Методические рекомендации по теме Развитие творческих способностей обучающихся на уроках карачаевского языка


Реализации творческого потенциала учащихся на уроках родного (карачаевского) языка по программе интенсивного обучения
Магомедова Лаура Азретовна, учитель родного языка МКОУ «Гимназия №9» г. Черкесска, ст. преподаватель кафедры карачаево-балкарского и ногайского языков и литератур РГБУ ДПО «КЧРИПКРО»
Основным направлением модернизации общеобразовательной школы на современном этапе развития образования является, прежде всего, повышение качества усвоения знаний, практической и творческой подготовки выпускников школ. В связи с этим актуальной проблемой общеобразовательной школы является формирование и развитие творческих способностей у учащихся.
Учащиеся обладают огромным потенциалом творческих способностей. И именно родной язык, язык, при помощи которого осуществляется первое познание мировосприятия, существенно может реализовать творческий потенциал ребенка. Осуществляя воспитательные, образовательные и развивающие функции, в ходе реализации практической цели обучения. Как общеобразовательный учебный предмет, родной язык, может внести свой особый вклад в процесс развития творческих способностей учащихся.
На уроках родного языка учащиеся углубляют и расширяют многие знания и представления, полученные ими по другим учебным предметам: обществоведению, литературе, музыке, истории, географии, технологии, изобразительному искусству и другим. Именно с опорой на базовые знания по многим учебным дисциплинам происходит процесс изучения родного языка для учащихся, не владеющих или слабо владеющих родной речью. Урок родного языка, на котором учащиеся знакомятся с обычаями и традициями своего народа, с его самобытной культурой позволяет в полной мере развивать творческий потенциал учащихся, способствует развитию творческой активности, вовлекает всех обучающихся в учебную деятельность, которая должна быть на уроке мотивированной и достаточно интересной.
Развивая творческие способности учащихся, способности которые изначально заложены в каждом человеке, педагогу, в первую очередь необходимо обращать внимание на раскрытие личностного потенциала каждого ребенка,  таких его  качеств, как трудолюбие, активность, инициативность, умение работать в сотрудничестве, коммуникабельность, создание благоприятного климата для общения, сохранение  и укрепление учебной мотивации, самостоятельная работа, и т.д.Через многообразие форм можно раскрыть потенциальные возможности каждого ученика, развивать его познавательный интерес. В изучении родного языка это:
коллективная учебно-познавательная деятельность - это командная (КВН, дискуссии, полилоги), групповая (инсценирование, ролевые игры) парная работа (диалоги) и т.п.;игровые и проектные методы - здесь выполняются не только учебная и развивающая задачи, но и воспитательная, что особо важно при изучении родного языка – развиваются навыки сотрудничества, создаются условия для развития самостоятельности и творчества, повышается мотивация для овладения родной речью.
        Особенно развивается творческий потенциал учащихся на обобщающих уроках,  так как при проведении обобщающих уроков учитель может предоставить учащимся возможность самим определить свой уровень владения пройденной темой, увидеть свои результаты.
Многообразие заданий позволяет производить частую смену видов деятельности на уроке, что способствует снятию утомляемости и  поддержанию интереса учащихся к уроку, тем самым повышается эффектность урока.
Среди разнообразных приёмов наибольший интерес у школьников вызывают игровые ситуации, поскольку они приближают речевую деятельность к естественным нормам, раскрепощают ученика, стимулируют его фантазию, раскрывая его творческие возможности, свойства личности помогают развивать навык общения, обеспечивают практическую направленность обучения.
Используя разнообразные формы раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, при выполнении того или иного задания, учителю необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.
Так, учащимся 1 ступени обучения можно предложить задание «придумай сказку». На основе прочитанного учащимся предлагается придумать свою сказку, изменив главных героев и место действия сказки. При изучении таких разделов как «Кийик джаныуарла», «Юй хайыуанла» можно предложить школьникам придумать роевые речевые ситуации с использованием детских игрушек.
Учащимся 2 ступени обучения нравятся задания «представьте себя на месте одного героев рассказа и опишите ваши впечатления». Задание для развития творческого потенциала учащихся, их логики и желания проявить свою индивидуальность. При изучении таких разделов как «Юй керек», «Аш юй. сауутла» дети с большим удовольствием самостоятельно изготавливают в миниатюре разнообразные предметы быта. Особенно учащимся очень нравится выполнять задания, связанные с рисованием.
В старших классах большое внимание следует уделять знакомству с народным творчеством, песенным и музыкальным и даже танцевальным жанрами. Данный вид работы направлен на развитие памяти, запоминания лексических структур, постановку произношения, эстетическому восприятию. Знакомство с декоративно-прикладными видами народного творчества происходит не только на уроках, но и во внеурочных занятиях. Через неподдельный интерес к своим истокам, авторам творческих работ, раскрываются творческие способности и самих учащихся.
Творческим потенциалом обладает любой человек, нужно лишь создать условия для его раскрытия и развития. Развитие творческого потенциала, активность учащихся в значительной мере зависит от учителя, который создаёт обстановку сотрудничества,  доброжелательности, соревнования, что способствует реализации потенциальных возможностей каждого ученика.
Творческая деятельность дает учащимся общеобразовательных школ широкие возможности для проявления собственной индивидуальности. Непосредственное, активное участие школьников в данной деятельности, на доступном уровне сложности, раскрывает большие перспективы в деле комплексного развития и формирования творческого потенциала личности.