Материалы Всероссийской научно-методической конференции Практика применения современных образовательных технологий в процессе реализации ФГОС


Кириченко Екатерина Сергеевна
учитель географии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Энгельса»
Формирование и развитие личностных УУД, посредством изучения географического краеведения.
«Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле…»
С.О.Шмидт«Краеведение оценивает значительность происшедших на изучаемой территории событий, значительность связанных с этой территорией людей, ценность архитектурных и археологических памятников, красоту пейзажей, редкость и важность природных данных. … С этой точки зрения "моральная отдача" краеведения как науки, воспитательная роль краеведения исключительно велика».
Д.С. Лихачев.
География – уникальная наука, содержание которой переходит в действие. В связи с внедрением ФГОС второго поколения общего образования современный обучающийся должен уметь действовать в реальных условиях, ставить и достигать серьезных и креативных целей, умело реагировать на жизненные ситуации, быстро и самостоятельно решать возникающие проблемы.
Кандидат технических наук, доцент Смоленского государственного университета, член Союза российских писателей Э. Севрус сказал: «Умный человек осваивает, прежде всего, не тот стиль плавания, который позволяет быстро плавать, а тот, с помощью которого можно долго держаться на плаву». Эта цитата применима к новейшему образованию. Перед обучающимися стоит основная задача удержаться на плаву получения умений и навыков, при этом в разных жизненных ситуациях осваивая «новый стиль плавания».
География является важным звеном в структуре основного общего образования, а педагогической ценностью для достижения практических результатов в географическом обучении является краеведение. Ценность и важность краеведения была осознана очень давно. Достаточно отчетливо, еще в первой половине XVII века эта идея сформулирована Я. А. Коменским в труде «Великая дидактика». 
В современном преподавании курс «Краеведение» становится актуальным как на уроках, так и во внеурочной деятельности обучающихся, так как воспитание современного поколения, здорового и духовно-нравственного, невозможно без чувства патриотизма, уважения к своему краю и Родине. В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания, развивают личностные УУД. Краеведческий принцип дает возможность строить обучение географии согласно дидактическому правилу: “от известного к неизвестному”, “от близкого к далекому”. Любой педагог, используя новейшие методики преподавания, понимает, что личность не может осознать себя гражданином России, самостоятельно не придя к осознанию себя жителем конкретного региона, частью своей малой Родины.
Поэтому успешные результаты освоения школьного краеведения во внеурочной деятельности во многом зависят от того, в какой степени учитель сам краевед и как он сумеет заинтересовать своих учеников. Учитель должен хорошо знать край, систематически его изучать и владеть знаниями краеведческой работы со школьниками. Самому учителю краеведение также приносит большую пользу в расширении географического познания. Занимаясь краеведческой работой с детьми, он обогащается знаниями, улучшается и его педагогическое мастерство; он знакомится ближе с населением, с родителями своих учеников, изучает работу местных организаций и предприятий, тем самым повышает свою роль в хозяйственном и культурном строительстве родного края, города, села, а также повышает свой авторитет среди учащихся. Краеведение для учителя — верный путь к научной исследовательской деятельности.
В преподавании географии краеведение — одно из средств осуществления воспитывающего обучения. Работы, связанные с изучением родного края, помогают формированию географических понятий, углубляют интерес к изучению истории, воссоединяют личность с природой, «воспитывают уважение к истокам нашим, к родной земле».
Получить самостоятельно приобретенные знания о своей местности путем исследований и путешествий гораздо интереснее, чем вычитать ее из книг, и более доступно для практического применения во временном и пространственном расстоянии. Многие источники хранят в себе столько неизведанного и на удивление познавательного, что материал о природе родного края, культурной и исторической особенностях, а также о хозяйственной деятельности местного населения может использоваться в качестве примеров в урочной и внеурочной деятельности.
Краеведение – это связующая нить школы с реальностью и жизнью. Обучающиеся имеющие познавательный интерес в изучении географического краеведения, обретут истинную ценность и мудрость в дальнейшем становлении себя как гражданской и всесторонне-развитой личности. Им откроются безграничные широкие просторы информационного поля и уникальные возможности интеллектуального роста, крайне необходимы в современной «плеяде» человечества.