Презентация к уроку Культура речи и языковая норма


Культура речии языковая норма Цели урока: Повторить общие сведения о языке , языковых нормах. Закрепить умение различать грамматические ошибки, навыки владения орфоэпическими и лексическими нормами.Формировать навыки использования нормированной речи .Выполнить задания ЕНТ ,связанные с грамматическими, орфоэпическими и лексическими нормами Основные языковыенормы Орфоэпическиенормы Лексическиенормы Грамматическиенормы Пунктуационныенормы Морфологическиенормы Синтаксическиенормы Нормыпроизно-шения Нормы слово-употреб-ления Постановка знаков препинания Основные языковыенормы Орфоэпическиенормы Лексическиенормы Грамматическиенормы Пунктуационныенормы Морфологическиенормы Синтаксическиенормы Основные языковыенормы Орфоэпическиенормы Лексическиенормы Грамматическиенормы Пунктуационныенормы Морфологическиенормы Синтаксическиенормы Лексико- орфоэпическая разминка І. В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить слово ВОДЯНОЙ?1. Мелиорация болот нарушила водный баланс.2.В заросшем пруду много водных жуков.3.Водные каналы стали очень популярными ,особенно среди молодежи.4.В дождь растения запасаются влагой и долго могут обходиться своими водными запасами. ІІ. Исправьте ошибки в употреблении паронимов Мама сварила рыбий ............ суп.Я представляю ……………….. ему полную свободу действий.Рядом со мной понятный ................. собеседник.Ужин получился очень сытым ................ .Это был умный, красивый, горделивый ………….. человек.Ты совершил поступок ……………. и должен ответить за это. ІІІ.Решите орфоэпические задачи:1. В каком слове ударение на 2 слоге ? а/ свекла б/ жалюзи в/ оптовый г/ мельком2. В каком слове ударение на 1 слоге? а/ иначе б/ эксперт в/ дремота г/ знамение3. В каком слове ударение на 3 слоге? а/ инструмент б/ зевота в/ вчистую г/ принятый 4. В каком слове звуков больше ,чем букв? а/ юг б/ объяснил в/ люк г/ съемка5. В каком слове произносится звук Й ? а/ няня б/ деревня в/ въезд г/ колеса К женщинам нужно подходить с лаской. А ещё лучше с соболем! Омонимия В парикмахерской: - Вы можете меня побрить? - Да, но только «Невой». - Да я и не вою. Омофония Найдите пары фразеологизмов-антонимов. Голубая кровь; сердце обросло мохом; сердце кровью обливается; черная кость; вставлять палки в колеса; хоть пруд пруди; кот наплакал; дать зеленый свет.Укажите значения фразеологизмов, определите их стилистическую окраску и сферу употребления. Грамматические нормы языка Морфологические нормы – это нормы словоизменения при склонении именных частей речи ,при спряжении глаголов, нормы словообразования и определения родовой принадлежности. Синтаксические нормы- это правила использования синтаксических конструкций, незнание которых приводит к неправильному построению словосочетаний или предложений ТРЕНИНГ Запишите существительные в именительном падеже множественного числа:Адрес ,директор ,доктор , мастер ,профессор ,шелк.Договор, офицер ,месяц, торт, госпиталь.Перепишите ,раскрывая скобки:пара (валенки, ботинки ,сапоги ,чулки, носки);много (дела ,места, яблоки ,мандарины);килограмм (апельсины, помидоры , томаты );группа ( инженеры ,тренеры , шоферы ).Образуйте форму повелительного наклонения глаголов : ехать , разжечь, лечь , стереть. ПРОВЕРЬ СЕБЯНайдите грамматическую ошибку в образовании формы слова , запишите это слово правильно: Директора школ , контейнера на погрузке, пять килограмм , в снегу , тысячи башкир , много народа , множество грузинов ,все шофера , две пары носков ,моя туфля, несколько мандарин , много яблок, 5 килобайтов, вкусный кофе, партия кадет, красивше всех, заведываю складом , откладываю на потом, в шестьюстах метрах, в полторах часах езды, стакан соку, много снега. Правильный ответ : Контейнеры на погрузке ,пять килограммов , много народу, множество грузин ,все шоферы, несколько мандаринов , 5 килобайт, партия кадетов, красивее всех, заведую складом, в шестистах метрах ,в полутора часах езды. Определите часть речи выделенных слов Когда кто-то тебе говорит, что дело не в деньгах, значит, он имеет в виду чужие деньги. Для мужчины библиотека – вроде гарема. Секрет вечной молодости состоит в том, чтобы жить добродетельно, есть медленно и лгать насчёт своего возраста. Обида – это самоотравление дуги посреди неподвластного ей мира. Воображать себя великим в следствие чина и богатств – это воображать, что пьедестал делает героем. Чтобы узнать мой возраст, вам придётся меня распилить и сосчитать слои. Нет таких женщин, которые, отправляясь в театр, не надеялись бы, что сами также будут немножко предметом зрелища. Мир – хорошо, однако при том дремать не надлежит, чтобы не связали рук, да и солдаты чтоб не сделались бабами. Что бы ни произошло, делай вид, что именно этого ты и хотел. Причастие Действительные Страдательные Наст. вр. Прош. вр. УЩ-ЮЩ АЩ-ЯЩ ШВШ ОМ-ЕМ-ИМ Н-НН-ЕННТ Несовершенный Совершенный 1 - действительное причастие2 - страдательное причастиеУмывающийся мальчик пролиставший книгупойманная рыба оберегаемая от росы разобранный забор лечащий врачсогретые костром увиденные нами избалованный ребенокКод: 122, 121, 222. Проверь себя ТРЕНИНГОпределите , в каких предложениях НЕТ синтаксических ошибок, объясните свой выбор: 1. Несколько мальчиков удивленно переглянулось.2. Ракета -носитель доставлена на орбиту.3. Поезд отправился согласно расписания.4. Она была молода и красива.5. Я ехал с группой детей, занимающимися спортом.6. Когда смотришь вокруг ,складывалось впечатление ,что ты здесь уже был. Найдите словосочетание прилагательное + существительное. а) Читающий ученик;б) чугунная решетка; в) строившееся здание;г) прочитанная книга. Укажите суффиксы действительных причастий настоящего времени. а) -енн-; б) -ящ-; в) -вш-;г) -ущ-; д) -ем-; е) -т-. В каких случаях следует писать суффикс -ящ-? а) Хмур_щий брови; б) дремл_щий великан;в) стро_щие школу;г) тяжело дыш_щий. В каких случаях следует писать -е-? а) Расстрел_нные патроны; б) занавеш_нное окно;в) засе_нное поле; г) прищур_нные глаза. В каком случае следует писать -е-? а) Се_вший рожь;б) ла_вшая собака; в) обид_вший брата;г) слыш_вший шорох. В суффиксах каких слов следует писать -нн-? а) Ошибка исправле_на;б) полирова_ная мебель;в) туше_ный картофель; г) подкова_ная лошадь. Найдите слово, в суффиксе которого пишется ё: а) Крюч_к;б) освеж_нный;в) говорить горяч_;г) песц_вый. В каком предложении правильно расставлены знаки препинания? а) Трава пригибаемая ветром ложилась на землю.б) Мы подошли к туристскому лагерю, расположенному на высоком берегу реки. в) Любишь каждую травинку поникшую от росы. г) На обсыпанной золотым цветом лозине, загудела пчела. Рефлексия урока У меня отличное настроение! Ощущаю свою значимость в мире !!! Многое понял, постараюсь усиленно заниматься??? У меня возникло много вопросов Я устал