Внутришкольная система оценки качества образования


ВНУТРИШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА
ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Проблемно-ориентированное обоснование выдвигаемых целей и задач:

Переход к компетентностному обучению поставил педагогический коллектив в нетрадиционную, непривычную ситуацию. Можно отметить, что компетентностное обучение не опровергает фундаментальных педагогических основ, а является своеобразной современной оптикой, позволяющей педагогу увидеть под иным, новым углом зрения и ученика, и школу, и общество, и социальный заказ.
Деятельность учителя пополняется новыми педагогическими функциями, иначе выстраиваются приоритеты, меняются цели и ожидаемые результаты, не как прежде прочитываются роли ученика и учителя. Важным становится не простая информированность учителя, а понимание и принятие перемен. Невозможно измениться, не понимая сущности необходимых изменений.
Учителю приходится преодолевать свое собственное внутреннее сопротивление к непонятным переменам, делать их для себя понятными, необходимыми и важными, администрация же школы постоянно балансирует между привычным функционированием и нововведениями, анализируя ситуацию в учебном заведении. Она призвана решать проблемы, разрабатывая стратегии построения управленческих решений и шагов, внедрять изменения, преодолевая возможное сопротивление со стороны педагогического коллектива.
Разработанная система внутришкольной системы оценки качества образования может предложить новые инструменты для работы с педагогами в целях их поддержки, развития педагогической культуры, осознанной коррекции собственной деятельности.
Деятельность педагога является основным механизмом повышения качества образования. Возникают вопросы: Как управлять качеством обучения в новых условиях компетентностного обучения? Как оценить деятельность педагогов? Как определить основные позиции в деятельности педагогов, которые можно рассматривать как критерии оценивания ее эффективности?
Ответить на эти вопросы без построения системы внутришкольной оценки качества образования, разработки критериев оценивания невозможно.

Цель программы :
Построение целостной системы внутришкольной оценки качества образования через получение достоверной информации о состоянии качества образования в школе, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень и принятие обоснованных и своевременных управленческих решений на школьном уровне.

Основные задачи:
Внедрение инновационных образовательных технологий для обеспечения стандарта качества образования и удовлетворение потребности в получении качественного образования со стороны всех субъектов школьного образования.
Совершенствование содержания образования
Развитие единого информационного пространства школы
Мониторинг реализуемого процесса по показателям, которые могут выступать характеристиками нового качества обучения: новые знания, формирование ключевых компетенций, позитивная социализация и активная гражданская позиция; развитие здоровьесбережения, снижение отрицательных последствий в процессе обучения; повышение профессиональной компетентности педагогов; рост адаптивности, мобильности, конкурентоспособности выпускников, престижа учебного заведения.
Введение эффективного контракта педагога.

Реализация задач:

Задачи Программы реализуются через следующие направления:

Создание творческой группы педагогов по реализации программы опытно-экспериментальной работы.
Апробация и внедрение в практику воспитания и образования инновационных технологий, способствующих реализации компетентностного подхода: критического мышления, исследовательская, проектная, модерации, активных методов обучения.
Апробация новых учебно-методических комплектов (УМК), удовлетворяющих требованиям ФГОС.
Создание технологии мониторинга: качественный анализ результатов должен быть построен на вовлечении самого учителя в процесс оценивания. Самооценка и взаимооценка - главные механизмы ведения мониторинга.
Корпоративное обучение педагогов новым технологиям и принципам мониторинга через систему семинаров, мастер классов, открытых мероприятий.
Административный анализ результатов внутреннего и внешнего мониторинга для определения качества приобретаемых эффектов нововведений.









































ПАСПОРТ
НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Внутришкольная система оценки качества образования оценки качества образования

РАЗРАБОТЧИК
Администрация МБОУ СОШ

ЦЕЛИ ШСОКО
создание эффективной системы получения и распространение достоверной информации о состоянии качества образования в школе
получение объективной информации о состоянии качества образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень
принятие обоснованных и своевременных управленческих решений на школьном уровне

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
обеспечение регионального стандарта качества образования и удовлетворение потребности в получении качественного образования со стороны всех субъектов школьного образования.
аналитическое сопровождение управления качеством обучения и воспитания школьников;
экспертиза, диагностика, оценка и прогноз основных тенденций развития школы;
информационное обеспечение управленческих решений по проблемам повышения качества образования
осуществление организационных мероприятий по обслуживанию ЕГЭ;
обеспечение внешних пользователей (представители исполнительной и законодательной власти, работодатели, представители общественных организаций и СМИ, родители, широкая общественность) информацией о развитии образования в школе, разработка соответствующей системы информирования внешних пользователей.
информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга школьной системы образования;
разработка единой информационно-технологической базы системы оценки качества образования;
обеспечение условий для самооценки и самоанализа всех участников образовательного процесса;
реализация механизмов общественной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии стратегических решений в области оценки качества образования;
определение рейтинга педагогов и стимулирующей надбавки к заработной плате за высокое качество обучения и воспитания.

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
использование эффективных диагностических и оценочных процедур, мониторинговых исследований по оценке качества образования, образовательного процесса и результатов труда педагогов;
обеспечение открытости и достоверности информации о деятельности школы
стимулирование и поддержка стремления участников образовательного процесса к постоянному повышению качества образования

СРОКИ ДЕЙСТВИЯ
2011-2016 г.г.

ИСПОЛНИТЕЛИ
Педагогический коллектив школы
Учащиеся школы

ПОЛЬЗОВАТЕЛИ
обучающиеся и их родители;
Совет Школы.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Позитивная динамика качества знаний учащихся
Разработка и внедрение системы статистики и мониторинга
Применение в образовательном процессе инновационных технологий
Прозрачность и открытость системы образования для всех категорий пользователей образовательными услугами

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ
Управление реализацией и контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляет:
Администрация школы (директор и его заместители) формируют концептуальные подходы к оценке качества образования, обеспечивают реализацию процедур контроля и оценки качества образования, координируют работу различных структур, деятельность которых связана с вопросами оценки качества образования, определяют состояние и тенденции развития школьного образования, принимают управленческие решения по совершенствованию качества образования.
Руководители МО педагогов школы обеспечивают помощь отдельным педагогам в формировании собственных систем оценки качества обучения и воспитания, проводят экспертизу индивидуальных систем оценки качества образования, используемых учителями.
Совет Школы участвует в обсуждении и заслушивает руководителей школы по реализации ШСОКО, дает оценку деятельности руководителей и педагогов школы по достижению запланированных результатов в реализации программы развития школы.
Педагогический совет школы участвует в обсуждении ШСОКО и оценке ряда показателей качества школьного образования.
Согласованная работа всех организационных структур ШСОКО позволяет обеспечить школьный стандарт качества образования


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Причины разработки Программы
необходимость в информации о результатах успеваемости и качестве знаний;
необходимость прогнозирования результатов образования;
недостаточная организация качества образования;
отсутствие диагностики затруднений учащихся и учителей.


Организационные условия
Мероприятия по реализации целей и задач ШСОКО планируются и осуществляются на основе проблемного анализа образовательной системы школы, определения методологии, технологии и инструментария оценки качества образования (см. Приложение 1)
Результаты оценки качества образования доводятся до сведения педагогического коллектива, родителей обучающихся (законных представителей), учредителя, общественности и общественных организаций.
Администрация школы ежегодно размещает публичный доклад о состоянии качества образования и финансово-хозяйственной деятельности на своем сайте в Интернете.

Объекты ШСОКО
(см. Приложение 2)
индивидуальные образовательные достижения обучающихся;
профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению требуемого качества результатов образования
качество организации образовательного процесса;
материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
инновационная деятельность;
комфортность обучения;
доступность образования;
система дополнительных образовательных услуг;
организация питания;
10.состояние здоровья обучающихся;
воспитательная работа;
финансовое обеспечение.

Источники данных
Статистическая отчетность по образованию
Результаты специальных социологических опросов
Результаты специального тестирования учащихся

Этапы реализации Программы:

1 этап:
Создание условий для объективной оценки качества образования - 2011 год.

2 этап:
Переход на массовую систему оценки качества образования – 2012-2014 год.

3 этап:
Сопоставление результатов образовательной деятельности учреждения и образовательных систем – 2015 год.


Первый этап (2011 год)
Задачи:
Объективная оценка уровня подготовки выпускников 11-х и 9-х классов
Участие в городских и краевых семинарах по подготовке специалистов по проблемам управления качеством образования (эксперты, методисты, организаторы, руководители ОУ, педагоги)
Внедрение научно-методического и программного обеспечения оценки результатов образования для общеобразовательных учреждений (контрольно-измерительные материалы, нормативные и методические материалы)
Переход на массовую объективную оценку уровня подготовки выпускников 11-х классов в форме ЕГЭ и 9-х классов в новой форме
Диагностика текущей результативности учебного общеобразовательного процесса (по предметам и классам)
Переход на новую систему аттестации педагогов
Переход на новую систему аттестации и аккредитации ОУ
Участие в городских и краевых семинарах по подготовке специалистов по проблемам управления качеством образования для различных типов образовательных учреждений (эксперты, методисты, организаторы, руководители ОУ, педагоги)
Второй этап (2012-2014 год)
Задачи:
Переход на массовую объективную оценку уровня подготовки выпускников 11-х классов в форме ЕГЭ и 9-х классов в новой форме, начальной школы.
Анализ состояния качества образования.
Принятие административных решений по совершенствованию образовательного и воспитательного процессов в образовательном учреждении.
Третий этап: 2015 год
Задачи
Принятие административных решений по совершенствованию образовательного и воспитательного процессов в образовательных учреждениях.


Мотивационные механизмы управления ШСОКО
Премирование педагогов, достигших высоких результатов по итогам оценки их деятельности.









ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Структура мониторинга внутри учебного заведения

Объекты мониторинга
Цели мониторинга
Периодичность
Ответственный
Результат

Общие показатели и материально-техническая база образовательного учреждения
Сбор данных об оснащенности учебного процесса, об уровне квалификации педагогических работников и изменениях качественного и количественного состава обучающихся
1 раз в год
Руководители МО, зам. дир. по УВР
Аналитические записки, диаграммы

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
Сбор информации об обеспеченности учебного процесса учебной и методической литературой, средствами наглядности и т.д.
1 раз в год (май)
Руководители МО
Сводные таблицы, диаграммы

Методическая работа школы

Создание банка данных о деятельности МО

1 раза в год (май)

Руководители МО, зам. директора по УВР

Аналитический отчет, включающий графики и диаграммы

Деятельность учителя
Сбор информации об уровне профессионализма учителей
1 раз в четверть
Зам. дир. по УВР
Таблицы, справки, диаграммы

Деятельность классного руководителя
Определение уровня профессиональной компетентности классного руководителя, создание банка данных учащихся, информации об их уровне обученности, воспитанности
1 раз в четверть
Зам. дир. по ВР, социальный педагог
Справки, таблицы, диаграммы

Нормативно-планирующая документация

Анализ качества календарно-тематического планирования
2 раза в год (сентябрь, апрель)
Руководители МО
Протоколы

Деятельность учащихся
Определение уровня обученности учащихся
По четвертям
Классные руководители, зам. дир. по УВР
Аналитические отчеты, диаграммы, таблицы






ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Объекты ШСОКО
1. В качестве индивидуальных образовательных достижений обучающихся могут быть:
образовательные достижения по отдельным предметам;
динамика образовательных достижений;
отношение к учебным предметам;
внеучебные компетентности (познавательные, социальные, информационные и т.д.);
удовлетворенность образованием;
степень участия в образовательном процессе (активность работы на уроке, участие во внеурочной работе и т.д.);
дальнейшее образование и карьера выпускника.
Процедура оценки качества индивидуальных образовательных достижений обучающихся включает в себя:
единый государственный экзамен (ЕГЭ);
государственную (итоговую) аттестацию в новой форме выпускников 9-х классов;
промежуточную и текущую аттестацию обучающихся (мониторинг и диагностика обученности);
мониторинговые исследования качества знаний обучающихся 4-х классов по русскому языку, математике;
участие и результативность работы в школьных, городских, краевых и др. предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, фестивалях;
мониторинговое исследование обученности и адаптации обучающихся 5-х и 10-х классов;
мониторинговое исследование обучающихся 1-х классов «Готовность к обучению в школе и адаптация».
2. Процедура оценки профессиональной компетентности педагогов и их деятельности по обеспечению требуемого качества образования включает в себя:
новую систему аттестации;
отношение к инновационной работе;
отношение и готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов, участие в работе методических объединений, участие в научной работе и т.д.);
знание и использование современных педагогических методик и технологий;
образовательные достижения обучающихся (хорошисты, отличники, медалисты, победители олимпиад, конкурсов, смотров, фестивалей и т.д.);
подготовку и участие в качестве экспертов ЕГЭ, аттестационных комиссий, жюри и т.д.;
личные достижения в конкурсах «Учитель года», «Самый классный классный», ПНПО и других профессиональных конкурсах;
участие в информационных педагогических сообществах.
3. Процедура оценки качества образовательного процесса включает в себя:
результаты лицензирования, аттестации и государственной аккредитации;
оценку достижений в Приоритетном национальном проекте «Образование», КПМО, различных конкурсах, проектах;
эффективность механизмов самооценки и внешней оценки достоинств и недостатков в учебной, научно-методической, административной и хозяйственной деятельности, принятия стратегически значимых решений путем анализа ежегодных публичных докладов.
4. Процедура оценки качества материально-технического обеспечения образовательного процесса включает в себя:
наличие и достаточность информационной (компьютерной, мультимедийной и др.) техники, её соответствие современным требованиям;
программно-информационное обеспечение, наличие Интернета, эффективность использования в учебном процессе;
оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью;
обеспеченность методической и учебной литературой.
5. Процедура оценки качества инновационной деятельности включают в себя:
оценку эффективности введения предпрофильной подготовки и профильного обучения;
оценку воздействия инноваций на развитие системы образования в целом;
полезность и практическая значимость инновационных процессов.
6. Процедура оценки комфортности обучения включает в себя:
оценку соответствия службы охраны труда и обеспечение безопасности (техники безопасности, охраны труда, противопожарной безопасности, производственной санитарии, антитеррористической защищенности) требования нормативных документов;
оценку состояния условий обучения требованиям СанПиН (к размещению ОУ, земельному участку, зданию, оборудованию помещений, воздушно-тепловому режиму, искусственному и естественному освещению, водоснабжению и канализации, режиму общеобразовательного процесса, организации медицинского обслуживания, организации питания);
оценку морально-психологического климата.
7. Процедура оценки доступности образования включает в себя:
анализ и оценку системы приема обучающихся в школу;
оценку отсева обучающихся на всех ступенях обучения (количество, причины, динамика, законность);
конкурентоспособность (отношение количества детей школьного возраста, проживающих в микрорайоне школы, но обучающихся в других ОУ, к количеству детей, проживающих в других микрорайонах, но обучающихся в школе);
оценку открытости школы для родителей и общественных организаций.
8. Процедура оценки системы дополнительного образования включает в себя:
количество предоставляемых школой дополнительных образовательных услуг и охват ими обучающихся;
заинтересованность родителей и обучающихся в дополнительных образовательных услугах, в т.ч. и платных;
степень соответствия количества и качества дополнительных образовательных услуг запросам родителей и обучающихся;
результативность предоставляемых образовательных услуг (наличие победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, фестивалей и т.д.);
применимость полученных знаний и умений на практике.
9. Процедура оценки организации питания включает в себя:
определение категории и количества детей, обеспечиваемых бесплатных питанием;
изучение порядка определения контингента обучающихся, нуждающихся в бесплатном питании;
количества обучающихся, получающих горячее питание за счет бюджетных средств и средств родителей;
наличие претензий к качеству и ассортименту питания;
соблюдение нормативов и требований СанПиН 
10. Процедура оценки состояния здоровья обучающихся  включает в себя:
наличие медицинского кабинета и его оснащенность в соответствии с современными требованиями;
регулярность и качество проведения санитарно-эпидемиологических и гигиенических профилактических мероприятий;
оценку заболеваемости обучающихся, педагогических и других работников;
оценку эффективности оздоровительной работы (оздоровительный компонент содержания учебных предметов, здоровьесберегающие программы, режим дня, организация отдыха и оздоровления детей в каникулярное время и т.д.);
оценку состояния физкультурно-оздоровительной работы (распределение школьников по уровню физического развития, группам риска, группам здоровья, группам физической культуры);
оценку объема и качества социальной и психологической помощи.
11. Процедура оценки качества воспитательной работы включает в себя:
степень вовлеченности в воспитательный процесс педагогического коллектива и родителей;
демократичности, характера планирования воспитательной работы;
охват обучающихся таким содержанием деятельности, которая соответствует их интересам и потребностям;
наличие детского самоуправления, его соответствие различным направлениям детской самодеятельности;
удовлетворенность обучающихся и родителей воспитательным процессом и наличие положительной динамики результатов воспитания на уроке, вне урока, вне школы;
наличие положительной динамики в оценке обучающимися роли школы, класса, учителей, товарищей, удовлетворенности обучением, проведением досуга, отношениями с родителями;
наличие сложившейся системы стимулирования участников воспитательного процесса.
12. Процедура оценки качества финансово-экономической деятельности включает в себя:
оценку своевременности, объективности и открытости введения новой системы оплаты труда;
анализ штатного расписания;
анализ наполняемости классов;
анализ сметы по бюджетным ассигнованиям на финансовый год и продуктивности использования её расходной части;
наличие договоров по платным дополнительным образовательным услугам и другим приносящим доход услугам;
оценку управленческих решений, принятых по актам проверок и обследований финансово-хозяйственной деятельности школы вышестоящими и другими организациями.









13PAGE 15


13PAGE 14915




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315