Лабораторные и практические работы по Биологии и Экологии


Лабораторная работа № 4.
Тема: «Изменчивость организмов, построение вариационного ряда и вариационной кривой».
Цель: 1. Познакомить учащихся со статистическими закономерностями модификационной изменчивости.
2. Выработать умение строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.
Образовательные задачи: 1. Расширить и систематизировать знания о фенотипической изменчивости.
2. Продолжить формирование понятий: «модификационная изменчивость», «адаптация», «норма реакции»,
«модификация», «возрастная изменчивость», «вариационный ряд».
Развивающие задачи: Рассмотреть на конкретных примерах, как математическая статистика помогает решать задачи, рассматриваемые в Генетике.
Воспитательные задачи: продолжить формирование умений работать в коллективе над общностью научных целей в достижении результата.
Теоретическая часть: 1. На прошлом занятии , мы вспоминали о мутационной изменчивости, об изменениях признаков, на которых построена современная синтетическая теория эволюции, а сегодня мы вспомним о модификационной изменчивости.
Что мы называем модификационной изменчивостью?
Правильный ответ: Модификационная изменчивость – это изменчивость фенотипа, которая является реакцией конкретного генотипа на изменившиеся условия среды.
Модификационные изменения не передаются по наследству и возникают, как реакция организма, т. е. представляют собой АДАПТАЦИЮ.
Записывают в тетрадь: НОРМА РЕАКЦИИ – предел модификационной изменчивости признака, обусловленный генотипом. Качественные признаки, такие как окраска шерсти животных, цветка растений , имеют узкий предел изменчивости, поскольку являются жизненно важными ( окраска животных играет защитную роль, окрашенный венчик цветка привлекает насекомых – опылителей).
Количественные признаки, например, МАССА животных, размеры листьев растений измеряются в довольно широких пределах. Однако, такие количественные признаки, как РАЗМЕРЫ СЕРДЦА и МОЗГА, имеют узкую НОРМУ РЕАКЦИИ. НОРМА РЕАКЦИИ выражается в виде вариационного ряда и в виде вариационной кривой.
В 1835 году бельгийский математик Л. Кетле, изучая изменчивость, отметил, что в вариационном ряду больше встречается особей, у которых величина того, или иного признака, равна средней ВЕЛИЧИНЕ, или же близка к ней.
Методы, разработанные математической статистикой, применяются в любой области человеческой деятельности.
Сегодня мы на конкретных примерах рассмотрим, как математическая статистика помогает решать задачи, рассматриваемые в ГЕНЕТИКЕ.
Вариант 1.
Оборудование: семена фасоли, лавровый лист, клубни картофеля, семена бобов. ( по 15 экземпляров на 1 звено), сантиметровые линейки.
ХОД РАБОТЫ: 1. Рассмотрите размеры листьев растений, размеры семян фасоли и бобов, размеры клубней картофеля, сравните их, данные запишите в таблицу.
№ измерения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Длина в мм. (V) 2.Постройте вариационный ряд, в котором V - длина семян, или листьев, или клубней картофеля, а Р - частота встречаемости.
V Р Определите, какие признаки встречаются наиболее часто, какие - редко.
3. Отобразите на графике зависимость между изменением признака и частотой его встречаемости. Постройте вариационную кривую. Отметьте на кривой наивысшую точку. (Для этого по горизонтали (на оси абсцисс) отложите размеры семени, листовой пластинки, размеры клубня картофеля).
По вертикали (на оси ординат) – число, соответствующее частоте встречаемости. Масштаб может быть произвольный.
50165101600 Р882652358390
V
4. Сделайте вывод о том, какая закономерность наследственной изменчивости вами обнаружена.
ВЫВОД:
Вариант 2.
Оборудование: Линейка и сантиметр.
Ход работы: 1. Измерьте рост 15 студентов в группе с точностью до сантиметра, округлив цифры. Например, если рост составляет 165, 7 см. запишите, что рост 166 см.
2. Сгруппируйте полученные цифры, которые отличаются друг от друга на 5 см. (150 – 155 см., 156 – 161 см., и т. д.) и подсчитайте количество учеников, входящих в каждую группу, полученные данные занесите в таблицу:

измерения Длина в см. (V) 3. Постройте вариационный ряд изменчивости роста студентов, а также вариационную кривую, откладывая по горизонтальной оси рост студентов в мм., а на вертикальной оси количество студентов определенного роста.
V P P37465196850
501652753995
4. Вычислите средний рост студентов группы путем деления суммы всех измерений на общее число измерений по 34226512255555816511430000формуле:
164465118745
M= ( N*P)n
Выборочная : Mсредняя= 1*4+2*2+3*1+4*3+5*2+6*3155. Вычислите и отметьте на графике средний рост юношей и девушек.
6. Ответьте на вопросы: 1. Какой рост студентов в вашей группе встречается наиболее часто?
2. Каков средний рост юношей и девушек в вашей группе?
3. какие отклонения встречаются в росте студентов?
Каковы причины отклонений в росте?