Урок по теме Решение задач с применением закона сохранения импульса


Урок по теме "Решение задач с применением закона сохранения импульса"

Тема урока: Решение задач с применением закона сохранение импульса.
Место урока: глава «Законы взаимодействие движения тел»
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Цели урока:
Образовательная: ученики должны знать закон сохранения импульса, должны научиться применять закон к различным стандартным ситуациям взаимодействия самостоятельно с небольшой помощью учителя.
Развивающая: учащиеся продолжают развивать свою речь, мыслительную деятельность, учась выделять главное, сравнивать, учатся составлять алгоритмы применения закона сохранения импульса.
Воспитательная: учащиеся продолжают формировать свои коммуникативные умения в процессе групповой работы.

Методы: репродуктивная, словесно-поисковая, частично-поисковая.
Форма занятий: беседа, самостоятельная работа.
Форма организации работы: фронтальная, групповая.
Методы: репродуктивный, словесно-поисковый, частично-поисковый.

Хронометраж урока:
Организационный этап – 1 мин.
Фронтальный опрос – 3 мин.
Постановка учебной проблемы – 5 мин.
Составление алгоритма – 5 мин.
Поиск ситуаций применения закона сохранения импульса – 4 мин.
Решение выбранной ситуации – 10 мин.
Защита решений на доске – 15 мин.
Домашнее задание – 2 мин.

Содержание урока:
Задачи:
1-я ситуация: Снаряд массой 100 кг, летящий горизонтально со скоростью 500 м/c, попадает в вагон с песком массой 10 т и застревает в нём. Какую скорость приобретает вагон? (Приложение 1. Слайд 13).
2-я ситуация: Человек массой 70 кг, бегущий со скоростью 6 м/c, догоняет тележку массой 100 кг, движущуюся со скоростью 1 м/c, и вскакивает на неё. Определите скорость тележки с человеком. (Приложение 1. Слайд 14).
3-я ситуация: Два шара массами 100 г и 200 г движутся на встречу друг другу. С какой скоростью будут двигаться эти шары и в какую сторону, если после удара они движутся как единое целое? Скорости шаров до удара соответственно равны 4 м/c и 3 м/c.
(Приложение 1. Слайд 15).
4-я ситуация: Мальчик массой 30 кг. Стоя на коньках, горизонтально бросает камень массой 1 кг. Начальная скорость камня 3 м/c. Определите скорость мальчика после броска. (Приложение 1. Слайд 16).
5-я ситуация: На вагонетку массой 800 кг, катящуюся по горизонтальному пути со скоростью 0,2 м/c, насыпали сверху 200 кг щебня. Какой стала скорость вагонетки?
(Приложение 1. Слайд 17).
Ход урока
Обоснование деятельности учителя
Прогнозируемая деятельность ученика

1. Организационный этап





2.Фронтальное повторение

– Для чего ввели понятие импульса тела?
– Дать определение импульса тела.
– Написать на доске определительную формулу.
– Назвать единицы измерения.
– Может ли человек, стоящий на идеально гладкой (ледяной) поверхности, сдвинуться с места, не упираясь острыми предметами в лёд?
– Чтобы сойти на берег, лодочник направился от кормы лодки к её носовой части. Почему при этом лодка отошла от берега?

3. Постановка цели урока

– Как вы думаете, что вы должны изучить на уроке следующим после формулирования закона сохранения импульса?
Выписывается тема на доске.
Давайте обсудим различные ситуации закона сохранения импульса.
– Посмотрите на доску: есть ли среди изображённых ситуаций предложенные вами?

4. Усвоение новых знаний

Сейчас каждая группа получит задачу, соответствующую этим ситуациям, но прежде нужно составить алгоритм решения задач на закон сохранения импульса. Перед выходом учащихся к доске сказать: «Часть алгоритма на доске уже есть; начинаем с записи закона сохранения импульса в векторной форме и т.д., расчётов делать не надо, только итоговая формула».
Группы получают задания.

Разбор задач у доски. На экране правильный вариант ответа.




Домашнее задание: Упр. 21, придумать задачу, отразив ситуацию, которая здесь не отражена.
А. Беляев «Звезда КЭЦ»: «У моего провожатого была портативная ракета – ранец для недалёких полётов в межпланетных пространствах. Ловко стреляя то задними, то боковыми, то верхними, то нижними «револьверами» ранца, он увлекал меня всё дальше и дальше по дуге над поверхностью шара». О каком явлении здесь идёт речь?
Об этом мы поговорим с вами на следующем уроке.















Психологически подготовить учащихся к работе на уроке.





Обеспечение мотивации учения и включение учеников в совместную деятельность по определению целей урока.











Учитель задаёт вопросы, отвечая на которые учащиеся определяют цель урока.



Ситуации заранее нарисованы на доске.
Помогает разобраться ученикам.






Редактирует алгоритм решения.






Контролирует работу групп.
Редактирует ответы.





Подводит итоги урока, отвечает на вопросы учащихся, обращает их внимание на основные этапы решения данных задач.
Доброжелательный настрой учащихся, их готовность к уроку, быстрое включение в деловой ритм.












.





Доброжелательный настрой учащихся, их готовность к уроку, быстрое включение в деловой ритм.

Отвечают на вопросы.















Формулируют цель урока.












Ученики обсуждают в группах, записывают в тетради.
Учащиеся смотрят, сравнивают с записями в тетрадях.
Учащиеся обсуждают алгоритм в группах, записывают его в тетради.

Работают в группах и готовят представителя для ответа у доски.
Записывают, рассказывают, остальные записывают, сравнивают с изображением на экране.