ИЗО 5 класс. Технологическая карта. Жостово. Роспись по металлу.


ИЗО 5 класс, урок 13
Тема: Жостово. Роспись по металлу.Цели педагогической деятельности знать о народном промысле – Жостово, о разнообразии форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, об особенностях жостовской росписи и основных приемах жостовского письма; освоить приемы жостовского письма, украшение орнаментом бортов подноса
Тип урока Открытие нового знания
Задачи (планируемые образовательные результаты) Воспитывать бережное отношение к народным традициям и промыслам, эмоционально-ценностное отношение деятельности; продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве и его применении, об образном языке декоративного искусства, обеспечить освоение приемов жостовской росписи; развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую оценку произведениям Жостово, развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.
Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений жостовских мастеров и работ учащихся.
Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты, сравнивать красочную роспись на подносах с красотой цветущих лугов, анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.
Предметные: понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные мотивы жостовской росписи, разнообразные приемы жостовского письма, формирующего букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка, уборка.
Методы и формы обучения Образовательные учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяевой - 5 класс, варианты упражнений; презентация «Жостово»
Структура урока:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
1.Организационный момент. Приветствие учащихся
Проверка готовности к уроку, организации рабочего места, отсутствующих
Приветствие учителя
Проверка организации рабочего места
Личностные:
- определить общие для всех правила поведения;
-определить индивидуальные правила работы;
Метапредметные:
-умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры; желание общаться с искусством;
Регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь учителя и учащихся;
Предметные:
-восприятие и характеристика художественных образов, понимание значения искусства в жизни человека и общества.
2. Актуализация знаний.
3. Формулирование темы и задач урока Актуализация знаний, введение в тему урока.
Кто может сказать, в чем особенности промысла Жостово?

Формулирование темы, целей и задач, которые должны быть достигнуты в ходе урока.
Сегодня мы должны познакомиться с разнообразием жостовских подносов и освоить основные приемы жостовского письма.
- Вам понятна тема урока и цели?
-Какие задачи нужно решить художнику-волшебнику для создания художественного образа? (важно это, нужно, зачем?) -роспись по металлу-красивые цветы….
Ребята рассматривают жостовские подносы
-Да
Вспомнить особенности промысла Жостово,
изучить и освоить приемы жостовской росписи. Личностные:
- формирование эстетических чувств, наблюдательности,
-восприятие и характеристика художественных образов,
- формирование уважительного отношения к искусству и культуре нашей страны;
Коммуникативные:
- умение вести диалог, точно и полно выражать свои мысли,
- уважать чужое мнение,
Предметные:
- развитие познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности.
4. Открытие нового знания.
5. Первичное закрепление. 1. Просмотр презентации
Цель просмотра презентации:Изучить особенности Жостовской росписиОсновные вопросы:-Когда появился промысел Жостово?-Как изготавливают подносы?-Какие бывают формы подносов?-Какие композиции встречаются?-Что на них изображено?-Как появляется роспись на подносах?-Как самой сделать такой поднос?
Когда появился промысел Жостово?

Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. на Урале, и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим. Художники в основном изображают красивые цветы.
Как изготавливают подносы?
Оказывается форму подноса делают так:-сначала вычерчивают форму,-затем его выкраивают, -выравнивают форму-и вытягивают края.
Какие бывают формы подносов?
Форма подносов бывает очень разной: круглой, прямоугольной, овальной, восьмиугольной, комбинированной.
Какие композиции встречаются?
Варианты композиций
Букет, венок, полувенок, роспись с углов, букет в раскидку
Что изображено на подносах?
Сначала преобладали сюжетные композиции, теперь развитие получили букеты цветов, своеобразные натюрморты, в которых главенствует букет. Часто изображают птиц.
А как появляется роспись на подносах?
Вначале делается замалевок (основные 
силуэты букета), затем выправка: накладываются тени, прописываются светлые места, наносятся плотные мазки, блики, тонкими линиями — прожилки листьев, тычинки, а потом крупные цветы связываются с более мелкими элементами узора, травами, стеблями и т.д., в последнюю очередь наносится орнамент, расположенный на бортах (т.н. уборка).
Роспись выполняется приемами свободного кистевого мазка.
Мастер-живописец наносит крупными мазками главные цветовые пятна будущей композиции. По ходу работы он связывает изображения цветов, плодов ветками и листьями. Роспись выполняется с использованием фона разного цвета. С помощью такой росписи украшают и другие изделия – например, броши и заколки.
После росписи жостовские изделия трижды покрывают бесцветным лаком с просушкой в печи и полируют тонким порошком вручную до зеркального блеска.
Теперь я знаю как изготавливают подносы, как их расписывают!2. Закрепление знаний по основным вопросам проекта:
-Чем знаменит промысел Жостово?
-Когда появился промысел Жостово?-Как изготавливают подносы?-Какие бывают формы подносов?-Какие композиции встречаются?-Что на них изображено?
-Как появляется роспись на подносах?
-Как самому сделать такой поднос?
Открывайте краски, берите кисточки, все готовы делать упражнения?
смотрят презентацию, запоминают ответы на вопросы
-Никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах
-В первой половине XIX века
-Сначала вычерчивают форму,-затем его выкраивают, -выравнивают форму-и вытягивают края
-Круглая, прямоугольная, овальная, восьмиугольная, комбинированная
- Букет, венок, полувенок, роспись с углов, букет в раскидку
- Букеты цветов, натюрморты, птицы
- Сначала замалевок, затем выправка: тенежка, прокладка, бликовка, чертежка -тонкими линиями — прожилки листьев, тычинки, привязка - крупные цветы связываются с более мелкими травами, стеблями, уборка – наносится орнамент на бортах.
-Освоить приемы жостовской росписи
Подготовка к упражнению Личностные:
- формирование эстетических чувств, наблюдательности,
-восприятие и характеристика художественных образов,
- формирование уважительного отношения к искусству и культуре нашей страны;
Коммуникативные:
- умение вести диалог, точно и полно выражать свои мысли,
- уважать чужое мнение,
Предметные:
- развитие познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности.
предметные:
-умение сравнивать, анализировать, обобщать,
- умение отличить городецкую роспись от других видов росписи,
- формирование теоретических знаний по данному виду росписи,
Коммуникативные:
- умение вежливо вести диалог,
Регулятивные:
-умение грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Отработка навыков – упражнения. 1.Выполнение упражнений:
Самое главное, что сегодня нам понадобятся 2 вида кистей – плоские и круглые, плоской кистью мы будем рисовать цветы и листья, круглой – выполнять мелкие элементы узора, травы, стебли, а также орнамент на бортах (уборку).
Последовательно делаем упражнения:
С помощью двойного мазка -лепестки, капли, бутон, листья, цветок;
Круглой кистью – тонкие линии, травку, кустики, варианты орнаментов из дужек, капель, точек обратной стороной кисти. Выполнение упражнений, отработка элементов росписи, помощь затрудняющимся. Личностные:
-формирование эстетических чувств и потребностей;
Предметные:
- умение конструктивно анализировать форму с позиций задуманного образа,
- осознанно стремиться к освоению новых знаний и умений;
- умение использовать художественный материал (гуашь) и средства художественной выразительности для передачи замысла в работе,
- умение компоновать рисунок с учетом поставленных задач;
Регулятивные:
- умение определять цель своей работы;
6. Применение новых знаний
1.Практическая работа.
Рисование орнамента по борту подноса
Во время практической работы - целевые обходы:
1)контроль организации рабочего места;
2)контроль правильности выполнения приемов работы;
3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
4) контроль объема и качества выполненной работы. Работают самостоятельно
Вся наглядность убирается.
7. Итог урока. Оценивание.
8. Рефлексия
Итог урока.
1. Общая оценка работы класса
Чему Вы научились?
Понравился урок? (смайлики)
Что понравилось?
В чем затруднялись?
Где можно использовать приемы росписи?

2. Выставка работ учащихся.
Какая работа понравилась и почему?
3. Уборка рабочих мест.
Заключительное слово.
Домашнее задание: Подумайте, кого называют мастером?
-Основным приемам жостовской росписи.
-Поднимают руку.
Да, нет…
-Очень красивые подносы
- Для украшения предметов быта, для оформления стенгазет, открыток…
Понравилась эта работа, т.к……..
Наводят порядок.
Записывают в дневники. Коммуникативные:
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников,
Личностные:
- формирование жизненных ценностей,
- развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка и рефлексивного мышления.