Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства в современной общеобразовательной школе


Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства в современной общеобразовательной школе
БОУ города Омска «Средняя общеобразовательная школа №145»
г.Омск 2013г. Крикавцова Т.А. учитель изобразительного искусства.
Одной из основных задач воспитания учащихся является их приобщение к истории, традициям, культурным ценностям Отечества, формирование осознанных потребностей в их приумножении. Произведения же отечественного искусства как раз и составляют немалую часть этих культурных ценностей. Вместе с тем художественные произведения, доносящие идеи патриотизма, приобретают, как бы двойную ценность и призваны занять важное место в «арсенале» педагогических средств воспитателя.
Реализация данной формы работы с обучающимися наилучшим образом происходит с помощью следующих принципов:
- научности (изучение новых жанров и видов изобразительного искусства, знакомство с новыми произведениями искусства и художниками);
- связи обучения с практикой (все новые знания и умения используем при рисовании);
- систематичности (все планируется, выделяется главное);
- доступности (от легкого к трудному, от доступного к менее доступному);
- наглядности;
- сознательности и активности учащихся.
Приобщение школьников к произведениям искусства и выполнение заданных тем на практике, отражающих тему патриотического служения Родине, созидания, российского героизма, великих сражений, творении народа, подвигов великих полководцев, является важной составляющей содержания работы по формированию у учащихся патриотизма средствами созидательно-творческой деятельности.
Содержание образовательного процесса патриотического воспитания средствами изобразительного искусства включают в себя: содержание (тематика) урочной деятельности, основное художественно-эстетическое образование, дополнительное образование, внеклассная деятельность учащихся, образовательные ресурсы внешкольной среды, семья.
При этом урок изобразительного искусства как таковой интегрирует в себе потенциалы каждого компонента образовательного процесса патриотического воспитания, обеспечивая социализацию его членов – обучающихся. Формами его реализующими, являются: урок изобразительного искусства, на котором в полном соответствии с Государственными стандартами общего образования и нацелено на развитие у школьников творческих, художественных и эстетических способностей, выполняющего роль основного художественно-эстетического образования; дополнительное художественно-эстетическое образование, выступающее в патриотическом воспитании учащихся в качестве система образующего элемента. Оно включает в себя: кружки; внеклассная художественно-эстетическая деятельность учащихся, осуществляемая в форме воспитательных дел, различающихся по масштабу (класс, параллель, школа в целом, участие учащихся БОУ г. Омска «СОШ№145»в общегородских мероприятиях) и по степени активности.
Реализация любого внеклассного дела требует соблюдения следующего ряда педагогических
и организационно-педагогических условий:
- в любом мероприятии должен присутствовать элемент состязательности и новизны; мероприятия должны быть эмоциональны и привлекательны;
- мероприятие не должно быть слишком продолжительным;
- должны учитываться возрастные особенности детей;
- каждый ребёнок должен получить шанс отличиться;
- в соревнованиях, конкурсах, марафонах, олимпиадах сложность прохождения заданий должна наращиваться поэтапно;
- ребёнок должен иметь возможность достичь результата при нескольких повторах тренировочных занятий.
В современном обществе средствами изобразительного искусства позитивно реализуется возможность наиболее успешного формирования мировоззрения учащихся, их отношения к окружающей действительности, взглядов, убеждений, что, в конечном счете, имеет целью воспитание полноценной развитой личности.