуки русского алфавита»;
образовательные программы для дошкольников «Игры для тигры», «Уроки тетушки Совы», «Песни для детей»;
демонстрационные мультипликационные фильмы серии «Спасайкин», «Приключение  Юли и Ромы», «Даша-следопыт»;
мультимедийные презентации и электронные учебники;
сюжеты из мультфильмов и сказок, с использованием метода стоп-кадра, с вопросами и заданиями к ним.
Студенты активно принимают участие в исследовании новых форм программного обеспечения в области дошкольного образования и являются зарегистрированными участниками детских порталов «Дети-66», «Солнышко», «Proшколу», где  с интересом играют в обучающие игры, которые позволяют с легкостью изучать новый материал. ИК-технологии используются в процессе изучения новых для студентов понятий, определений, терминов (электронные словари и энциклопедии), для обобщения и систематизации знаний при выполнении игровых занятий и творческих заданий.
На основе работы со специализированными обучающими программными средствами, а также для подготовки тематических презентаций студенты приобретают первичные навыки работы в программе POWER POINT.
Опыт практической деятельности показал, что работа с нетбуком, демонстрация презентационных материалов на занятиях улучшают восприятие учебного материала. Студенты считают, что уроки с показом мультипликационных фильмов, презентаций гораздо интереснее, чем рассказ преподавателя с применением печатного раздаточного материала. Они признают, что интерактивный подход помогает более глубоко осознавать содержание учебного материала и подбирать необходимые методические подходы, анализировать и активно участвовать в уроках.
К преимуществам использования интерактивных средств воспитания можно также отнести то, что при подготовке презентации располагать необходимые материалы внутри одного файла, связывая их гиперссылками. Воспроизведение аудио- и видеоматериалов также помещать в слайды, проигрывая небольшие отрывки, если в этом есть необходимость. Использование в процессе обучения и воспитания интерактивных средств позволяет производить быструю смену дидактического материала, активизировать процесс воспитания.
Мультимедийные презентации имеют в своём составе видеофрагменты, которые позволяют продемонстрировать на учебных занятиях видеосюжет, представляющий изучаемое явление на прогулке ДОУ, на занятиях или на родительском собрании. Собственные достижения в области информационных технологий обучающиеся демонстрируют при проведении открытых занятий, на конференциях различного уровня, во внеурочное время.
Использование Skype, как средства применения ИК-технологии, позволяет просматривать демоверсии, участвовать в дистанционных конференциях и курсах повышения квалификации.