Программа профессиональной подготовки по профессии 12565 «Исполнитель художественно-оформительских работ»


«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБПОУ КДПИ
им. Карла Фаберже
____________ М.И. Никулаева

«_____» ____________20___ г.



Программа профессиональной подготовки по профессии
12565 «Исполнитель художественно-оформительских работ»


304 часа
Длительность обучения 2 года (75 недель)







Москва 2016


ОДОБРЕНА:
Предметно-цикловой комиссией № __________
________________________________________
Протокол № ___от «___» ___________ 20___ г.
Председатель___________ /Негода Т.В./











Автор-составитель
Негода Т.В., методист ГБПОУ КДПИ им. К. Фаберже;
Щербина В.Г., преподаватель ГБПОУ КДПИ им. К. Фаберже .







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа профессиональной подготовки по профессии «Исполнитель художественно-оформительских работ» разработана на основе Приказа Минобрнауки Росси от 02.07.2013 № 513 (ред. от 27.06.2014) «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.08.2013 № 293222); Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), 2014 выпуск № 57, выпуск утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 21.03.2008 № 135 раздел ЕЛТС «Рекламно-оформительские работы»; Программа профессиональной подготовки по профессии «Исполнитель художественно-оформительских работ; ФГОС начального профессионального образования по профессии 12565 Исполнитель художественно-оформительских работ.
Основополагающей целью программы является профессиональная подготовка старших школьников по профессии «Исполнитель художественно-оформительских работ», которая непосредственно связана с творческой художественной деятельности. Программа включает в себя: теоретические занятия и практическое обучение. Занятия носят практикоориентированный характер и максимально приближены к будущей профессиональной деятельности.
Направленность программы.
Направленность данной профессиональной программы по профессии 12565 Исполнитель художественно-оформительских работ выражается в формировании художественного мышления и способствует развитию эмоционально-эстетической сфере обучающихся. Данная профессиональная деятельность предъявляет высокие требования в художественно – эстетической сфере.
Новизна программы.
Новизна программы заключается в приобретении старшими школьниками навыков для освоения профессии исполнитель художественно-оформительских работ: изобразительной грамоты – в рисунке, живописи и композиции, начертании. В ходе реализации программы, обучающиеся познакомятся с шрифтовой техникой; принципами последовательности выполнения различных шрифтовых и оформительских работ; умением видеть и передавать наиболее характерные особенности шрифтов. Овладевают законами цветовой гармонии, цветовых отношений, навыками работы гуашью и выполнения различных трафаретов. Получают первичные профессиональные навыки работы различными графическими инструментами и материалами.
Актуальность.
Актуальность заключается в следующем: предлагаемый тематический принцип планирования учебного материала отвечает задачам не только художественного и эстетического развития в рамках освоения профессии, но и учитывает их интересы и возрастные особенности, направлена на профессиональное определение и становление молодого поколения.
Программа профессиональной подготовки по профессии 12565 «Исполнитель художественно-оформительских работ» является актуальной и востребованной на рынке труда.
Педагогическая целесообразность.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она отвечает, в рамках концепции модернизации образования, потребности общества в формировании компетентной, творческой и профессионально ориентированной личности. Действительно, освоение обучающимися первичных профессиональных навыков содействует самоопределению и саморазвитию личности.
Выполнение обучающимися различных практических заданий содействует раскрытию индивидуальных возможностей каждого обучающегося при условии бережного сохранения непосредственности творчества.
Занятия способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а также развивают творческие способности и формируют художественно-эстетическое восприятие мира.
Основное отличие
В основу концепции программы положена идея о том, что освоение программы профессиональной подготовки будет способствовать развитию художественного творчества, формированию этическому вкусу, и профессиональному самоопределению бучающихся.
Во-первых, содержание программы построено таким образом, чтобы максимально сформировать у обучающихся позитивное отношение к профессиональной деятельности.
Во-вторых, особенность программы является личностно - ориентированный подход в процессе обучения. Для этого у обучающихся определяется исходный уровень знаний и практических умений, а также их мотивация к освоению профессиональных навыков. В дальнейшем, с учётом индивидуальных возможностей, выстраивается образовательная траектория обучения с целью максимального освоения программных практических заданий и выполнении квалификационного экзамена.
Цель программы:
Заключается в освоении обучающимися программы профессиональной подготовки и овладению первичными навыками по профессии Исполнитель художественно-оформительских работ.
Задачи программы.
1) Обучающие 
знакомство с художественно-оформительским искусством, областями его применения; основными приемами,
овладение правилами основными правилами создания композиции (ритм, пятно, линия и т.д.) и основами цветоведения;
овладение правилами выполнения чертежей и различных графических работ;
освоение навыков работы с материалами и принадлежностями, применяемых в художественно-оформительских работах
техниками и технологиям оформительских работ; выполнять шрифтовые надписи (плакатными перьями, кистью, с помощью трафарета);
сформировать представления в области рисунка, живописи и композиции применительно к основам декоративно-прикладного искусства;
Усвоение основных понятий:
о цвете, цветовом тоне, насыщенности и светлости;
о цветовой гармонии;
об основах композиции;
о применение правил композиционного построения при выполнении шрифтовых и графических работах;
применение правила нахождения цветовой и шрифтовой композиции.
 2) Развивающие:
развитие художественно-образного видения мира (в том числе: чувственно-эмоциональных проявлений, внимания, памяти, фантазии, воображения);
определение проблемы собственной профессиональной самоориентации;
развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение;
развитие терпения, воли, трудолюбия, упорства в достижении цели.
3) Воспитательные:
формирование уважительного отношения к культуре своего народа и других стран;
формирование у обучающихся организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность и добиваться результата);
формирование учебно-информационных умений и навыков;
воспитание аккуратности;
формирование потребности в творческом росте, саморазвитии, самоутверждении, профессиональном самоопределении и социализации.

Ожидаемые результаты
Получая знания, обучающиеся, не только смогут связать свою дальнейшую профессию с художественным и декоративно-прикладным творчеством, но и получат умение справляться с любой художественной задачей поставленной перед ними, учатся не бояться трудностей и доводить до конца любое дело. Это очень важные качества для любой творческой профессии.
обучающийся должен знать:
основные понятия черчения;
правила выполнения чертежей;
основные сведения о чертежном шрифте;
основные виды шрифтов, их назначение;
ритмы набора шрифтов;
последовательность выполнения шрифтовых работ;
методы расчета текста по строкам и высоте;
методы перевода и увеличения знаков;
приемы компоновки, отделки, растушевки, исправления;
приемы заполнения оконтуренных знаков;
приемы заправки кистью шрифтов, виньеток;
приемы выполнения шрифтовых работ с применением шаблонов, трафаретов;
правила пользования приспособлениями, инструментами для выполнения шрифтовых работ;
правила техники безопасности при выполнении шрифтовых работ
выполняют следующие виды работ:
выполнять надписи различными шрифтами;
наносить надписи тушью на тонированных плоскостях из различных материалов;
выполнять основные приемы техники черчения;
производить разметку по готовым шаблонам и трафаретам;
переводить на намеченные места буквы и нумерации шрифта;
заполнять кистью и маркером оконтуренные буквенные и цифровые знаки;
наносить надписи, нумерации и виньетки по наборному трафарету с прописью от руки в один тон по готовой разбивке и разметке мест;
приобретают практический опыт:
изготовления простых шаблонов;
вырезания трафаретов оригинальных шрифтов и декоративных элементов;
выполнения художественных надписей различных видов, в том числе таблиц.
Организационно- педагогические основы образовательного процесса
Программа профессиональной подготовки по профессии 12565 «Исполнитель художественно-оформительских работ» является адаптированной программой, относится к художественно – эстетической направленности.
Возраст обучающихся – по программе профессиональной подготовке по профессии исполнитель художественно-оформительских работ принимаются обучающихся 7-11 классов общеобразовательных школ
Пол обучающихся – смешанный
Принцип набора в группу - свободный
Количество обучающихся в группе – 8 - 12 человек.
Режим проведения занятий - занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Срок реализации – 2 год (75 недель, по 4 часа в неделю), всего 300 часов.
Продолжительность учебного часа 45 минут.
Формы проведения занятий: очно-заочная (вечерняя).
Виды деятельности по программе: работа в группе; индивидуальная работа; практические занятия.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения: просмотры, выставки.
По целевой направленности программа, развивающая и корригирующая. Форма общения - рассказ, беседа, консультирование.
Каждое занятия по темам программы, как правило, включает в себя теоретическую часть - это объяснение нового материала и практические освоение навыков в зависимости от темы занятия.
Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые включают в себя, как выполнение отдельных элементов, так и грамотно построенная выверенная работа. Технология выполнения работ должна быть умеренно сложной, чтобы обучающиеся могли овладеть профессиональными навыками и . увидеть достойный результат своего труда. Это способствует развитию интереса, побуждает стремление к самостоятельности.

Примерная структура занятия:
1. Организационный момент
2. Теоретическое занятие
3. Перерыв
4. Практическое занятие
5. Подведение итогов занятия

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Профессия – исполнитель художественно-оформительских работ
§ 16. Исполнитель художественно-оформительских работ 1-го разряда
Характеристика работ. Выполнение подготовительных работ. Составление простых колеров. Перевод по трафарету на намеченные места букв и нумерации простого шрифта.
Должен знать: приемы и способы нанесения несложных шрифтов и нумерации по трафарету в один колер с прописью; правила составления колеров и подготовки поверхности под простую отделку.
§ 17. Исполнитель художественно-оформительских работ 2-го разряда
Характеристика работ. Выполнение шрифтовых работ простого композиционного решения по готовым трафаретам и шаблонам сухой кистью, трубочками по нормографу, гуашью и тушью по неколерованной бумаге под руководством исполнителя художественно-оформительских работ более высокой квалификации. Заполнение при помощи кисти цветной гуашью буквенных и цифровых знаков, оконтуренных по номеру. Нанесение надписей, нумерации и виньеток по наборному трафарету с прописью от руки в один тон по готовой разбивке и разметке мест.
Должен знать: способы набора шрифтов; состав и свойства применяемых красителей; приемы заполнения кистью оконтуренных знаков; правила пользования применяемыми приспособлениями и инструментом.
Примеры работ
1. Таблицы в одну-две строки - исполнение по шаблону и трафарету.
2. Щиты с объявлениями и плакатами - надписи от руки и по трафарету.
§ 18. Исполнитель художественно-оформительских работ 3-го разряда
Характеристика работ. Выполнение шрифтовых работ простого композиционного решения по готовым пленочно-прозрачным трафаретам и шаблонам сухой кистью, трубочками по нормографу, гуашью и тушью по неколерованной бумаге. Роспись рисунков простого композиционного решения по готовому трафарету масляными красками и гуашью под руководством художника. Подготовка поверхности под роспись.
Должен знать: приемы выполнения шрифтовых работ с применением шаблонов, пленочно-прозрачных трафаретов, нормографов; виды брускового шрифта; правила составления простых колеров; приемы выполнения простого рисунка; требования, предъявляемые к окрашиваемым поверхностям; свойства материалов, применяемых при художественно-оформительских работах.
Примеры работ
1. Гербы - прорисовка с растушевкой.
2. Лозунги, призывы, указатели - написание брусковым шрифтом.
3. Щиты рекламные - подготовка поверхности, роспись рисунка в один - три цвета.

УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБПОУ КДПИ им. К.Фаберже
___________________ М.И. Никулаева
«____» _____________ 2016 г.

Учебно-тематический план
Программа профессиональной подготовки по профессии
12565 «Исполнитель художественно-оформительских работ»
На 300 часов. Возрастная категория ученики 7-11 классов общеобразовательных школ
Разработчик: методист Негода Т.В.
Продолжительность занятий по 2 часа, два раза в неделю.
№ п/п
Предметы, дисциплины
Всего часов
1-й год
2-й год
Форма аттестации

 
Количество недель обучения
75 нед
15 нед
22 нед
16 нед
22 нед
 

1.
Теоретическое обучение
137
 
 
 
 
 

1.1.
Экономический курс
16
 
 
16
 
 

1.1.1.
Основы рыночной экономики
2
 
 
2
 
Контрольная работа 

1.1.2.
Основы предпринимательства
14
 
 
14
 
зачет

1.2.
Общетехнический/отраслевой курс
53
15
22
16
 
 

1.2.1.
Черчение
15
15
 
 
 
зачет 

1.2.2.
Основы материаловедения
4
 
4
 
 
зачет 

1.2.3.
Типографика
18
 
18
 
 
Диф.зачет

1.2.4.
Охрана труда
16
 
 
16
 
зачет

1.3.
Специальный курс
68
30
22
16
 
 

1.3.1.
Основы рисунка и живописи
48
26
22
 
 
экзамен

1.3.2.
Основы цветоведения
4
4
 
 
 
зачет

1.3.3.
Основы дизайна и композиции
16
 
 
16
 
зачет 

2.
Практическое обучение
75
15
44
16
88
 

2.1.
Выполнение подготовительных работ
4
4
 
 
 
Диф. зачет

2.2.
Выполнение шрифтовых работ
45
11
34
 
 
 экзамен

2.3.
Выполнение оформительских работ
10
 
10
 
 
 экзамен

2.4.
Изготовление рекламно- агитационных материалов
16
 
 
16
 
 экзамен

 
Практика по профессии в мастерских колледжа
88
 
 
 
88
Диф. зачет

3.
Квалификационный экзамен
4
 
 
 
 
ВКР

 
ИТОГО
304
 
 
 
 
 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
12565 Профессия – исполнитель художественно-оформительских работ

Теоретическое обучение
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КУРС
Основы рыночной экономики
Тематический план

N
п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Распределение часов
Форма контроля




В том числе





Теория
Практич.
занятия


1
Введение в экономику.
2
2

опрос 

2
Принципы и механизм работы рынка.
2
2

опрос 


Итого
4





Тема 1. Введение в экономику
Предмет экономики. Анализ экономической информации, необходимой для организации в своей профессиональной деятельности.

Тема 2. Принципы и механизм работы рынка
Принципы рыночной экономики. Взаимодействие спроса и предложения. Цена. Функции цены: информационная, мотивационная и нормирующая.

Основы предпринимательства
Тематический план

N
п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Распределение часов
Форма контроля




В том числе





Теория
Практич.
занятия



Экономические условия работы фирмы (предприятия)
2
2

опрос 


Трудовое законодательство
2
2

Деловая игра


Предпринимательство
6
2
4
Опрос


Деловая культура
2
2

Тестирование


Итого
12
8
4



Собственность и организационно-правовые формы фирмы (предприятия). Издержки фирмы (предприятия). Прибыль и убытки фирмы (предприятия). Атрибуты фирмы (предприятия): учредители, уставной фонд, юридический адрес, банковский счет и т.д.
Кругооборот товаров, услуг, ресурсов и платежей в экономике. Доход фирмы (предприятия).
Понятие о бизнес-плане. Маркетинг. Разработка и создание товара, позиционирование товара, процесс продвижения товара и ценообразование. Менеджмент

ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИЙ/ОТРАСЛЕВОЙ КУРС
1.2.1. Черчение
Тематический план
N
п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Распределение часов
Форма контроля




В том числе





Теория
Практич.
занятия



Введение

1




Основные правила оформления чертежей






Построение и написание шрифтов






Геометрические построения






Линейная перспектива






Архитектурно-строительное черчение






Итого
15





Тема 1. Введение
Цели и задачи предмета.
Чертежные инструменты, материалы, принадлежности и работа с ними
Тема 2 Основные правила оформления чертежей
Понятие о стандартах. Формат, рамка и основная надпись чертежа. Линии чертежа. Шрифт чертёжный. Основные правила нанесения размеров. Масштабы

Тема 3. Построение и написание шрифтов
Чертежные шрифты. Построение и написание шрифта «Антиква». Построение и написание шрифта «Гротеск» (рубленный). Построение и написание шрифта «Брусковый».

Тема 4. Геометрические построения
Деление отрезка прямой, угла и окружности на равные части. Сопряжения.

Тема 5. Линейная перспектива.
Общие понятия о перспективных проекциях. Перспектива точки, прямой, плоскости. Перспективные масштабы. Перспектива геометрических тел. Перспектива интерьера. Построение теней.

Тема 6. Архитектурно-строительное черчение.
Общие сведения об архитектурно-строительных чертежах. Чертежи фасадов зданий, их чтение и выполнение. . Планы зданий, их чтение и выполнение. Разрезы зданий: чтение и выполнение чертежей.

1.2.2. Основы материаловедения
N
п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Распределение часов
Форма контроля




В том числе





Теория
Практич.
занятия



Материалы, инструменты, приспособления для выполнения художественно-оформительских работ.
2
2




Трафареты и шаблоны.
1
1




Простые колеры
1
-
1



Итого
4
3
1



Тема 1 Материалы, инструменты, приспособления для выполнения художественно-оформительских работ.
Классификация материалов, их назначение и влияние на внешний вид и качество художественно – оформительских работ. Характерные свойства материалов для рисунка (уголь, тушь, и д.р.). Свойства различных видов красок: акварель, гуашь, акриловые краски. Материалы для основания живописных работ (дерево, ДСП, ДВП, картон, холст, бумага). Виды бумаги и картона. Материалы из дерева. Текстильные материалы. Кожа и кожзаменитель. Виды пенопласта
Виды красок и пигменты по цветовым группам. Естественные и искусственные краски и пигменты. Красители их свойства и применение
Грунтовки. Смывочные составы. Материалы, используемые для подготовки поверхностей: соляная кислота, сода углекислая и каустическая. Материалы для шлифовки: пемза, наждачная бумага.

Тема 2. Трафареты и шаблоны.
Виды колеров и шаблонов, их назначение, способы применения, последовательность выполнения работ по трафаретам и шаблонам.

Тема 3. Простые колеры
Виды колеров, назначение, способы приготовления, состав и свойства красителей, правила составления
Практическая работа:
Составление колера



1.2.3. Типографика
Тематический план

N
п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Распределение часов
Форма контроля




В том числе





Теория
Практич.
занятия



Введение






Шрифт – как единица типографики






Шрифтовая гарнитура.






Эстетические системы типографики






Итого





Тема 1 Введение
Области применения типографики. Основная терминология

Тема 2. Шрифт – как единица типографики
Общие характеристики шрифтов. Анатомия буквы. Шрифтовая эволюция в типографике. Рубленые и акцидентные шрифты. Русская типографика. Развитие отечественной школы

Тема 3. Шрифтовая гарнитура
Виды и классификации шрифтовых гарнитур. Параметры контрастности и насыщенности для шрифтовой гарнитуры. Эстетические и гигиенические требования к шрифту. Ролевая классификация шрифтов.

Тема 4. Эстетические системы типографики
Классическая типографика. Модернистская типографика. Влияние постмодернизма на развитие современной типографики. Создание модульной структуры в листовом формате. Эскизная разработка иллюстраций издания. Поиск шрифтовых сочетаний

1.2.4. Охрана труда
Тематический план
N
п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Распределение часов
Форма контроля




В том числе





Теория
Практич.
занятия



Охрана труда. Санитарные правила и нормы.
4
4




Здоровье сберегающие технологии.
4
4




Правила поведения в художественных мастерских, электробезопасность и пожарная безопасность
8
4
4



Итого
16
12
4



Тема 1 Охрана труда. Санитарные правила и нормы.
Требования охраны труда. Охрана труда женщин и молодежи. Закон об охране окружающей среды. Гигиенические нормативы. Организация рабочего места. Режим работы и занятий. Требования к освещенности и оборудованию. Защита от вредного воздействия красителей на его физическое состояние, меры профилактики.
Тема 2 Здоровье сберегающие технологии
Эргономика: рабочее место, офисная мебель, требования к рабочему месту при работе сидя. Ознакомление с упражнениями для глаз, комплексом упражнений для физкультурных минуток. Принципы оказания первой помощи.
Тема 3 Правила поведения в художественных мастерских, электробезопасность и пожарная безопасность
Организация рабочего процесса. Трудовая дисциплина. Общие сведения о мастерской (кабинете обслуживающего труда). Режим работы мастерской (кабинета). Правила поведения в мастерской. Правила безопасной работы в мастерской. Основные требования санитарии и гигиены в мастерской. Пожарная безопасность и электробезопасность в мастерской. Порядок действия при эвакуации из мастерской при чрезвычайных ситуациях.


СПЕЦИАЛЬНЫЙ КУРС
Основы рисунка и живописи
Тематический план
N
п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Распределение часов
Форма контроля




В том числе





Теория
Практич.
занятия



Рисунок






Введение. Основы рисунка. Приемы построения геометрических фигур






Градация тона в рисунке






Перспектива в рисунке






Рисование натюрмортов






Рисование архитектурных фрагментов и интерьеров зданий.






Живопись






Введение. Техника живописи






Цветовые и тональные отношения в живописи. Композиция натюрморта






Этюды интерьера






Работа гуашевыми и акриловыми красками






Итого
48





1.3.2. Основы цветоведения
Тематический план
N
п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Распределение часов
Форма контроля




В том числе





Теория
Прак. занятия



Понятие о цветоведении






Цветовые средства композиции






Цветовые закономерности композиции






Цветовое воплощение принципов композиции






Итого
4





Тема 6. Понятие о цветоведении.
Человек и цветовая среда. Особенности цвета в интерьере. Психологическое восприятия цвета
Тема 7. Цветовые средства композиции.
Основные свойства цветов. Цветовой тон. Светлота и яркость. Чистота и насыщенность цвета. Свойства цветов, обуславливающие их психофизиологическое воздействие.
Тема 8. Цветовые закономерности композиции.
Виды закономерностей. Соотношение цветов. Цветосочетания. Цветовая гамма и цветовая тональность. Цвет и материал.
Тема 9. Цветовое воплощение принципов композиции.
Гармония цветов в интерьере. Типы гармонических сочетаний. Выполнение упражнений и опытов, направленных на изучение и освоение гармонических цветосочетаний в интерьере и оформительском искусстве.

1.3.3. Основы дизайна и композиции
Тематический план
N
п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Распределение часов
Форма контроля




В том числе





Теория
Практич.
занятия



Введение.






Основные виды композиции и её категории






Принципы построения композиции






Композиционный центр






Орнаментальные композиции






Художественные средства построения композиции. Графика






Художественные средства построения композиции. Пластика






Средства гармонизации художественной формы






Основные принципы композиционно-художественного формообразования






Итого
16





Тема 1. Введение
Понятие о композиции. общая композиция и специальная композиция, их сходство и различие.
Тема 2. Основные виды композиции и её категории
Фронтальная, объёмная и глубинно-пространственная композиция, их основные признаки. Ритм в композиции. Статика и динамика; симметрия и асимметрия. Горизонтальное, вертикальное и диагональное направления композиции.
Тема 3. Принципы построения композиции.
Понятие плоскостных и пространственных форм. Пропорции.
Тема 4. Композиционный центр.
Общие понятия о композиционном центре. Выделение главного и соподчинение второстепенных элементов в композиции.
Тема 5. Орнаментальные композиции.
Орнаменты народов России. Основные виды и типы орнаментов.
Тема 6. Художественные средства построения композиции. Графика
Точка. Графический акцент. Линия. Основные виды линейных графических форм. Пятно. Основные виды графических тональных форм. Цветовой круг Гёте. Хроматические и ахроматические цвета. Цветовой тон, светлота, насыщенность, тональность и цветовая гамма. Активность и эмоциональное, психофизическое воздействие на зрителя.
Практическая работа:
Выполнение образцов графического заполнения плоскости с выявлением выразительного характера различных форм точечно-линейной графики и тоновой графики. Выполнение образцов материалов с раскрытием их характера и использованием разных графических средств (отмывки, покраски, «печати», «набрызка», «мармирования» и др.). Составление композиции из простых геометрических фигур с решением задач по сохранению и относительному разрушению плоскости или объема, а так же с использованием тоновых графических форм. Построение целостной композицию, основанной на контрастном сочетании точечно-линейных и тоновых графических форм с использованием простых геометрических фигур. То же при нюансном сочетании графических форм.
Составление ахроматического и хроматического кругов (или рядов) с условием передачи постепенного перехода цветов от одного к другому.
Тема 7. Художественные средства построения композиции. Пластика
Пластические композиционные средства. Характеристика линейно-пластической формы: направление, открытость, расположение по координатным осям, конфигурация.
Плоскостная форма. Объёмная форма. Пространственная форма. Фронтально-пространственная композиция. Объёмно-пространственная композиция. Глубинно-пространственная композиция. Внешнее и внутреннее пространство. Материал – натуральность, декоративность, однородность. 
Практическая работа:
Выполнение в макете образцов фактурных и рельефных поверхностей с использованием различных материалов. Составление композиции на основе нюансного и контрастного сочетания фактурных и рельефных форм. То же с использованием элементов линейной и тоновой графики. Построение и выполнение в макете выразительную по пластике объемных композиций с использованием изученных форм. Построение и выполнение в макете фронтально-пространственных, объемно-пространственных, глубинных композиций, используя разных графические и пластические средства с выделением главного элемента.
Тема 8. Средства гармонизации художественной формы
Ньюанс – контраст. Тождество и аналогия элементов. Статика – динамика. Симметрия – асимметрия. Метр – ритм. Такт, ритм, чередование, ясность, монотонность. Отношения – пропорции. Золотое сечение. Пропорции. Понятие модуля.
Размер – масштаб. Масштаб как относительная величина формы.
Практическая работа:
Построение и выполнение графически или пластически (в макете) разных композиций на нюансное и контрастное сочетание простых геометрических форм, на выражение статики или динамики, на раскрытие в композиции симметрии и асимметрии, с организацией метрического и ритмического порядка, с использованием разных отношений и пропорций («золотого сечения», модульной сетки, подобных фигур), на крупный и мелкий масштаб.
Тема 9. Основные принципы композиционно-художественного формообразования
Рациональность. Тектоничность. Принцип соответствия формы конструкции. Структурность. Структурность как внутреннее строение художественной формы. Гибкость. Органичность. Образность. Гармонизация образной структуры. Целостность и предельная выразительность художественного образа. Целостность. Общий характер формы. Принцип системности.
Практическая работа:
Построение композиций с использованием разных графических или пластических форм по принципу их структурной соподчиненности с выделением доминанты, «гибкой», открытой композицию из графических или пластических форм на основе использования модульных элементов. Моделирование графических или пластических структур, отвечающих разным закономерностям формообразования в природе. Построение графических или пластических композиций, четко раскрывающих тот или иной образ (тему).


ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ
Выполнение подготовительных работ
Тематический план
N
п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Распределение часов
Форма контроля




В том числе





Теория
Практич.
занятия



Технологическая последовательность выполнения подготовительных работ.






Назначение, классификацию, разновидности, устройство инструментов и приспособлений для выполнения художественно-оформительских работ, правила пользования






Виды, назначение, состав и свойства красителей.






Правила составления колеров.






Правила техники безопасности при выполнении подготовительных работ.






Итого
4





Выполнение шрифтовых работ
Тематический план
N
п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Распределение часов
Форма контроля




В том числе





Теория
Практич.
занятия



Основные виды шрифтов, их назначение.






Приемы компоновки, отделки, растушевки, исправления.






Приемы выполнения шрифтовых работ с применением шаблонов, пленочно-прозрачных трафаретов, нормографов.






Правила пользования приспособлениями, инструментами для выполнения шрифтовых работ.






Правила техники безопасности при выполнении шрифтовых работ






Итого
45





Выполнение оформительских работ
Тематический план
N
п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Распределение часов
Форма контроля




В том числе





Теория
Практич.
занятия



Назначение оформительского искусства.






Особенности наружного оформления и оформления в интерьере.






Принципы построения орнамента.






Приемы стилизации элементов;






Способы изготовления простых трафаретов, шаблонов, припорохов под многоцветную роспись;






Приемы выполнения росписи простого композиционного решения;






Основные приемы выполнения декоративно-художественных элементов в имитационных техниках;






Правила пользования приспособлениями






и инструментами для выполнения оформительских работ;






Правила техники безопасности при выполнении оформительских работ, включая монтажные






Итого
10





Изготовление рекламно- агитационных материалов
Тематический план
N
п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Распределение часов
Форма контроля




В том числе





Теория
Практич.
занятия



Основные виды рекламно-агитационных материалов, их назначение, особенности создания и применения.






Основные выразительные средства представления программного содержания наглядно-агитационных материалов.






Особенности художественного оформления в рекламе.






Принципы построения изобразительно-шрифтовых композиций.






Требования к характеристикам рекламно-агитационных материалов: удобочитаемость, четкость и ясность графических форм, смысловая акцентировка отдельных элементов, композиционная слаженность, стилевое единство, гармоничность цветового решения, связь изображений и букв с содержанием текста






Итого
16





ПРАКТИКА ПО ПРОФЕССИИ В МАСТЕРСКИХ КОЛЛЕДЖА
Тематический план
N
п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Распределение часов
Форма контроля




В том числе





Теория
Практич.
занятия



Вводное занятие.






Безопасность труда и пожарная безопасность в учебных мастерских.






Обучение первоначальным навыкам работы с инструментами, приспособлениями для художественно – оформительских работ






Выполнение несложных тренировочных упражнений в шрифтовых работах






Выполнение несложных шрифтовых композиций плаката






Выполнение шрифтовых работ наглядной агитации






Освоение технических приёмов оформительских работ






Освоение несложной шрифтовой композиции «Алфавит».






Исполнение шрифтовых композиций наглядной агитации в декоративно – оформительском искусстве






Выполнение художественно – оформительских работ в торговой рекламе. Оформление витрины магазина






Выполнение эскизов праздничного оформления сцены






Освоение техники аппликации в декоративно – оформительской работе






Освоение техники коллажа в декоративно-оформительском искусстве






Освоение техники выполнения многоцветного рисунка трафаретным способом.






Выполнение тематических стендов в интерьере






Комплексное выполнение шрифтовых работ, шрифтовых композиций, декоративно-тематических композиций в художественно-оформительском искусстве для интерьеров общественных и промышленных зданий






Итого
88





Квалификационный экзамен
Бланк по ГОСТам-внутренний-01Рисунок 1G:\Бланк колледжа\Изменения 01.12.14\Бланк по ГОСТам-внутренний-01.jpg я