Презентация по теме Декоративное изображение розы в городецкой росписи


Класс: 5
Урок №14
Тема урока: Декоративное изображение розы в городецкой росписи
Вид урока: комбинированный (урок-объяснение, урок-практика)
Цели урока:
Обучающие:
углубление эстетического познания о народном и декоративно-прикладном искусстве;
знакомство учащихся с техникой Городецкой росписи;
развитие навыков копирования элементов рисунка.
Развивающие:
развитие композиционного мышления, художественного вкуса, графического умения;
развитие творческого воображения;
развитие интереса к предмету;
Воспитательние:
воспитание собранности, аккуратности при подготовке к уроку;
воспитание умения планировать свою работу;
воспитание умственных и волевых усилий, концентрации внимания, логичности и развитого воображения;
воспитание уважительного отношения к национальным традициям.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы работы:
объяснительно-иллюстративный (изложение материала);
практический (отработка навыков);
исследовательский (самостоятельный просмотр полученных результатов, анализ выполнения операций).
Оборудование:
1)Для учителя – указка, конспект учителя, иллюстрации, педагогический рисунок, раздаточный материал, ПК.
2)Для учащихся – клеёнка, краски, кисти, салфетка, карандаш
Литература:
http://www.proshkolu.ru/http://festival.1september.ru/Татьяна Васильевна Чертова. Рабочая тетрадь по основам народного искусства «Городецкая роспись», М: Мозаика-синтез, 1999 год.
Оформление доски
4.
1.
3.
2.
Тема
Иллюстрации
Фотографии
Место для педагогического рисунка
План занятия:
Организационный момент (1 мин).
Сообщение темы. Постановка задач (1 мин).
Вводная беседа или вводное слово учителя (4мин).
Объяснение задания к творческой работе (7 мин).
Самостоятельная работа учащихся (25мин).
Анализ детских работ. Организация выставки (5мин).
Итог занятия (2 мин).
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие учеников. Проверка готовности к уроку.
2. Сообщение темы. Постановка задач
Сегодня на нашем уроке мы рассмотрим основные виды изображения городецкой розы. Во второй половине урока самостоятельно при помощи методических пособий выполним изображение городецкой розы.
(слайд №1)
3.Вводная беседа или вводное слово учителя
Роза самый главный городецкий цветок. Её стремится написать опытный и только начинающий свою работу художник. Часто по манере писать розу мы узнаем руку мастера. Художник В. Смирнов был неравнодушен к этим цветам, что порой они становились больше всадников и их лошадей, выстилая собой небо над головами. Из многих вариантов городецкой розы или как её называют, розы – дикуши, выбраны два основных: роза, написанная по цветному фону, и роза которую пишут на не окрашенном дереве – по текстуре. Форма цветка и его разделки коренным образом зависят от фона, на котором выполняют композицию.
4.Объяснение задания к творческой работе
Вариант№1. Роза с отогнутыми лепестками по фону.
В начале пишут цветной кружок – яблочко поворотом вертикально поставленной кисти.
Далее пишут лепестки: нижний – бантик и боковые – по типу уже известного нам остроконечного листика.
В верхней части центрального большого кружка пишут малый краплачный серпик с небольшим нажимом. Этим кончается оттеневка.
Наиболее простой вариант разживки розы делают следующим образом:
- в центре краплачного кружка ставят белильную точку;
- вокруг краплачного кружка проводят белильный серпик с легким нажимом;
- в центре краплачного серпика пишут белилами округлый лепесток, который внутри разделывают тонкими продольными белильными штрихами;
- по бокам от белильного лепестка пишут по две изогнутые белильные тычинки. Если начинающему мастеру удобней выполнять тычинки движением на себя, то следует повернуть рисунок и писать их, начиная с тонкой линии, которая будет постепенно изгибаться и утолщаться к концу.
В нижнем ряду таблицы показаны три различных варианта разживки средней части розы, написанной по цветному фону:
- белильные скобочки по окружности краплачного серпика;
- двойной белильный лепесток со штриховкой внутри под краплачным кружком;
- разживка середины розы с помощью скобочек, «жемчуженок» и тонких параллельных штрихов
Вариант №2. Роза, написанная по текстуре.
Выполняют красный кружок- яблочко.
Приписывают к кружку красные лепестки- скобочки с нажимом. Каждую скобочку надо выполнять так, чтобы внутри её был виден фон.
Внутри каждой скобочки-лепестка красным цветом выполняют очень тонкую штриховку, не закрывающую фона.
Серединка розы по текстуре разрабатывается так же, как серединка розы по цветному фону: пишут краплачный кружок и серпик, узор белилами, состоящий из тычинок, мелких скобочек и «жемчуженок».
Искусно выполненная роза по текстуре необычайно красива и оригинальна, легка и воздушна, однако никогда не отрывается от плоскости украшаемого предмета.
Самостоятельная работа учащихся.
Ученики самостоятельно выполняют в своих альбомах различные варианты изображения городецкой розы, отрабатывают технику написания городецкой розы.
Анализ детских работ.
Рассматриваем варианты городецких роз, написанные учащимися, отмечаем хорошие работы.
Итог занятия.
Подведение и обобщение знаний по теме написания городецкой розы.
Приложение: методические таблицы по написанию городецкой розы.
Вариант№1

Вариант №2

Варианты изображения городецких роз