Технологическая карта урока физики по теме Закон Кулона. Решение задач (10 класс)


Технологическая карта урока физики в 10 классе.
Составитель: учитель физики первой квалификационной категории МБОУ «СОШ № 5 г. Щигры Курской области» Оксененко Владимир Григорьевич
Тема урока: « Закон Кулона. Решение Задач »
Тип урока: Урок закрепления и применения нового учебного материала.
Оборудование: Компьютерный класс с выходом в сеть Internet в количестве одного ПК на двух обучающихся,
проектор для демонстрации отчётов обучающихся о проделанной работе.
Формы организации познавательного процесса:
фронтальная, парная, исследовательская деятельность.
Цели урока:
Личностные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, уважения к творцам науки и техники.
Метапредметные: создать условия для развития исследовательских и творческих навыков, навыков общения и совместной деятельности, способствовать формированию информационной компетентности, развитие навыков работы в Internet, умений наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщать, формулировать выводы.
Предметные: познакомить учащихся с особенностями применения закона Кулона при решении задач, показать значение открытия этого закона для физики и техники. Формирование умений описывать и объяснять взаимодействие неподвижных точечных электрических зарядов, использовать полученные знания и умения для решения задач ЕГЭ.
Дидактическая структура
(этапы урока) Время Смысловой блок (содержание) Методы и формы Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормирование УУД
Организационный. 1
Создание рабочей обстановки Беседа Приветствие Ответ на приветствие, выражение готовности к деятельности Улучшение самодисциплины
Актуализация знаний 2 Повторение сведений, необходимых для работы.
Фронтальный опрос Задать вопросы:
Какие новые знания получены на последнем уроке?
Для чего применяется закон Кулона? Ответы на вопросы Умение слушать и вступать в диалог; осознанно строить речевое высказывание.
Погружение в тему урока. 12 Проверка домашнего задания Устные отчёты обучающихся Проводит опрос.
Подводит к формулированию темы, целей и задач урока.
Направляет мысли учащихся в нужное русло.
Выставляет отметки. Устные ответы по парым и индивидуальным домашним заданиям:
Место закона Кулона в ЕГЭ.
Место задач по теме в ЕГЭ.
(Приложение 1)
Биография Шарля Кулона.
Аналогия между законом Кулона и законом всемирного тяготения.
Видео по теме в сети Internet
Место задач по теме в ЕГЭ по математике.
(Приложение 2)
Задачи по теме из ЕГЭ прошлых лет от сайта «Решу ЕГЭ»
(Приложение 3) Умение слушать и вступать в диалог; осознанно строить речевое высказывание. Выделение того, что усвоено накануне и его связей с ранее изученным.
Формулировка темы, целей и задач урока.
2 Анализ сложившейся учебной ситуации
Беседа
Направляет мысли учеников, задаёт дополнительные вопросы, требующие понимания сути закона Кулона Васказывают обоснованные предположения. Формирование навыка анализа учебной ситуации на основе предыдущего опыта, анализа и и синтеза.
Парная работа по решению задач с выходом в сеть Internet. 15 Анализ решений задач пот теме на сайте Решу ЕГЭ Групповая письменная работа с ПК
( 2 обучающхся за одним ПК) Обеспечивает и организует работу в сети Internet. Записывают тему урока, условия и решения задач, выбранных в результате подготовки домашнего задания. Самоорганизация деятельности
Пауза в работе, упражнения для глаз. 3 Упражнения для сохранения зрения Физкульт минуткаДемонстрация видеофрагмента, выполнение упражнений вместе с обучающимися. Просмотр видеофрагмента, выполнение упражнений.
Самоанализ состояния здоровья
Продолжение самостоятельной работы с помощью консультанта 10 Ответы на вопросы учащихся Беседа, письменная работа Назначает консультанта кроме себя самого.
Организует и прводит консультационную деятельность. Получают консультационную помощь.
Некоторые сами выступают в роли консультанта. Умение вести диалог, задавать вопросы, выслушивать чужое мнение.
Итоги работы на уроке
2 Анализ достигнутых результатов Беседа Задаёт вопросы:
Сколько решений задач задач удалось понять?
Каковы трудность и разнообразие задач?
Чему научились на уроке?
Что было главным на уроке?
Делают выводы о достижении цели урока Самоанализ деятельности
Домшнее задание 2 Запись в дневниках Беседа Предоставляет возможность Формируют индивидуальное домашнее задание и записывают его Ответственности и дисциплины
Рефлексия 2 Ответы на вопросы анкеты Письменная работа Организация деятельности, анализ результатов. Отвечают на вопросы анкеты.
(Приложение 4) Умение проводить оценку и самооценку результатов своей деятельности.
Приложение 1

A 11 № 1302.Точечный положительный заряд q помещен между разноименно заряженными шариками (см. рисунок).

Куда направлена равнодействующая кулоновских сил, действующих на заряд q?
1)  2)  3)  4) 
B 4 № 3148.Установите соответствие между формулами и физическими законами. К каждой позиции первого столбца подберите нужную позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
 
ФОРМУЛЫ
А) Б) 
 
ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ
1) закон электромагнитной индукции
2) закон Кулона3) закон Ома для замкнутой цепи
A 25 № 1303.  Как изменится модуль силы взаимодействия двух небольших металлических шариков одинакового диаметра, имеющих заряды  и , если шары привести в соприкосновение и раздвинуть на прежнее расстояние?
1) увеличится в 9 раз2) увеличится в 8 раз3) увеличится в 3 раза4) уменьшится в 3 раза
Приложение 2
ЕГЭ 2014. Математика.
Задание B12 (№ 27973)
http://mathege.ru/or/ege/ShowProblem.html?probId=27973Сила тока в цепи I (в амперах) определяется напряжением в цепи и сопротивлением электроприбора по закону Ома: , где U — напряжение в вольтах, R — сопротивление электроприбора в Омах. В электросеть включeн предохранитель, который плавится, если сила тока превышает 4 А. Определите, какое минимальное сопротивление должно быть у электроприбора, подключаемого к розетке в 220 вольт, чтобы сеть продолжала работать. Ответ выразите в Омах.
Решение.
Задача сводится к решению неравенства  А при известном значении напряжения  В:
 
 Ом.
Ответ: 55.
Аналогичные задания:
 28235 28237 28239 28241 28243 41989 41991 41993 41995 41997 41999Приложение 3
Физика. ЕГЭ 2014. А 11. Задачи по теме Закон Кулона.
№ 1301. Расстояние между двумя точечными электрическими зарядами уменьшили в 3 раза, а один из зарядов увеличили в 3 раза. Силы взаимодействия между ними
не изменились2) уменьшились в 3 раза3) увеличились в 3 раза4) увеличились в 27 раз
№ 1305. Модуль силы взаимодействия между двумя неподвижными точечными зарядами равен F. Чему станет равен модуль этой силы, если увеличить заряд одного тела в 3 раза, а второго — в 2 раза?
 2)  3)  4) 
№ 1307. Расстояние между двумя точечными электрическими зарядами увеличили в 3 раза, а один из зарядов уменьшили в 3 раза. Сила электрического взаимодействия между ними
не изменилась2) уменьшилась в 3 раза3) увеличилась в 3 раза4) уменьшилась в 27 раз
№ 1308. Как направлена кулоновская сила F, действующая на положительный точечный заряд , помещенный в центр квадрата, в вершинах которого находятся заряды , , , ?
1) →2) ←3) ↑4) ↓№ 1310. Расстояние между двумя точечными электрическими зарядами увеличили в 2 раза, а один из зарядов уменьшили в 4 раза. Сила электрического взаимодействия между ними
не изменилась2) уменьшилась в 4 раза3) увеличилась в 4 раза4) уменьшилась в 16 раз
№ 1311. Расстояние между двумя точечными электрическими зарядами увеличили в 2 раза, и один из зарядов уменьшили в 2 раза. Сила взаимодействия между зарядами
уменьшилась в 2 раза2) уменьшилась в 4 раза3) уменьшилась в 8 раз4) не изменилась
№ 1312. Расстояние между двумя точечными электрическими зарядами уменьшили в 2 раза, и один из зарядов увеличили в 2 раза. Силы взаимодействия между зарядами
1) увеличились в 2 раза2) увеличились в 4 раза3) увеличились в 8 раз4) не изменились
№ 1316. Пара легких одинаковых шариков, заряды которых равны по модулю, подвешена на шелковых нитях. Заряд одного из шариков указан на рисунках.

Какой из рисунков соответствует ситуации, когда заряд 2-го шарика отрицателен?
1) A2) Б3) В4) A и В№ 1324. Расстояние между двумя точечными электрическими зарядами увеличили в 2 раза, и оба заряда перенесли из вакуума в среду с диэлектрической проницаемостью 2. Сила взаимодействия между зарядами
уменьшилась в 4 раза2) уменьшилась в 8 раз3) уменьшилась в 16 раз4) не изменилась
№ 1327. Модуль силы взаимодействия между двумя точечными заряженными телами равен F. Чему станет равен модуль силы взаимодействия между телами, если заряд каждого тела уменьшить в n раз и расстояние между телами уменьшить в n раз?
1) nF 2) F 3)  4) 
№ 3557. В вершинах правильного треугольника расположены точечные заряды. Сила, действующая на заряд , направлена:
1) вправо2) влево3) вверх4) вниз
Приложение 4
Оцените, пожалуйста, по 5-ти бальной шкале
Понятность информации на уроке Пользу от вашей деятельности на уроке Проявленный вами интерес к уроку Результативность урока для Вас
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Щигры курской области»
Технологическая карта урока физики в 10 классе
по теме
«Закон Кулона. Решение Задач»
Учитель физики первой квалификационной категории
Оксененко
Владимир Григорьевич
Щигры, 2014