Практические работы по естествознанию для СПО

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
города Москвы Колледж полиции
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]





ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ 06.
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ







[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Составитель:
Должность:
Категория:
Сергеева И.А.
преподаватель
соответствие

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Материал представляет собой комплект практических работ к рабочей программе учебной дисциплины ОДБ 06. Естествознание, реализуемой в учреждении среднего профессионального образования
 













МОСКВА – 2015 г. Пояснительная записка.
Практические задания разработаны в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины «Естествознание».
Цель выполнения практических работ: формирование предметных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы курса естествознания.
Характеристика практических заданий:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
№ п/п
Тема практической работы
Раздел
Формируемые умения





метапредметные
предметные

1.
Определение скорости тела
относительно различных
систем отсчёта.
Механика
Поиск нужной информации в справочнике; умение сравнивать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в математическую запись
Формирование представлений о научном методе познания природы; овладение понятийным аппаратом естественных наук; формирование умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений.

2.
Агрегатные состояния
вещества.
Молекулярная физика. Термодинамика
Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу.
Формирование представлений о научном методе познания природы; формирование представлений о природе как единой целостной системе; овладение понятийным аппаратом естественных наук; формирование умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений.

3.
Кристаллические и
аморфные тела.
Молекулярная физика. Термодинамика
Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу.
Формирование представлений о научном методе познания природы; формирование представлений о природе как единой целостной системе; овладение понятийным аппаратом естественных наук; формирование умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений.

4.
Проводники и диэлектрики в
электрическом поле.
Электро-динамика
Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу.
Формирование представлений о научном методе познания природы; формирование представлений о природе как единой целостной системе; овладение понятийным аппаратом естественных наук; формирование умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений.

5.
Работа и мощность тока.
Электро-динамика
Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из в математическую запись.
Выполнение роли грамотного потребителя; овладение понятийным аппаратом естественных наук; формирование умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений.

6.
Производство,
распределение и
потребление электроэнергии.
Электро-динамика
Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу.
Выполнение роли грамотного потребителя; овладение понятийным аппаратом естественных наук; формирование умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений.

7.
Распространение радиоволн.
Электро-динамика
Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу.
Выполнение роли грамотного потребителя; овладение понятийным аппаратом естественных наук; формирование умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений.

8.
Шкала электромагнитных
излучений.
Электро-динамика
Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу.
Формирование представлений о научном методе познания природы; формирование представлений о природе как единой целостной системе; овладение понятийным аппаратом естественных наук; формирование умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений.

9.
Методы регистрации
заряженных частиц.
Строение атома и квантовая физика.
Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу.
Формирование представлений о научном методе познания природы; формирование представлений о природе как единой целостной системе; овладение понятийным аппаратом естественных наук; формирование умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений.

10.
Сравнительная
характеристика планет.
Эволюция Вселенной.
Поиск нужной информации по заданной теме в таблице; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из таблицы в таблицу.
Формирование представлений о целостной современной научной картины мира, о пространственно-временных масштабах Вселенной.


Практическая работа № 1.

«Определение скорости тела относительно различных систем отчёта».

Разберите решение задачи № 32 (Рымкевич, А.П. Физика. Задачник. 10 – 11 классы.: пособие для общеобразоват. учреждений – 17-е изд. - М.: Дрофа, 2013).

а) Запишите кратко условие задачи, где v1 – скорость велосипедиста относительно воздуха (скорость тела относительно подвижной системы отсчёта), v2 – скорость ветра (скорость подвижной системы отсчёта относительно неподвижной системы отсчёта), v – скорость велосипедиста относительно земли (скорость тела относительно неподвижной системы отсчёта).

Дано: Решение.
v1 = 36 км/ч = 10 м/с б) Запишите закон сложения скоростей: v1 + v2 = v.

v2 = 4 м/с в) Перейдите из векторной формы записи в скалярную форму:
если ветер попутный, то v1 + v2 = v;
Найти: v - ? если ветер встречный, то v1 - v2 = v.

г) Подставьте числовые значения: v = 10 + 4 = 14 м/с – при
попутном ветре;

v = 10 - 4 = 6 м/с – при встречном ветре.

Решите задачу:
скорость лодки относительно воды 2 м/с, а скорость течения – 1,5 м/с. Какова скорость лодки относительно берега, когда лодка плывет по течению? против течения?

Решите задачу:
скорость движения теплохода относительно берега вниз по реке 20 км/ч, а вверх 18 км/ч. Определить скорость течения и скорость теплохода относительно воды.

Практическая работа № 2.

«Агрегатные состояния вещества».

Агрегатное состояние – это состояние вещества, обусловленное характером расположения и взаимодействия его молекул.

Прочитайте § 60 (Мякишев Г. Я. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).

Заполните таблицу:

Агрегатное
состояние
Свойства вещества
Характер расположения молекул
Среднее расстояние между молекулами
Характер движения молекул
Характер взаимодействия молекул
Соотношение между потенциальной и кинетической энергией молекул

Твёрдое










Жидкое











Газообразное











Практическая работа № 3.

«Кристаллические и аморфные тела».

Кристаллические тела – это твёрдые тела, частицы которых образуют структуру с регулярным периодически повторяющимся
расположением .
Аморфные тела - это твёрдые тела, для которых характерно неупорядоченное расположение частиц в пространстве.

Изотропия – это независимость физических свойств вещества от направления.

Анизотропия – это зависимость физических свойств вещества от направления.

Прочитайте § 73 и 74 учебника (Мякишев Г. Я. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).

Заполните таблицу:


Состояния твёрдого тела

Примеры веществ

Порядок расположения частиц

Зависимость физических свойств от направления

Температура перехода в жидкое состояние



Кристаллические тела










Аморфные тела









Практическая работа № 4.

«Проводники и диэлектрики в электрическом поле».

Проводники – это вещества, содержащие свободные заряды, которые могут перемещаться по всему объёму.
Диэлектрики – это вещества, содержащие только связанные заряды, которые не могут перемещаться под действием электрического
поля независимо друг от друга.
Электростатическая индукция – это явление перераспределения зарядов в проводнике под действием внешнего электрического поля.
Поляризация диэлектриков – это явление ориентации диполей или появление ориентированных диполей под действием
электрического поля.
Диэлектрическая проницаемость – это физическая величина, показывающая во сколько раз напряжённость электрического поля
вещества меньше, чем напряжённость в вакууме.


· = Е0
Е
Прочитайте § 93, 94 и 95 учебника (Мякишев Г. Я. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).
Заполните таблицу:
Классификация вещества по проводящим свойствам
Строение вещества
Примеры веществ
Процесс, происходящий под действием электрического поля
Наличие электрического поля в веществе
Наличие электрического заряда
Применение






на поверхности вещества
внутри вещества


Проводник










Диэлектрик
Неполярный











Полярный











Практическая работа № 5.

«Работа и мощность тока».

I) Прочитайте § 106 учебника (Мякишев Г. Я. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).

II) Составьте конспект параграфа 57 по плану:
Дайте характеристику физической величины работа тока по плану:
Определение;
Формула;
Единица измерения.
Дайте характеристику физической величины мощность тока по плану:
Определение;
Формула;
Единица измерения.
Дайте характеристику закона Джоуля - Ленца по плану:
Формулировка;
Математическая запись;
Границы применимости;
Пример проявления (применения).

III) Прочитайте задачу № 802 (Рымкевич, А.П. Физика. Задачник. 10 – 11 классы.: пособие для общеобразоват. учреждений – 17-е изд. - М.: Дрофа, 2013).

IV) Разберите и перепишите в тетрадь решение первой части задачи № 806:
3, 5 В – это напряжение, под которым работает лампочка от карманного фонарика; 0,28 А – это сила тока в лампочке.
Дано: Решение:
U = 3,5 В U U 3,5
I = 0,28 А I = - закон Ома для участка цепи; R = = = 12,5;
Найти: R I 0,28
R, Р - ? В
[R] = = Ом
А
Р = I . U = 3,5 . 0,28 = 0,98;
[Р] = В . А = Дж . А = Дж . А = Дж = Вт
Кл А . с с
Ответ: Сопротивление лампы 12,5 Ом, мощность лампы 0,98 Вт.

V) Решите вторую часть задачи № 802.

VI) Объясните, почему при одинаковой силе тока сетевая лампа выделяет мощность больше, чем лампочка от карманного фонарика.







Практическая работа № 6.

«Производство, передача и потребление электроэнергии».

Прочитайте параграфы 25 и 26 учебника (Мякишев Г. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).

Заполните таблицу 1.

Таблица 1 «Производство энергии»:
Вид электростанций
Краткое обозначение
Превращения энергии
Вклад в производство электроэнергии



Какой вид энергии превращается
В какой вид превращается энергия


Тепловые





Гидроэлектростанции





Атомные

Ядерная




Зарисуйте схему «Передача и распределение электроэнергии».

Объясните, как уменьшить потери электроэнергии при передаче.

Заполните таблицу 2.

Таблица 2 «Использование электроэнергии»:

Потребители электроэнергии
В какие виды энергии превращается электрическая энергия


















Практическая работа № 7.

«Распространение радиоволн».

Радиоволны – это электромагнитные волны диапазона 104 – 10 -3 м, используемые
преимущественно для связи.

Прочитайте § 55 – 58 и рассмотрите форзацы учебника (Мякишев Г. Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).

Заполните таблицу:

Название диапазона
Длина волн, м
Особенность распространения
Область применения

Сверхдлинные волны (CВД)

>104



Длинные волны (ДВ)






Средние волны (СВ)







Короткие волны (КВ)





Ультракороткие волны (УКВ)
Метровые
10 - 1




Дециметровые
1- 10-1




Сантиметровые
10-1 - 10-2




Миллиметровые
10-2 - 10-3














Практическая работа №8.
«Шкала электромагнитных излучений».

Инфракрасное излучение (ИК) - это не воспринимаемые глазом электромагнитные волны длиной более 7,6 10-7 м (красный конец спектра).

Ультрафиолетовое излучение (УФ) - это не воспринимаемые глазом электромагнитные волны длиной менее 3,8 10 -7 м (фиолетовый конец спектра).
Рентгеновское излучение (Х-лучи) - это электромагнитные волны длиной порядка размера атома (
· ~ 10 -10 м).
Гамма-излучение (
·-излучение) - это электромагнитные волны длиной порядка размера ядра атома (
· ~ 10 -12 м).
Прочитайте § 84 - 86, 112, рассмотрите форзацы учебника (Мякишев Г. Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).
Заполните таблицу:

Название диапазона
Автор и год открытия
Волновой диапазон, м
Механизм излучения
Область применения (проявления)

Радиоволны
Г. Герц, 1887 г.





Инфракрасное излучение
В. Гершель, 1800 г.





Видимое излучение
-



Свет

Ультрафиолетовое излучение
И. Риттер, 1801 г.




Рентгеновское излучение
В. Рентген, 1895 г.





Гамма - излучение
Э. Резерфорд, 1899 г.







Практическая работа № 9.

«Методы регистрации заряженных частиц».

Регистрирующий прибор – это макросистема, которая может находиться в состоянии неустойчивого равновесия.

Трек – это видимый след частицы (от англ. trak – след, дорожка).

Прочитайте § 97 (Мякишев Г. Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).
Заполните таблицу:


Название метода
Год изобретения, автор
Физические процессы, лежащие в основе метода
Применение метода

Газоразрядный счётчик
1908г.,
Г. Гейгер







Камера Вильсона









Пузырьковая камера









Метод толстослойных фотоэмульсий
1925 г., Л. В. Мысовский








Практическая работа № 10.
«Сравнительная характеристика планет».
По данным таблицы 1 заполните таблицу 2.
Таблица 1. Основные сведения о планетах.

Название планеты
Среднее расстояние от Солнца, а. е.

Сидерический период, годы
Эксцентри-ситет орбиты
Орбитальная скорость, км/с
Средний радиус

Период
вращения
Средняя плотность, г/см3
Ускорение свободного падения, м/с2
Масса в массах Земли
Число спутников
Наличие атмосферы






в км
в радиусах Земли
R







Меркурий
0,39
0,24
0,206
47,9
2440
0,38
58,7д
5,5
3,7
0,06

Следы

Венера
0,72
0,61
0,007
35,0
6 050
0,95
243,1д
5,2
8,9
0,82

Очень плотная

Земля
1,00
1,00
0,017
29,8
6 371
1,00
23Ч56М4С
5,5
9,8
1,0
1
Плотная

Марс
1,52
1,88
0,093
24,1
3 397
0,53
24Ч37М22С
3,9
3,7
0,11
2
Разреженная

Юпитер
5,20
11,86
0,048
13,1
69 900
11,2
9Ч 50М
1,3
25,8
318
16
Очень плотная

Сатурн
9,54
29,46
0,054
9,6
58 000
9,5
10 Ч 14М
0,7
11,3
95,2
23
Очень плотная

Уран
19,19
84,02
0,046
6,8
25 400
3,9
10 Ч 49м
1,4
9,0
14,6
15
Очень плотная

Нептун
30,07
164,78
0,008
5,4
24 300
3,9
15ч48м
1,6
11,6
17,2
8
Очень плотная

Плутон
39,52
247,7
0,253
4,7
1 140
0,2
6,4 д
2,0
0,6?
0,002
1
Обнаружена
в 1988 г.

Таблица 2. Сравнительная характеристика планет земной группы и планет- гигантов.

Название группы
Объекты
Среднее расстояние от Солнца, а.е.
Средний радиус, радиусах Земли
Масса в массах Земли
Средняя плотность, г/см3
Период вращения
Число спутников
Наличие колец

Планеты земной группы









Планеты - гиганты










Оценка результата выполнения практических заданий:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Предъявленные умения
Базовые компетенции
«5»
«4»
«3»

Корректное поведение при выполнении работы
эмоционально-психологические
+
+


Записи аккуратные, отсутствуют грамматические ошибки
регулятивные
+
+
+

Содержание информации соответствует требуемой
социальные
+
+
+

Информация представлена чётко, логично, отсутствуют фактические ошибки
аналитические
+
+


Приведены примеры применения явлений
творческие
+



Работа закончена
самосовершен-ствования
+



*Для работ №№  2, 4, 6 – 9.


Литература:
Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Курс лекций. М., Центр, 2007 – 208 с.
Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2007. – 383 с.
Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания: Учебн. пособие для вузов.-М.:Аспект Пресс, 2007. –256 с.
Дубнищева Т.Я., Пигарев А.Ю. Современное естествознание. Уч. пособие.-М. «Маркетинг», 2007. – 160 с.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник.-М. Высшая школа. 2007. - 334 с.
Клинк Н.Ю. Краткий конспект лекций по КСЕ.-  кафедра современного естествознания СПб ИНЖЭКОН ( филиал  в г.Чебоксары), 2009.
Конспект лекций по КСЕ. – Сост. Ревская Н.В.- СПб: Альфа. 2008.-160 с.
Концепции современного естествознания. - Под ред. В.Н.Лавриненко.: М.ЮНИТИ, 2008.- 303 с.
Концепции современного естествознания.: учебник для вузов под ред.С.И.Самыгина.- Ростов-н-Д.: Феникс, 2008, 2003.-576 с.
Липовко П.О. Практикум по естествознанию – Ростов-на-Дону/ Феникс. 2008.- 320 с.
Лось В.А. Основы современного естествознания. Уч. пособие. М., ИНФРА, 2007. – 192 с.
Масленникова И.С., Дыбов А.М., Шапошникова Т.А. Концепции современного естествознания. - СПб, СПбГИЭУ. 2008.-283 с.
Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М.:Высшая школа, 2009.
Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов.-М.:ЮНИТИ,2009.-287 с.
Торосян В.Г. Концепции современного естествознания. М.:Высшая школа, 2009.- 208 с.