Презентация Развитие творческих способностей у студентов колледжа на уроках русской литературы


Развитие творческих способностей у студентов колледжа на уроках русской литературы. Преподаватель высшей квалификационной категории ПСКБурлакова Е. Н. Информация к размышлению Если ученик не научится в школе сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели делать самостоятельное приложение этих сведений. Л.Н.Толстой Мое кредо: Учитель востребован временем только тогда, когда он сам на острие этого времени. Мои стремления «Посредственный преподаватель излагает, хороший – объясняет, выдающийся – показывает, великий – вдохновляет» Е.Ильин Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции. В.Сухомлинский ЦЕЛЬ РАБОТЫ: ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩЕГО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ. Схема воспитания у учащихся увлечения учебным предметом: от любопытства к удивлению,от удивления– к активной любознательности и стремлению узнать, от них – к прочному знанию и научному поиску. Пассивные стратегии или методы линейного воздействия. Активные стратегии или методы кругового воздействия Интерактивные стратегии или методы кругового взаимодействия. Урок-размышление «Нравственные проблемы в повести В. Быкова «Обелиск» Урок-диспут «Проблемы долга и чести в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина Урок защиты проектов «Эту жизнь за все благодарю» (сопоставительный анализ философской лирики С. Есенина) Тема проекта: Поэзия «серебряного века». Тема проекта выбрана с учетом учебной ситуации по предмету для углубления знаний учащихся по литературе 20 века при изучении темы «Серебряный век» русской поэзии». Проект по типу деятельности – информационный. Цели образовательные и воспитательные: вовлечение каждого участника в активный познавательный процесс;формирование навыков анализа художественного произведения;умение конспектировать критическую статью, сравнивать разные точки зрения и объяснять свое мнение по проблеме традиций и новаторства в литературе разных направлений начала века;умение приобретать знания из различных источников информации;организация индивидуальной и групповой деятельности учащихся. Методические задачи: формировать понимание поэзии начала XX века как новый способ постижения мира, как разные способы его измерения и изображения.освоить представление о социальной направленности литературы, ее связи с социально – исторической обстановкой;сформировать первоначальные представления об основных чертах и разновидностях русского модернизма; учить анализу стихотворения;учить смотреть на литературу как на возможность осмысления философско- эстетических и нравственных проблем. Основополагающий вопрос: Расцвет поэзии на рубеже веков стал возможным вопреки кризисной эпохе или благодаря ей ? Возраст учащихся: первый курс Время работы над проектом: три учебных недели Вопросы учебной темы: Почему символизм иногда называют неоромантизмом?Акмеизм – это противовес символизму?Нарушали или гармонизировали законы словотворчества поэты – футуристы в своих произведениях?Все ли поэты принадлежали к какому-либо направлению? Самостоятельные исследования учащихся: Как в русском символизме отразилась идея двойственности и двуединства мироздания?Каким критериям должно было соответствовать поэтическое произведение, по мнению акмеистов (генетическая связь с символизмом и отказ от его крайностей)?В чем проявилась мессианская роль поэтов – футуристов (тайновидцев и пророков)?Почему некоторые поэты не принадлежали ни к какому направлению? Техническое и учебно-методическое оснащение: компьютеры, сканер, принтер, доступ к Интернету, библиотека колледжа. ЗУН и общеучебные навыки: владение письменной и устной речью;владение знаниями по литературе, истории, информатике, русскому языку, мировой художественной культуре;умение работать с информационным текстом, дополнительной литературой, выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать поэтическое произведение.умение представлять результат проекта в виде презентации, буклета, сайта. Этапы деятельности: постановка проблемы;выдвижение гипотез – путей решения проблемы;распределение класса на группы и планирование деятельности в группе;сбор информации;структурирование информации;выбор формы презентации;подготовка презентации;презентация;внешняя оценка, самооценка и самоанализ. Авторы проекта: познакомиться с историей возникновения символизма;определить его важнейшие философские и эстетические принципы;рассмотреть особенности поэтики символистов;выявить связи символизма и романтизма. Русский символизм начался на рубеже XIX-XX в.в., впитав философию русского мыслителя и поэта В. Соловьева о Душе Мира, Вечной Женственности, Красоте, которая спасет мир.Символизм в России был объединен вокруг журналов «Весы» и «Золотое руно», издательств « Мусагет» и «Скорпион».Статья Д. С. Мережковского, опубликованная в Петербурге в 1893 году, - «О причинах упадка и новых течениях современной русской поэзии» - традиционно считается первым манифестом символизма. Выражение идей посредством символов(Символ- многозначный образ, объединяющий разные планы действительности. Символ - «обобщение, зовущее за пределы вещи… создающее бесконечную смысловую перспективу» А.Ф. Лосев).В основе творчества- идея двоемирия: земной, предметно-бытовой и мир идеальный.Мир земной ограничен и скуден; мир идей беспределен и бесконечен.Культ формы - стремление к понятию в различных областях.Главное искусство – музыка.Поэт - создатель собственного мира. Мы неведомое чуем,И, с надеждою в сердцах,Умирая, мы тоскуемО несозданных мирах. «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1892 год.) Причина упадка – «преобладающий вкус толпы» Нужен порыв – к неведомому, запредельному, к поклонению музыке, уводящей к «святыням, которых нет». Нужно «описывать не вещи, а впечатления от них». «Стих не есть созданье поэта, он даже ...не принадлежит поэту [...]. Он — ничей, потому что он никому и ничему не служит, потому что исконно свободен [...] В искусстве слова «все тоньше и беспощадно-правдивее раскрывается индивидуальность, «я, которое жадно ищет впитать в себя этот мир и стать им, делая его собою». О, дай мне только миг, но в жизни, не во сне,Чтоб мог я стать огнём или сгореть в огне! Кто равен мне в моей певучей силе? Никто, никто.Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,А если день погас, Я буду петь…Я буду петь о СолнцеВ предсмертный час! Я – изысканность русской медлительной речи,Предо мною другие поэты – предтечи,Я впервые открыл в этой речи уклоны, Перепевные, гневные, нежные звоны. символизм обогатил русскую культуру множеством открытий;символисты сумели придать поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Главная заслуга символистов в том, что они пытались создать новую философию культуры, выработать новое универсальное мировоззрение, создали концепцию «соборного искусства»,основанного на единение людей;Двоемирие – параллельное существование мира земного( обыденного, прозаичного, злого) и мира небесного ( возвышенного, яркого, справедливого) – объединяет символизм и романтизм. Акмеизм как одно из направлений Серебряного века Исследователи: Цель исследования:выяснить, в чем расходились взгляды символистов и акмеистов. Задачи:1. Изучить программные требования акмеистов2. Выявить особенности творчества акмеистов3. Выяснить, являлся ли акмеизм противовесом символизму Объект исследования:поэзия Серебряного века. Предмет исследования:акмеизм как одно из литературных направлений Серебряного века Основополагающий вопрос:Являлся ли акмеизм противовесом символизму? Гипотеза:Акмеизм возник как противовес символизму. Зарождение акмеизма «Наследие символизма и акмеизм» (Н.Гумилёв), «Некоторые течения в современной русской поэзии» ( Городецкий) – 1913 г., журнал «Аполлон», Петербург. Требования акмеистов: «возвращение на землю»; интерес к жизни и всем её явлениям; мужественный, твёрдый взгляд «в обмен на невростению»; целомудренное отношение к непознаваемому, к вере. АкмеизмАкмеизм в переводе с греческого означает «высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора»,илиАдамизм (мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь).Объединял акмеистов поиск выхода из кризиса символизма. Представители акмеизма:Н.Гумилёв, С.Городецкий, А.Ахматова, М.Зенкевич, Г.Иванов, О.Мандельштам, В.Нарбут. А.Ахматова «Я научила женщин говорить…» Основные принципы лирики А.Ахматовой: Афористичность и краткостьЭмоциональное напряжение и скрытая страстностьПсихологическая достоверность в передаче чувств и взаимоотношенийНедосказанностьЗапечатление одухотворённой предметности Лирическая героиня А.Ахматовой:Натура сильная, страстная, со скрытым душевным огнёмОдержима чувством вины и собственной греховностиЖаждет чистоты, света Н.Гумилёв «Как всегда, был дерзок и спокоенИ не знал ни ужаса, ни злости,Смерть пришла, и предложил ей воинПоиграть в изломанные кости». Своеобразие лирики Н.Гумилёва:ЯсностьТочностьПсихологическая достоверностьОбъективность Три ипостаси лирического героя Н.Гумилёва:Путешественник – рыцарь, служащий прекрасной дамеВоин (конквистадор, гладиатор)Любовник Оказывается…Музыкальность и напевность символистов вытеснена поисками новых ритмов путём пропуска слогов и свободной перестановкой ударения Мы узнали: Акмеисты противопоставили индивидуализму символистов самоценность каждого явленияАкмеисты заявляют, что «непознаваемое,…,нельзя познать» Наша гипотеза подтвердилась Футуризм как одно из течений «серебряного века». Исследователи: Тема: Футуризм как одно из течений «серебряного века». Цель: Выяснить, в чем проявилась мессианская роль поэтов-футуристов (тайновидцев и пророков)? Задачи: Изучить, каковы программные требования футуристов.Выявить основные особенности их творчества.Выяснить, нарушали или гармонизировали законы словотворчества поэты-футуристы в своих произведениях. Объект: Поэзия «серебряного века». Предмет: Футуризм как направление. Основополагающий вопрос: Нарушали или гармонизировали законы словотворчества поэты-футуристы в своих произведениях? Гипотеза: Поэты-футуристы в своих произведениях нарушали законы словотворчества. Мы узнали: В России о футуризме объявили Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Каменский, выпустившие в 1910 году первый сборник «Садок судей».Эти поэты с присоединившимися В.В.Маяковским и А.Крученых составили наиболее многочисленную группу кубофутуристов. В Петербурге вокруг издательства «Петербургский глашатай» объединились поэты, именовавшие себя эгофутуристами: И.Северянин, И.Игнатьев, В.Гнедов и другие. Мы узнали: В Москве была еще одна группа эгофутуристов, открывшая издательство «Мезонин поэзии». Эта группа состояла из таких поэтов, как В.Шершеневич, Р.Ивнев, К.Большаков и другие. Кроме этого было близкое к ним объединение «Центрифуга», куда входили Б.Л.Пастернак, Н.Асеев, С.Бобров, И.Аксенов. Оказывается: Родиной футуризма принято считать Италию. 20 февраля 1909 года в газете «Фигаро» был опубликован «Манифест о футуризме» Маринетти, в котором провозглашалась новая идеология.Русские футуристы, перенявшие лишь название, открещивались от «италофутуристов». «Только мы – лицо нашего времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин – непонятнее иероглифов. Сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих с Парохода Современности!..» «Мы приказываем чтить права поэтов: на увеличение словаря в его объёме произвольными и производными словами (словоновшество); на непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку…» «Пощечина общественному вкусу» (1912г.) Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников. Крупнейший представитель русского авангарда, поэт, прозаик, драматург, философ. Он напрочь отказался от старых литературных традиций, «старого языка», «старых слов».Провозгласил новую форму слов, независимую от содержания, то есть он буквально изобрел новый язык. О, рассмейтесь смехачи!О, засмейтесь смехачи!Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,О, засмейтесь усмеяльно! Игорь Северянин (Лотарёв). «Лирик, тонко воспринимающий природу и весь мир».«Ироник, остро подмечающий вокруг себя смешное и низкое».27 февраля 1918 года на вечере в Политехническом музее в Москве был провозглашен «королем поэтов». Мы выяснили: «Мы хотим, чтобы слово смело пошло за живописью».(В.Хлебников) Литературный футуризм очень тесно был связан с изобразительным искусством и, в первую очередь, с авангардными группами «Бубновый валет», «Ослиный хвост» и другие. Многие футуристы совмещали поэтическую деятельность с занятиями живописью (В.В.Маяковский, Е.Гуро, братья Бурлюки). Бурлюк «Любовь и мир» Бурлюк «Революция» Мы выяснили: Словотворчество В.Маяковского и В.Хлебникова не было бессмысленным набором звуков. Они создавали новые слова, не нарушая законов русского языка, а лишь дополняя и развивая их. Выводы: Взамен «прошлого» футуристы-будетляне предлагали культ техники, урбанизацию.Взамен традиционного русского слова они предлагали «заумный язык».Создатели русского футуризма жаждали отомстить миру за маленького человека, выброшенного на улицу. Они призывали разрушить несправедливый старый мир. Выводы: Взамен традиционного русского человека, рожденного «старым миром», идеалом провозглашается новый, сильный, «примитивно-здоровый» человек.«…русский футуризм был пророком и предтечей тех страшных карикатур и нелепостей, которые явила нам эпоха войны и революции».Слово у футуристов переиначивалось, делилось на части, «разрубалось». Такое отношение к слову как к материалу не только разрушало старые поэтические формы, но и способствовало активному созданию новых форм, неологизмов. Наша гипотеза не подтвердилась. Спасибо за внимание! Авторы проекта: Поэзия Великой Отечественной войны и последующих лет А.Сурков «Землянка» «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ» Биография Льва Николаевича Толстого Л.Н. ТОЛСТОЙ (1828-1910). БИОГРАФИЯ. Заболотский П.Е. Портрет поэта М. Ю. Лермонтова. 1837. Из коллекции Третьяковской галереи. Михаил Юрьевич Лермонтов1814 - 1841 История создания романа «Война и мир» 1863–1869работа над романом1868–1869первое издание1886пятое прижизненное издание(последнее) Максим Горький - жизнь и творчество.[16 (28) марта 1868, Нижний Новгород — 18 июня 1936, Горки под Москвой] Автор – Бурлакова Е. Н., учитель высшей категории, Отличник Образования РК Переломным в судьбе Горького стал 1898 г., когда отдельным изданием вышли два тома его сочинений. Издание имело чрезвычайный успех и мгновенно разошлось. В 1899 г. точно так же разошлось новое издание в трех томах. В 1899 г. появилась его первая повесть «Фома Гордеев», также встреченная с необычайным воодушевлением. Использование ИКТ решает следующие задачи: развитие критичности и самостоятельности мышления; • развитие логического мышления; • тренировка памяти; • формирование навыков вариативного мышления; • эвристическое мышление. • тренинг мышления решением нестандартных задач; • развитие ассоциативного, образного мышления; • обучение приемам и методам фантазирования Прикаспийский современный колледжИ.С. Тургенев. Стихотворения в прозе, особенности жанра. Авторские критерии нравственности в произведении «Довольный человек». Урок литературы Бурлакова Е. Н. преподаватель русской литературы Урок-семинар по литературе /А.Вознесенский/ «Ещё не раз вы вспомните меняИ весь мой мир, волнующий и странный…» /Н.Гумилёв/ «Каждый волен делать выводы сообразно своим понятиям и устремлениям души». /Ч. Айтматов/ Роман Ч. Айтматова «Тавро Кассандры» Работа в группах 1 группа 4 группа 3 группа 2 группа Мифология Биология Религия Природа 5 группа Музыка Д. Шостакович, симфония №5 «Когда человек слушает музыку, он включается в течение бесконечности, и жизнь его удлиняется, возможно, на десятилетия, столетия…Но для подобного восприятия музыки нужна определённая предрасположенность, определённое настроение, как перед молитвой, как перед отплытием в море…». /Айтматов/ С каким образом появляется музыка в романе? Какой представляет себе музыку Ордок? Информация к размышлению: что вы знаете о Шостаковиче? «Настоящая музыка там, где есть счастье и единение душ…» 5 группа. Музыка «Каждый волен делать выводы сообразно своим понятиям и устремлениям души». /Ч. Айтматов/ Следующий урок литературы - возврат к прошлому, к двум призракам, появлявшимся в глухую пору на Красной площади. «Неуживчивые, неугомонные призраки. Одинаковые с виду, одинаково приземистые, одинаково башкастые, шептуны -собеседники. Фантомы, двое призраков, неразлучная пара». Кто они? Следующий урок литературы — «Тема революции и гражданской войны в литературе». Этот вечный блудный сын. А. С. Пушкин. Станционный смотрительМетодическая разработка урока литературы. Блудный сын в живописи Назарет. Базилика Благовещения Наш XVIII век Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро… А.Н.РадищевСловесность наша явилась вдруг в XVIII веке. А.С.Пушкин Жан де Лафонтен (1621-1695) Лисица и виноградЛис-гасконец, а быть может, лис-нормандец (Разное говорят),Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкойВиноград, такой зримо зрелый, В румяной кожице! Наш любезник был бы рад им полакомиться,Да не мог до него дотянуться И сказал: «Он зелен –Пусть им кормится всякий сброд!»Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать? Ц А Р С К О С Е Л Ь С К И Й  Л И Ц Е Й История создания Лицея Обучение Жизнь вЛицее Пушкин в Лицее Авторыпроекта Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен - Неколебим, свободен и беспечен,Срастался он под сенью дружных муз.Куда бы нас ни бросила судьбина, И счастие куда б ни повело, Все те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село.А.С. Пушкин УставЛицея Здесь каждый шаг в душе рождаетВоспоминания прежних лет…А. С. Пушкин 2 страница В меню Пушкин в лицее «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» Прикаспийский современный колледж Автор – учитель высшей категории, Отличник Образования РК Бурлакова Е. Н. Символизм Символизм как литературное направление Понятие “символ” Задание к стихотворениюЗ. Гиппиус “Швея” Символизм в живописиПоэты-символисты о картине Врубеля Символ - окно в бесконечностьФ. Сологуб З. Гиппиус М. Врубель. Демон поверженный ? ? Историческая основа «Слова о полку Игореве».Русь времен «Слова о полку Игореве». Задание: составить план событий «Слова»;перечитать фрагменты о походе князя Игоря;найти дополнительный материал о князе Игоре. Верные – неверные утверждения Жанр «Слова» - житие. НЕТСюжетом «Слова» является неудачный поход князя Игоря в 1185 году против половцев. ДАСобытия в «Слове» расположены не в хронологической последовательности. ДАКнязь Игорь был потомком Ярослава Мудрого. ДАКнязь Игорь правил в Киеве. НЕТЦель похода – завоевание новых земель. НЕТПеред походом князь Игорь увидел вещий сон с дурным предзнаменованием. НЕТВойско князя Игоря было разгромлено на реке Каяле. ДАКнязь Игорь был ранен в ногу. НЕТБежать из плена Игорю помог половец Овлур. ДА «…за землю Русскую!»Повторительно-обобщающий этаппо «Слову о полку Игореве». Композиция произведения Вступление. Пролог.Экспозиция.Завязка действия.Развитие действия.Кульминация.Развязка.Заключение. Эпилог. Обращение ко временам Бояна.Сборы Игоря в поход. Затмение солнца.Сведения о походе и битве. Поражение Игоря. Сон Святослава. Золотое слово. Плач Ярославны.Побег из плена и возвращение Князя Игоря на Русь. Каким жанрам близко «Слово»? Древнерусская литературапоучениеповестьсловохождениежитиелетопись Устное народное творчествосказкабылинапословицапоговорканародная песняплач ■ поэма Золотое слово Линия сравнения Плач Ярославны Кто произносит Родство с Игорем К кому обращается Есть ли ответ Настроение Жанр Почему это центр«Слова» Предположения об авторе “Столетье безумно и мудро”Интеллектуальная игра по литературе ХVIII векаПодготовила и провела: преподаватель высшей категории, Отличник просвещения РК Бурлакова Е. Н. Поэт Золотоговека Тур первый «Себя, как в зеркале, я вижу…» 1 2 3 4 Тема семинара: «Привлечение учащихся к систематическому чтению». Нам предстоит рассмотреть: ПЕТРОГЛИФЫУЗЕЛКОВОЕ ПИСЬМОПИКТОГРАММЫИЕРОГЛИФЫНАЗВАНИЯ БУКВ В КИРИЛЛИЦЕСОВРЕМЕННЫЙ АЛФАВИТ Первый печатный станок Библиотека Отрара Образцы слайдов Какие открытия на уроке вы для себя сделали? Успехов в дальнейшей учебе! Успехов в дальнейшей учебе! Условия возникновения и развития интереса к учению: 1. Развитию познавательных интересов, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера.2. Учебный труд, как и всякий другой интересен тогда, кода он разнообразен, однообразная информация и однообразные способы действий быстро вызывают скуку.3. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.4. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими ранее, также способствует возникновению интереса к новому материалу.5. Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.6. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьников, тем интереснее им работать.7. Яркость, эмоциональность учебного материала, эмоциональная реакция, заинтересованность самого учителя с огромной силой воздействовать на учащегося, на его отношение к предмету. Качество знаний по русской литературе групп 68.11.,68.12.,68.13..