Конспект урока, презентация для интерактивной доски по математике на тему Число и цифра 5 (1 класс)

Тип урока: ОНЗ.
Автор: Фигуренко Н.В., учитель начальных классов МАОУ «Лицей №7» г.Бердск
Тема: «Число и цифра 5».
Основные цели:
1) формировать представление о числе 5, умение записывать его с помощью графической модели и цифры;
2) повторить схематическую и знаковую форму записи чисел 1, 4, 6, 9;
3) повторить понятия «равенство» и «неравенство» и их запись с помощью математических знаков.

Демонстрационный материал:
презентация к уроку;
учебник для 1 класса «Математика» Аргинская И.И., Бененсон Е.П. и др., рабочая тетрадь «Математика» Бененсон Е.П., Итина Л.С.
Раздаточный материал:
1) счетный материал (геометрические фигуры) – 1 набор на парту;
2) карточки для самостоятельной работы (этап 7) – Приложение 1:







3) «Лесенки успеха».
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
2) определение содержательных рамок урока;
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
На доске в беспорядке прикреплены карточки с числами 1, 4, 6, 9, и рисунки с соответствующим количеством предметов.
Посмотрите на записи. На какие группы их можно распределить? (Числа и картинки.)
Если дети вместо чисел назовут цифры, учитель уточняет, что числа можно записывать с помощью цифр.
Сегодня мы с вами продолжаем увлекательное путешествие по стране Математика. Нашим проводником будет Веселый Карандаш.
Учитель вывешивает на доску изображение Веселого Карандаша.
Прочитайте его пожелание.
Учитель открывает запись на доске:

В чем желает удачи наш герой? (В открытии нового знания.)
Как мы открываем новое знание? (Мы должны сначала понять, что мы не знаем, и постараться самим построить новый способ.)
Пожмите друг другу руку и пожелайте удачи.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
актуализировать умение соотносить количество предметов с графической моделью чисел 1, 4, 6, 9 и цифрой;
2) актуализировать умение сравнивать числа, записывать равенства и неравенства;
3) актуализировать мыслительные операции анализ, сравнение, аналогия;
4) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
5) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
7) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Актуализация умения соотносить количество предметов с цифрой. (Возвращаемся к слайду 1)
Прежде чем отправиться в страну Математика, Веселый Карандаш предлагает нам пройти испытание. Рассмотрите рисунок. Что вы видите? (Предметы и числа.)
Соотнесите количество предметов с числами.
Работа выполняется фронтально.
2) Актуализация умения соотносить количество предметов с графической моделью чисел 1, 4, 6, 9 и цифрой.
Математический диктант. Ответы фиксируются в тетради. Один ученик работает на оборотной стороне доски, остальные на своих местах.
3) Актуализация умения сравнивать числа, записывать равенства и неравенства.
На пути в страну Математики нам встретилась бурная река. Пройти через нее можно выполнив задания.
Задание в рабочей тетради с.22 №44.
Учитель предлагает детям проверить свои ответы по образцу.
Результат проверки фиксируется в работе с помощью знаков «+» или «?». Допущенные ошибки исправляются.
4) Актуализация мыслительные операции анализ, сравнение, аналогия
Задание в учебнике с.44 №95.
- Сравните рисунки. Чем они различаются? Чем похожи? (На рисунках разные ягоды. Тарелки разной формы и разного цвета. Количество ягод на каждой тарелке одинаково.)
- Сколько ягод на каждой тарелке? (5.)
- Что вы знаете о числе 5? ()
4) Пробное действие.
Что мы с вами повторили? (...)
Какое задание вы сейчас получите? (Задание, в котором есть что-то новое.)
Для чего? (Чтобы мы сами поняли, что мы еще не знаем.)
Учитель открывает на доске карточку с заданием для пробного действия.
Сколько яблок на этой тарелке? (6).
Сравните количество яблок на последней тарелке с предыдущими. (На последней тарелке ягод больше.)
Запишите свой ответ с помощью неравенства.
Учащиеся выполняют пробное действие.
Итак, у кого нет ответа?
В данной ситуации руки должны поднять большинство учащихся, так как они не умеют писать цифру 5.
Что показало ваше пробное действие? (Мы не можем записать неравенство.)
У кого есть ответ?
Некоторые учащиеся могут записать неравенство.
Вы можете доказать правильность вашей записи? (Нет.)
Что показало ваше пробное действие? (Мы не можем записать неравенство. Мы не можем доказать правильность нашей записи.)
Что же нам делать? (Нужно думать.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить и зафиксировать место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Какое задание вы выполняли? (Записывали неравенство «6 больше 5».)
В чем возникло затруднение? (Мы не умеем писать цифру 5.)
Почему возникло затруднение? (У нас нет эталона числа 5.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Какую же цель мы ставим перед собой? (Открыть эталон числа 5.)
Какой будет тема урока? («Число и цифра 5.»)
Как же мы будем «открывать» число 5? Что сделаем сначала? (Запишем число в виде графической модели.)
Что нам в этом поможет? (Графические модели изученных чисел.)
Что потом? (Мы должны записать это число в виде цифры.)
Что нам в этом поможет? (Учебник.)
А затем? (Мы должны узнать состав числа 5.)
Учитель может кратко зафиксировать план на доске.
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);
3) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
1) Работа над составлением графической модели числа 5.
Какой первый шаг? (Составить графическую модель числа 5.)
Составим модель данного числа.
Учащиеся составляют графическую модель числа 5 на интерактивной доске, на которой нарисованы графические модели чисел 1, 4, 6, 9. Дети путем совмещения моделей чисел 1 и 4 должны получить модель числа 5.
Учитель предлагает детям зарисовать в тетради полученный вариант.
Из каких частей состоит модель числа 5? (1 и 4.)
Расскажите Веселому Карандашу, как мы будем изображать число 5 графически. (Четыре точки ставим в углы квадрата, а пятую в це
·нтре.)
2) Работа над согласованием образца написания цифры 5.
Какой наш следующий шаг? (Обозначить число 5 с помощью цифры.)
Что в этом поможет? (Учебник.)
Найдите образец написания цифры 5 на странице 44 учебника. Попробуйте в парах проговорить последовательность написания цифры 5.
Учащиеся в парах определяют последовательность написания цифры 5.
Итак, как же пишется эта цифра?
Учитель вывешивает на доску изображение цифры 5. Учащиеся устно проговаривают последовательность действий, учитель фиксирует шаги звездочкой и стрелочками.
Я немного наклоню.
Пол-овала напишу.
Встану крепко в серединке.
Кепку в угол проведу.
Рабочую точку ставим чуть правее середины верхней границы клетки. Наклонную линию ведем вниз в центр клетки. Затем пишем полуовал до середины нижней границы клетки. От рабочей точки ведем дугу в верхний правый угол клетки.
- Сможем мы теперь выполнить задание на пробное действие? (Да.)
- Выполните.
Учитель читает четверостишье:






Хорошо ли ты считал? Сколько листьев насчитал? (4.)
Учитель продолжает читать стихотворение:
(На доске опадают листья.)

Сколько всего листьев сорвал ветер? (5.)
Какой цифрой обозначим это количество листьев? (Цифрой 5.)
Как получили число 5? (К 4 добавили еще 1.)
Дети пишут цифру в воздухе, проговаривая хором последовательность шагов.
3) Работа над составом числа 5.
Какой следующий шаг? (Определить состав числа 5.)
Ветер был озорником и занес листьяУгадайте, куда?
Учитель читает загадку:




Что это? (Лес.)
Ребята, перед нами волшебный лес. Сверху листья увидели шляпки необычных грибов.
На доске картинка первого гриба:
Сколько кругов в первой части? (1.)
Сколько кругов во второй части? (4.)
Сколько всего? (5.)
Учащиеся с помощью счетного материала выкладывают 1 круг и добавляют еще 4.
Нарисуйте в тетради.
Один ученик рисует на доске, остальные учащиеся – в рабочих тетрадях.
Учитель поворачивает картинку гриба так, чтобы получился рисунок:
Количество кругов на картинке изменилось? (Нет.)
Какой рисунок выполним? (.)
Учитель предлагает посмотреть на картинку третьего гриба.
Работа строится аналогично. В тетрадях и на доске появляются рисунки.
Физкультминутка.





Давайте составим эталон. Что в него будет входить? (Графическая модель числа 5, цифра 5, состав числа 5.)
Учитель составляет эталон на доске.
Смогли мы преодолеть затруднение? (Да.)
Что теперь мы можем делать? (Записывать число 5 разными способами, получать число 5 разными способами.)
Какой следующий шаг на нашем уроке? (Закрепить наши знания о числе 5.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
зафиксировать новое учебное содержание во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6:
1) Работа над составом числа 5.
Учебник с.44 №96 (Составление математических рассказов по рисункам.).
2) Работа в рабочей тетради, стр. 23 №46.
Сколько Винни-Пухов на рисунке? (5.)
Какой цифрой обозначим это количество? (Цифрой 5.)
Кто хочет по нашему образцу рассказать, как пишется цифра 5? (Один ученик проговаривает шаги, остальные дети пишут цифру в воздухе.)
Затем три ученика поочередно выходят к доске и пишут цифры в заранее расчерченной на клеточки строчке, громко проговаривая последовательность шагов. Остальные дети работают в рабочей тетради (№46).
А теперь запишите в прописи под диктовку друг друга еще по одной цифре.
Давайте выберем среди ваших цифр Королеву красоты. Для этого сравните каждый шаг в написанной вами цифре с образцом учебника и поставьте зеленым карандашом черточку (корону) над той цифрой, которая, по вашему мнению, совпадает с образцом.
Кто нашел Королеву красоты? (Дети поднимают руки.)
Молодцы!
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить сформированность способности к записи числа 5 с помощью цифры и графической модели.
Организация учебного процесса на этапе 7:
Мы хорошо потрудились коллективно, а теперь я предлагаю вам выполнить задание самостоятельно. Как вы думаете, зачем? (Чтобы мы сами проверили себя, поняли изучаемую тему, или нет.)
Учитель раздет учащимся карточки с заданием для самостоятельной работы.
Добавьте в мешочки фигуры так, чтобы их стало по 5. В квадратик рядом с первым мешочком запишите число 5 с помощью цифры, а рядом со вторым мешочком с помощью графической модели.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу 2-3 минуты.
Затем дети проверяют выполнение задания по образцу, предъявленному на доске, и фиксируют с помощью знаков «+» или «?» заполнение каждого рисунка.
Поднимите руку, кто допустил ошибку при заполнении первого рисунка? Поставьте рядом с первым мешком «?»
Где еще допустили ошибку? (Дети указывают место ошибки.)
Исправьте ошибку зеленой ручкой.
Поднимите руку, кто выполнил задание верно? Поставьте рядом с этим рисунком знак «+».
Аналогично проводится проверка заполнения второго рисунка с фиксацией результатов с помощью знаков «+» и «?».
Поднимите руку, кто заполнил два рисунка без ошибок?
Молодцы! Если допустили ошибку, не огорчайтесь, вы сможете ее исправить и тоже будете молодцами.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) тренировать способность к записи равенств и неравенств;
2) тренировать мелкую моторику рук.
Организация учебного процесса на этапе 8:
1) Повторение понятий «равенство» и «неравенство».
Учебник с.45 №97.
2) Тренировка мелкой моторики рук.
Рабочая тетрадь с.23 №47.
Дети выполняют задание в рабочей тетради.
9 Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить свою работу на уроке.
Организация учебного процесса на этапе 9:
Какова тема сегодняшнего урока? («Число и цифра 5».)
Какую мы ставили перед собой цель на уроке? (Изучить число 5.)
Достигли мы цели на уроке? Докажите.
Кому удалось самому «открыть» новое знание? Докажите.
Оцените свою работу на уроке на «Лесенке успеха».
Веселому Карандашу интересно, какие еще трудности остались у вас на конец урока?












Приложение 1. Самостоятельная работа































13PAGE 15


13PAGE 14715



«Желаю удачи!»

Ветер осенью летал,
Ветер листики считал:
Красный лист,
Зеленый лист,
Липы лист,
И клена лист.

Лист от ветки оторвался.
Ветер злился и сбивался.
Вот попробуй, сосчитай.
Оторвался, улетай.

Есть у ребят
Зеленый друг,
Зеленый друг, хороший.
Он им подарит сотню рук
И тысячу ладошек.

к

к

к

Подтянитесь на носочках столько раз,
Сколько пальцев на руке у вас.
1, 2, 3, 4, 5! Топаем ногами!
1, 2, 3, 4, 5! Хлопаем руками!

1, 2, 3, 4, 5! Все умеем мы считать!
Отдыхать умеем тоже.
Тихо сядем, руки на парту положим.
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим!



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915