Конспект урока по изобразительному искусству Элементы гжельской росписи. (5 класс )


Тема: Элементы гжельской росписи
Класс: 4А
Тип урока: объяснение нового материала.

Цель: Научить выполнять элементы Гжельской росписи.
Задачи:
Образовательная
Обучить умению выделять и анализировать характерные средства и художественной выразительности в работах мастеров, знать последовательность рисования элементов Гжельской росписи
Развивающая
Развивать умение выделять Гжель среди других народных ремёсел. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, индивидуальные творческие способности.
Воспитательная
Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
Методы: Беседа, объяснение, показ презентации.
Оборудование для учащихся:
Альбом, краски, кисти, баночка для воды.Оборудование для учителя:
Проектор, презентация.
План урока
1. Орг. момент – 1-2 мин.
2. Вступительная беседа – 3мин.
3. Знакомство с новым материалом – 5 мин.
4. Метод. Показ –8мин.
5. Закрепление –4мин.
6. Самостоятельная работа - 20мин.
7. Подведение итогов –3мин.
Ход урока
Орг. момент.
Приветствие. Проверяю готовность учащихся(краски, кисти, альбомы, баночка с водой).
2. Вступительная беседа.
Учитель:- Сегодня я хочу начать наш урок со стихотворения
Есть в Подмосковье такое местечкоБелая рощица, синяя речка.В этой негромкой российской природеСлышится эхо волшебных мелодий.И светлеет вода родниковая,И дыхание ветра слышней.Расцветает Гжель васильковая,Незабудковая Гжель!П. Синявский 
Учитель:- С каким видом декоративно – прикладного искусства мы сегодня познакомимся на уроке?
Ученики: - Гжельская роспись!
Учитель: - Правильно . Сегодня на уроке мы познакомимся с элементами Гжельской росписи.
3. Знакомство с новым материалом.
Показ презентации «Сказочная Гжель».
(2 слайд) История промысла. Самое древнее упоминание о Гжели нашлось в завещании Ивана Калиты от 1328 года. Позднее Гжель упоминается в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного в 1572-1578 годах.
Начиналось всё с глины. Сама природа одарила эту местность: здесь находится Гжельско-Кудиновское месторождение жирных огнеупорных глин. Это под землей, а на её поверхности раскинулись маленькие деревушки и сёла.
Широкая добыча разных сортов глины велась в Гжели с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ "во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам". В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу "для алхимической посуды".
(3 слайд) До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву.
(4слайд) К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду.
Кроме посуды, в гжели делали игрушки в виде птиц и зверей, декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном, гжельском стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.         
(5слайд) Всё гончарное ремесло в России имеет глубокие исторические традиции. Многие промыслы сохраняют свою известность и сегодня. Одно из первых мест занимает гжель – самый крупный керамический промысел по масштабам производства.
Всё гончарное ремесло в России имеет глубокие исторические традиции. Многие промыслы сохраняют свою известность и сегодня. Одно из первых мест занимает гжель – самый крупный керамический промысел по масштабам производства.
(6слайд) Отличительные особенности гжельской росписи.
Всякую роспись  Гжель, приятно рассматривать, гжельские мотивы можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых и расписанных, и на одежде, на постельном белье, и даже в интерьере, например расписанные камины.
(7слайд) Чем же она отличается от другой росписи?
Фирменный цвет гжельской росписи – сочно синий, ярко-голубой, васильковый, цвет неба и воды.  Всего одна краска – синяя на белом фоне, а картина оживает, и появляются переливы синего от темного к голубому, в зависимости от нажима кисти художника. У художника всего одна краска кобальд, которая и приобретает синий цвет. Её разводят водой, покрывают работу мазками, линиями.
(8слайд) Самый излюбленный узор - гжельская роза.
Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда  написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки. А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей.
(9слайд) Многие работы гжели неповторимы и сюжет зависит именно от мастера и его мастерства, и конечно выполняются в ручную, поэтому точно такую же не найти.
(10слайд) Гжельская роспись делится на три вида:
1. Главная - растительная роспись – это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты и гирлянды цветов. Кроме роз изображают маки, георгины, лилии, пионы, астры, гвоздики, ромашки. Форма у них немножко условна.
2. Орнаментальная.  Прежде всего, это шашечки – несколько рядов сине-белых квадратов по бортику и поясок-отводка тоже вдоль бортика. Художники рисовали также знаменитые гжельские сетки - «гребёнки» (в виде ели), «капельки», «жемчужинки», «усики». С помощью кисти с жёстким ворсом наносится рисунок «под мрамор». Им заполняется пространство внутри, к примеру, волнистых линий, или кругов на дне тарелки.
(11слайд) 3. Сюжеты. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж и быт и т.п. Это персонажи из русских сказок: Синие птицы, Полканы, птицы Сирины, разные Русалки, Коты-Баюны и т.п.
(12слайд) Главный секрет - это мазки. Мазок – это родовая примета Гжели.
Главный приём – правильное соотношение синего и белого или сочетание «белизны заснеженных полей Подмосковья и прозрачной синевы ясного неба».
Учитель: До середины XVIII века Гжель делала какую гончарную посуду?
Ученик: Изготавливала кирпич, гончарные трубы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву.
Учитель:- Где Гжельские мотивы можно увидеть ?Ученик: На фарфоре, но и на картинах, вышитых и расписанных, и на одежде, на постельном белье, и даже в интерьере, например расписанные камины.
Учитель: - Ребята, что же отличает Гжель от других росписей?
Ученик: - Гжельская роспись рисуется только синей краской по белому фону.
Учитель: -На какие три вида делится Гжельская роспись?
Ученик: - Растительная роспись – это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты и гирлянды цветов.
Ученик: - Орнаментальная.  Прежде всего, это шашечки – несколько рядов сине-белых квадратов по бортику и поясок-отводка тоже вдоль бортика. Художники рисовали также знаменитые гжельские сетки - «гребёнки» (в виде ели), «капельки», «жемчужинки», «усики».
Ученик: - Сюжеты. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж и быт и т.п. Это персонажи из русских сказок: Синие птицы, Полканы, птицы Сирины, разные Русалки, Коты-Баюны .Учитель: - Всё верно! Молодцы, ребята!
4. Методический показ.
Учитель: - А сейчас мы с вами будем учиться рисовать элементы Гжельской росписи.
1). - Сейчас вам покажу как рисовать капельки. Все элементы Гжельской росписи рисуются синим или голубым цветов на белом фоне кисточкой, без нанесения карандаша.
- Тонким кончиком кисточки нажимаем и постепенно делаем нажим до середины ворса кисточки. На одинаковом расстоянии друг от друга рисуем капельки.
Обход по классу.
2) - Теперь попробуем нарисовать капельки в горизонтальном положении. На одинаковом расстоянии друг от друга рисуем капельки.
Обход по классу.

3). – Теперь вам покажу как рисовать цветок из капелек. Обратите внимание, что лепесточки у цветка к середине нарисованы узеньким кончиком. А широкая часть лепестка нарисована к внешней стороне цветка. Сердцевину не прорисовываем, а зрительно представляем. Я начну рисовать лепесток вверху, внизу, справа, слева и между ними 2 лепесточка. А теперь попробуйте вы.
- Как начнёте?
Ученик: - Вверху, внизу, справа , слева и между ними 2 лепесточка.
Учитель: - Всё верно!
Обход по классу.

4). – Сейчас вам покажу как рисовать листок. Начинаем с прожилки. Тонким кончиком кисти рисуем прожилку для листика, начинаю с завитка и веду вниз тонкой линией. К прожилке с левой стороны рисую капельки снизу вверх от большой капельки к маленькой. Капельки к прожилке не прикасаются. Точно также от прожилки с правой стороны рисуем капельки.
- Как начнёте рисовать листик?
Ученик: - Начинаем с прожилки. Тонким кончиком кисти рисуем прожилку для листика, начинаю с завитка и веду вниз тонкой линией. К прожилке с левой стороны рисую капельки снизу вверх от большой капельки к маленькой. К прожилке капельки не прикасаются. Точно также от прожилки справой стороны рисуем капельки.
Учитель: - Правильно! Приступайте к работе.
Обход по классу.

5.Руководство самостоятельной работы.
этапы ошибки исправления
5 мин. Неправильный нажим на кисточку. Не на одинаковом расстоянии нарисованы капельки. Выявление массовых ошибок. Показ на доске.
5-7 мин. Неправильное количество лепесточков в цветке. Индивидуальная работа.
7 мин. Неправильное расположение капелек над прожилкой. Индивидуальная работа.
Во время каждого обхода анализирую работу детей.
6. Подведение итогов. Выставка работ.
Учитель: - Ребята, вам понравилось наше занятие?
Ученик: - Да, очень!
Учитель: - Давайте повторим, с какой росписью мы познакомились?
Ученик: - Гжельская роспись!
Учитель: - Каким цветом рисуется Гжельская роспись?
Ученик:- Синим, ярко-голубым на белом фоне.Учитель: - Какие элементы Гжельской росписи вы знаете?
Ученик:- Капельки, цветочки, листочки.
Учитель: - Где можно встретить Гжельскую роспись?
Ученик: -На подносах, картинах, вазах, игрушках.
Учитель:- Что вам показалось интересным, а что стало познавательным?
Ученик: - Гжель упоминается в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного в 1572-1578 годах.
Учитель: - В чем вы испытали трудности?
Ученик: - Не получались капельки правильной формы.
Анализ детских работ, отметить успехи и ошибки. Сравнить работы с образцом. Спросить детей, чья работа нравится.