«Самообразование педагога – важная составляющая профессиональной компетенции»


ОБРАЗОВАНИЕ – ЭТО ИНДУСТРИЯ, НАПРАВЛЕННАЯ В БУДУЩЕЕ. С.П. КАПИЦА Самообразование педагога – важная составляющая профессиональной компетенции. Воспитатель Гордийчук Е.Н. Особенно актуальной проблема самообразования педагогов  стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. В информационном обществе особую роль играет процесс трансформации информации в знание.  И в нашей стране образ педагога всегда связывался с интеллектуальным и нравственным потенциалом, с профессиональной компетентностью и культурным уровнем, опережающим уровень социального окружения. Высокая личная ответственность и постоянное самообразование отличает и сегодня педагога, понимающего, что качество обучения и воспитания в образовательных учреждениях, повышение эффективности этих процессов напрямую зависит от уровня подготовки педагога. «САМООБРАЗОВАНИЕ - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. В основе самообразования — интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала ». Педагогический словарь Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться. А.С. Макаренко В деле воспитания процессу саморазвития должно бытьотведено самое широкое место. Человечество всего успешнееразвивалось только путем самообразования. Герберт Спенсер Основная задача работы педагога по теме самообразования – это систематическое повышение своей профессиональной компетенции.Работа по теме самообразования призвана содействовать и создавать условия самосовершенствованию, саморазвитию и самореализации . При отборе содержания самообразования учитывается уровень квалификации педагога; объективные профессиональные потребности, его личные интересы; специфика образовательного учреждения , в котором работает педагог, этап его развития. Только те знания прочны и ценны, которые Вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью…  К.И. Чуковский Где это только возможно, обучение должно стать переживанием. Альберт Эйнштейн Мотивы самообразования педагога:ежедневный поиск и анализ новой информации,желание совершенствовать свое педагогическое мастерство и творчески реализовываться;стремительный рост современной науки, изменения в жизни общества;конкуренция, общественное мнение;соответствие требованиям и материальное стимулирование;личный интерес. В системе подготовки педагога также важное значение приобретает изменение его индивидуального стиля работы, который происходит в процессе формирования опыта творческой деятельности и зависит от условий постоянно меняющейся образовательной среды. Индивидуальный стиль работы предполагает развитие авторского мышления педагога, проявляется в овладении творческими умениями анализировать условия образовательной среды, предвидеть последствия изменения образовательной среды, оценивать собственные интеллектуальные ресурсы, прогнозировать результаты своей деятельности, выявлять потребности общества в данный период и в перспективе проектировать гибкую модель собственного образовательного маршрута. Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей. Дьердь Пойа Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию. Иоганн Генрих Песталоцци Составляющие процесса самообразования:Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения;Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом;Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности;Совершенствовать свои знания в области классической и современной педагогики и психологии;Повышать уровень своей эрудиции правовой и общей культуры. Знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью. Л.Н. Толстой Интернет ресурсы: http: //wwwpedsovet.su //wwwproshkolu.ru //openclass.ru //1sehtember.ru //infourok.ru, multiurok.ru…Журналы: «Воспитание школьников», «Вестник образования», «Педагогическая мастерская», эл. версии журналов…Литература: Мухина «Возрастная психология», Януш Корчак «Как любить ребенка» … Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться. Элвин Тоффлер Виды деятельности, способствующие профессиональному росту педагога:Чтение конкретных педагогических изданий; Чтение методической, педагогической и предметной литературы; Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиях; Посещение семинаров, тренингов, конференций, мероприятий и занятий коллег; Систематическое прохождение курсов повышения квалификации; Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег; Изучение информационно-компьютерных технологий. Формы организации самообразования педагога: специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период): в рамках курсовой подготовки в ИПК, с использованием дистанционных технологий; групповая самообразовательная работа: работа методических объединений, творческих групп (выступления с докладами и сообщениями, ежегодные отчеты, посещение и анализ мероприятий коллег, тематические мероприятия в рамках морской игры и метод. недели, в отделении);проведение циклов лекций, семинаров, педагогических чтений; индивидуальная самообразовательная работа с помощью:средств массовой информации,вычислительной и оргтехники,библиотек, музеев,исследований, экспериментов,осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности,формирование портфолио (участите в разнообразных конкурсах, мастер-классах, сетевых сообществах и т.д.) Функциональный план самообразовательной деятельности педагога может быть представлен разными функциями: 1) экстенсивная – накопление, приобретение новых профессиональных знаний, в том числе и о личностно ориентированном подходе, способах его реализации в педагогической деятельности;2) компенсаторная – ликвидация "белых пятен" в своем образовании; обретение и расширение опыта личностно ориентированного взаимодействия;3) саморазвитие – совершенствование личностных качеств;4) методическая – преодоление профессиональной узости;5) сотворческая – содействие творческой работе, дополнение ее, сопровождение и осуществление творческой самореализации;6) функция преодоления сложившихся стереотипов, предупреждения застоя в развитии педагога и в целом образовательного учреждения. Следовательно, самообразование – необходимое, постоянное слагаемое педагогической деятельности и саморазвития педагога как важного фактора и условия развития его профессиональной компетентности. Самообразование имеет двойной результат: происходят изменения в качествах личности воспитателя, в его профессиональной компетентности и опосредованно в качестве деятельности образовательного учреждения. Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить. А. Дистервег Подбор темы.Определение целей  и задач.Дата начала работы над темой.Подбор видов деятельности в рамках работы над методической темой.Подбор источников самообразования.Результаты самообразования и их трансляция на учрежденческом, городском, региональном уровне. Алгоритм  работы над   темой самообразования Самообразование – специально организованная, самодеятельная, систематическая, познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно или общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов; общекультурных и профессиональных интересов, повышение квалификации. Тема по самообразованию: (с учетом методической темы ОУ)______________________________________________________________________________________________________________Цель:__________________________________________________________________________________________________________Задачи:________________________________________________________________________________________________________Основные формы и методы работы:________________________________________________________________________________________________________Прогнозируемый результат:____________________________________________________________________________________________________ Алгоритм составления плана по самообразованию На основании выбранной темы педагог  разрабатывает личный план работы. В плане указываются:название темы,цели,задачи,предполагаемый результат,этапы работы,сроки выполнения каждого этапа,действия и мероприятия,  проводимые в процессе работы над темой,способ демонстрации результата проделанной работы,форма отчета по проделанной работе. По окончании работы над темой - отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов. Если человек не знает к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Луций Анней Сенека Делопроизводство Перспективный план работы по теме самообразования.Текущий план работы по теме самообразования.Список изученной литературы по теме самообразования.Ежегодный отчёт по теме самообразования.Итоговый отчёт по теме самообразования. Результат самообразования (на некотором этапе):Повышение качества педагогической работы (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество).Разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы и т. д. Доклады, выступления.Разработка новых форм, методов и приёмов.Разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей.Выработка методических рекомендаций по применению новых технологий, в том числе и ИКТ.Разработка и проведение открытых мероприятий по собственным, новаторским технологиям.Проведение семинаров, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме. В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель. К.Д. Ушинский Таким образом, в век высоких технологий чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем эффект от его работы больше. Но все же главное – это желание педагога работать над собой, дерзать и творить, учиться, экспериментировать и делиться опытом, приобретенным в процессе самообразования.