Технологическая карта по изобразительному искусству Жостово. Роспись по металлу.

МБОУ « Покрово-Пригородная СОШ» г. Тамбова







Технологическая карта урока
изобразительного искусства, 5 класс



Автор:
Голованова Маргарита Ивановна,
учитель изобразительного искусства
МБОУ «Покрово-Приородная СОШ»
Тамбовский район




Тамбов
2015
Предмет: изобразительное искусство

Класс: 5

Тема урока: Жостово. Роспись по металлу.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Планируемые результаты обучения:
личностные:
формирование уважительного отношения к народной культуре, ее истории, готовности беречь и продолжать традиции народного творчества,
освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
предметные:
освоить принцип построения цветочных композиций, используя элементы росписи, знать особенности жостовской росписи;
соблюдать этапность в традиционной манере жостовского письма;
участвовать в коллективной художественно-творческой деятельности, используя художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
метапредметные:
познавательные УУД: узнавать объекты в свободной манере письма – как способности импровизировать, осознано высказывать свое мнение с опорой на личный опыт, представлять место и роль искусства в жизни человека и общества;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, применение установленных правил и алгоритмов в решении творческой задачи;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение вести диалог, понимать и оценивать сложившуюся в действии ситуацию общения, соблюдение правил речевого поведения, умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы.

Технологии и методы обучения: развивающее обучение, диалоговое обучение, интерактивное обучение, проблемное обучение.

Ресурсы: Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2015
Электронное приложение к учебнику, компьютер, проектор, материалы для изодеятельности.
Этапы урока (время)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Формы оценивания




Личностные
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные


I этап
Организа-ционный момент
(2 мин.)
Мотивация учащихся, разъяснение целей и задач урока, проверка готовности уч-ся к уроку, вводное слово
Погружение в учебную ситуацию
Внимание, уважение к сверстникам, осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку
Развитие способности к самоконтролю
Планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками



II этап
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний
(5 мин.)
На основе (Слайд-шоу «Художник, создающий жостовский букет учится у природы»)
актуализирует знания учащихся, способствующих накоплению информации о
Жостово.

Выявление желания проверить свои знания, полученные на прошлом уроке.

Самоопреде-ление, установление связи между целью учения и мотивом
Оценка собственной подготовленно-сти к уроку
Планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли.
Умение определять признаки, по которому объекты имеют общее значение, умение объединять объекты по общему значению признака
Проверка и закрепление полученных знаний

III этап
Мотивация учебной деятельности (15 мин.)
При помощи видеофрагмента «Жостово» раскрываются этапы росписи.
Игра «Составь букет» актуализирует знания учащихся о зависимости компоновки букета от формы подноса. Демонстрируем разнообразные подходы к вариантам построения цветочных композиций (венок, букет, полувенок, букет в раскидку, роспись с углов)Используя диалоговый метод выдвигает проблему Проводит параллель с ранее изученным материалом.
Способствует развитию ассоциативного мышления.
Подберите слова ассоциации, которыми вы смогли бы охарактеризовать жостовские подносы
Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы с позиции личного опыта.
Используя электронное приложение к учебнику, создают музейную экспозицию различных подносов
Подбирают ассоциации к подносам Жостово.
Формирование уважительного отношения к народной культуре, готовности беречь и продолжать традиции народного творчества. Осознавать роль промысла в современной жизни человека

Умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Умение строить речевые
высказывания в устной форме, Представлять место и роль искусства в жизни человека и общества

Назвать слова ассоциации, связанные с жостовским подносом

IV этап
Творческое применение
и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
(20 мин.)
Организация самостоятельной творческой работы учащихся планируется в форме коллективной работы. Класс делится на три группы- мастеров жостовской росписи. Используется методический ход, когда каждый ученик выполняет фрагмент росписи