Выступление на тему Шахматы как форма развития интеллектуальных способностей младших школьников.


Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому в значительной степени способствует обучение игре в шахматы
В Концепции математического образования основное направление это «Развитие логического мышления, коммуникации и взаимодействия на широком математическом материале».
Реализация логического мышления в нашем образовательном учреждении осуществляется через игру, которая не просто заставляет думать, а учит жить - это шахматы.
Исходя из миссии образовательного учреждения, цели шахматного образования: поэтапное развитие способности детей действовать «в уме», формирование основ логического мышления, мною разработана «Структурно-содержательная модель формирования шахматного образования». Стержневым моментом организации занятий становится деятельность самих обучающихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций с использованием информационных технологий.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы обучения Они применяются при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обучении правилам игры.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, обучающиеся овладевают тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется алгоритм  мышления:  анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. 
При изучении дебютной теории(начало игры) основным методом является частично-поисковый. Так же используется  творческий метод.
Использование данных методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Обучение осуществляется через : показ на демонстрационной доске (различных комбинаций ) и ИКТ-технологии, с помощью приемов: обыгрывание учебных заданий и создание игровых ситуаций, при этом использую основные средства обучения:
Практическая игра.
Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
Участие в турнирах и соревнованиях.
Обучение осуществляется на основе  педагогических принципов:
Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное        созерцание со стороны;
Принцип  доступности, последовательности и системности  изложения программного материала.
Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца.
Реализация шахматного движения осуществляется через: дополнительное образование; развивающую субботу; программу внеурочной деятельности;
платные образовательные услуги.
В перспективе для формирования личностного, интеллектуального и социального развития обучающихся планируется проведение: Семейных шахматных турниров; мастер-классов «Роль маленького учителя»;«Видеозаметки»(на детском тв),фестиваль «Шахматная королева».
На сегодня, обучающиеся принимают активное участие в шахматных турнирах. В школьных баталиях принимают участие все желающие с 1 по 4 классы. По школьным результатам отбирается команда для участия в городских соревнованиях.
Результаты направлены на:
-Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
-Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
-Освоение новых видов деятельности.
На протяжении четырёх лет наши обучающиеся занимают призовые места в городских турнирах.
В командных соревнованиях и личных зачётах.
Турниры: «Белая ладья», На приз «Деда Мороза»,
«Дню Защитника Отечества», «Надежды Югры»,
«Юный шахматист».
В этом году, впервые, наша команда приняла участие в «Семейном турнире».
«Шахматы - для каждого своё. Для одного - это искусство, для тех, кто ценит систематизацию, логику, точный выверенный анализ, - наверное, наука, ну а для третьего - прежде всего риск» Михаил Таль