Выступление Формирование межкультурной компетенотности через внеурочную деятельность (1-4класс)

Формирование межкультурной компетентности через внеурочную деятельность.

"Мы счастливы оттого, что много других
народов живет вокруг нас".
Давид Кугультинов
Одной из важных проблем современного образования является воспитание у учающихся культуры межнациональных отношений. Актуальность этой проблемы объясняется тем, что сегодня в обществе возрастает уровень дискриминации личности, экстремизма, насилия.
Межкультурная компетентность – это готовность и способность принимать участие в диалоге культур, что предполагает знание собственной культуры и культуры страны в которой ты живешь. Необходимым условием при этом является соблюдение принципов сотрудничества, взаимного уважения и терпимости к культурным различиям разных народов.
Межкультурная компетентность формируется на базе коммуникативной и в процессе ее освоения. В психологии установлено, что присутствие в сознании участника общения своего «личного багажа» - своей собственной культуры (индивидуальной картины мира) и так или иначе противопоставленного ему «чужого мира» (чужого образа сознания) создает «диалогичность» личности. Именно диалогичность личности является важным фактором ее развития и делает ее способной к участию в диалоге культур.
Необходимость формировать межкультурную компетентность младших школьников обусловлено несколькими причинами: во-первых, мы живём в России, а это государство, в котором проживают многочисленные народы, нации и национальные группы. Во-вторых, это то, что живём мы сегодня в веке бурного туризма. Дети с самого раннего возраста начинают путешествовать с родителями по  странам ближнего и дальнего зарубежья. Другая причина – это то, что экономические процессы всё более проникают друг в друга и географические границы между государствами размываются. Поэтому стало очень важно, чтобы многообразие культур перестало быть фактором, препятствующим диалогу между представителями разных сообществ, и стало средством взаимного понимания и обогащения, инструментом творческого развития социально активной и самостоятельной личности. 
В нашей школе обучаются дети разных национальностей. Учитывая многонациональность контингента, педагогический коллектив находится в постоянном поиске путей, способов мирного сосуществования ребят разной национальности. Через учебную и внеурочную работу мы формируем человека с его индивидуально- личностным отношением к всемирной культуре, национальной культуре, к себе, к своему народу. Особенно учащимся нравится внеурочная деятельность. Она создает условия для расширения и углубления знаний по этнокультурным, эстетическим ценностям.
Я хочу рассказать о своей работе по формированию межкультурной компетентности у младших школьников во внеурочной деятельности.
В нашей школе традиционными стали " Неделя хакасского языка и литературы", " Неделя русского языка и литературы", " Неделя английского языка", фестивали. Все учащиеся с удовольствием участвуют в мероприятиях, которые проводятся в рамках этих недель. Такие мероприятия способствуют общению между учащимися разных классов.
Для того чтобы общение было успешным, необходимо соблюдение следующих условий:
деятельность учащихся должна быть направлена на социокультурное исследование страны где ты живешь через создание проблемных ситуаций, максимально учитывающих иноязычную культуру, социальный опыт школьников и их межпредметные знания;
исследовательская деятельность учащихся, ее результативность;
стимулирование возникновения и развития познавательного интереса учащихся в рамках исследовательской деятельности диктует необходимость:
использовать индивидуальную, групповую, коллективную, устную, письменную и другие формы работы;
создавать на занятиях благоприятную для учащихся атмосферу, стимулирующую их интерес к познанию культуры страны;
активизировать самостоятельную деятельность учащихся, стимулировать их к самооценке, самообразованию, саморазвитию и самовыражению;
использовать материал, отвечающий интересам и потребностям школьников, но качественно и количественно выходящий за рамки программы за счет информации из других учебных дисциплин.
В своей работе для реализации условий межкультурного общения я используютакие формы работы как:
исследовательские занятия;
подготовку сообщений, репортажей;
написание рефератов;
занятия-игры;
проектные задания;
музейные уроки.
Исследовательские занятия являются наиболее продуктивной формой поисково-познавательной деятельности. На исследовательских занятиях с целью формирования межкультурной компетентности я использую следующие творческие поисково-познавательные задания:
составление репортажа в устной форме;
написание сочинения-рассуждения;
изготовление различных наглядных пособий: карт, схем, макетов;
составление кроссвордов;
Основным требованием к выполнению этих заданий является обязательное использование социокультурного и языкового материала.
Подготовка сообщений в рамках поисково-познавательной деятельности рассчитана на побуждение учащихся к действию, к проявлению интереса к вербальной оценке представленных фактов и событий. Благодаря наличию этого материала обогащаются знания учащихся о социокультурном портрете изучаемых стран и регионов, народов, историко-культурном фоне их развития, то есть создается содержательная база для формирования межкультурной компетентности.
Написание рефератов активизирует познавательный интерес школьников к темам историко-географического, этнографического, страноведческого, культурологического характера.
Интересной формой игровых занятий является так называемое «воображаемое путешествие». Учащимся дается задание написать небольшое сочинение о якобы совершенном путешествии в другую страну, регион. город с целью описать. Такие сочинения могут служить сценариями для проведения ролевых игр во внеурочной деятельности.
Проектная деятельность поможет формированию межкультурной компетентности, так как дает школьникам возможность соединить ценностно-смысловые основы культуры страны.
В своей работе я использую следующие виды проектов:
исследовательские;
практико-ориентированные;
информационные;
творческие.
Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование и включает в себя выбор тем, обоснование ее актуальности, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обобщение и анализ полученных результатов (тетрадь Савенкова).
Практико-ориентированный проект направлен на формирование межкультурной компетентности учащихся через решение социальных задач, отражающих их интересы. Эти проекты отличает четко обозначенный результат деятельности, например, в виде учебных пособий для уроков окружающего мира, литературного чтения, иностранного языка.
Информационный проект направлен на сбор информации из различных предметных областей о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации межкультурного характера.
Творческие проекты предполагают свободный подход к их выполнению с целью формирования межкультурной компетентности. Это могут быть театрализации, произведения изобразительного  и декоративно-прикладного искусства, презентации и др.
Огромное значение при формировании межкультурной компетентности играют музейные уроки. Включение в практику воспитательной работы регионального компонента по краеведению существенно расширяет возможности ознакомления детей с местными традициями, многонациональной культурой родного края, народным декоративным и прикладным искусством. Тесно сотрудничаем с учреждениями дополнительного образования, которые находятся на территории не только нашей республики.
Особенно интересен ребятам детский фольклор. Учащиеся с удовольствием ищут потешки, скороговорки, считалки. Сравнивают, находят различия. В Минусинском музее им. Мартьянова Побывали в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -это русская изба, где есть настоящая русская печка, бабушки в национальных костюмах поют песни, рассказывают прибаутки, потешки. Посетили [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] где своими руками изготавливали из глины кухонную утварь.
В ХГУ им. Н.Ф. Катанова на базе музея-юрты посещали экскурсию под названием «Белая юрта», в которой широкое применение нашло художественное, историческое и этнографическое содержание произведений хакасского героического эпоса.
Давнее сотрудничество с Абаканским краеведческим музеем позволяет познакомить учащихся с историей, природой археологией нашего края, страны.
Музейная программа для первоклассников «Первые встречи с музеем»
Сентябрь
Первая встреча с музеем на «Машине времени» - интерактивная экскурсия.
Экскурсия по Аллее каменных изваяний. Мастер-класс «Рисунки из прошлого».
Октябрь
«Древняя история Хакасии» - интерактивная экскурсия.
Мастер-класс «Археологическая мастерская»
Путешествие в мир творчества древнего человека. Мастер-класс «Петроглифы Хакасии»
«В школу с Филипком» - интерактивная экскурсия
Ноябрь – декабрь
«Сказочной тропой» - театрализованная экскурсия по экспозиции «Природные богатства Хакасии».
«Сбережем родную землю» - экологический урок.
Музейная игра «Угадайка».
«Любуемся творениями матушки природы» - экскурсия по экспозиции «Недра Хакасии».
«Славянские традиции встречи Нового года» - интерактивная экскурсия.
Мастер-класс по бумагопластике «Новогодняя елка».
«Новогодний переполох» - театрализованная экскурсия
Январь – 3 занятия
Театрализованная экскурсия «Приключение талгана»
«Что в имени твоём» - интерактивная беседа
Мастер-класс «Акварель по-мокрому». Знакомство со снежным барсом
Февраль – 3 занятия
«Игры хакасских детей» - интерактивный урок
«Юрта - традиционное жилище хакасов» - интерактивная экскурсия
«Легенды родного дома» - интерактивная экскурсия по этнографии, мастер-класс «Этностиль»
Март – 3 занятия
Мастер-класс по мыловарению «Подарок маме»
«Хакасские народные сказители» - музейное занятие
«Чыл Пазы» - Традиции встречи хакасского нового года
Апрель – 4 занятия
«Легенды дворянского дома» тематическая экскурсия, пасхальный мастер-класс
«Из истории вещей» - музейный урок
«Наши храбрые земляки» - музейное занятие
«Отголоски войны» – музейное занятие
Май – 3 занятия
«Спасибо Деду за Победу» - война глазами детей
Мастер-класс «Кофе-арт»
Игра-конкурс «Музейная бродилка», посвященная Международному Дню музеев

В результате сопоставлений учащиеся начинают лучше понимать свою культуру, как бы познают ее с другой стороны, видят иными глазами.
Маленькому ученику нужно помочь осознать, что мир многообразен и многокрасочен. Ведь формирование межкультурной компетентности у младшего школьника призвано позволить ему: быть чувствительным к восприятию привычного и чужого; видеть в хорошо знакомом чужое и в чужом – привычное, общее; признавать/замечать чужое как чужое; преодолевать чувства страха и неуверенности, возникающее при встрече с чужими/непривычными; быть открытым для других культур.
Систематическая работа по развитию навыков сопоставительного анализа разных культур и умения выявлять в них сходство и национальное своеобразие человека, жизни, высоких духовно- нравственных ценностей является прочной основой формирования межкультурной компетентности учащихся.

Заголовок 215